d9e5a92d

Классификация некоммерческих рисков.


Для уяснения правовой природы страхования от некоммерческих рисков по введению валютных ограничений принимающим правительством необходимо установить содержание понятий "риск", "неопределенность". Д.С. Губарев отмечает, что данные понятия основаны на конкретных решениях и возможности наступления последствий от таких решений, не соответствующих ожидаемому результату, являющемуся следствием указанных решений. При этом такая возможность в случае с риском поддается измерению, т.е. является реальной, а в случае с неопределенностью не поддается таковому*(66).

Некоммерческий риск - это неопределенность при осуществлении инвестиций на территории принимающего государства, связанная с возможными действиями такого государства, которые могут прямо или косвенно повлиять на способность иностранного инвестора владеть, пользоваться и распоряжаться своими инвестициями или причинить ущерб имущественным или неимущественным интересам такого инвестора.

К коммерческим рискам отнесены риск выбора контрагента, невыполнения договорных обязательств, неплатежеспособность, банкротство*(67).

Д.С. Губаревым предложена условная классификация некоммерческих рисков.

1. Некоммерческие риски, связанные с действиями принимающего государства, непосредственно влияющими на возможность иностранного инвестора владеть, пользоваться, распоряжаться своим имуществом. К данной группе отнесены экспроприация иностранной собственности, косвенная экспроприация де-факто, конфискационное налогообложение*(68).

2. Экономические риски. К данной группе отнесены девальвация или ревальвация иностранной валюты, так как эти процессы напрямую связаны с экономической политикой, проводимой в государстве. Кроме того, в данную группу включен отказ государства выполнять свои обязательства перед инвестором вследствие ухудшения внутренней экономической ситуации*(69). Практический смысл выделения экономических рисков заключается в решении вопроса ответственности государства, так как государство должно нести полную ответственность за осуществление экономической политики.

3. Риски политического насилия - войны, гражданские беспорядки, революции.

Общая черта, характерная для всех групп некоммерческих рисков, - прямая или косвенная связь их наступления с деятельностью принимающего государства.

Е.В. Попов предлагает классифицировать некоммерческие риски на политические, экологические и правовые.

К политическим он относит: возможность экспроприации (национализации и/или реквизиции прямых иностранных инвестиций); одностороннее прекращение действия договоров, связанных с иностранными инвестициями; двойное налогообложение; неконвертируемость валюты; военные действия и гражданские беспорядки; неопределенность и непредсказуемость правительственной и фискальной политики. К экологическим отнесены риск наступления стихийных последствий и другие форс-мажорные обстоятельства. К правовым рискам относятся: несоответствие материально-правовых и коллизионных категорий и понятий в разных правовых системах; различия в процессуальных вопросах осуществления прав и обязанностей; различия в подходах и основаниях к признанию и исполнению иностранных арбитражных и судебных решений*(70).

Данные классификации позволяют понять правовую природу этих явлений. Несомненно, что политические риски наиболее очевидны для иностранного инвестора. Появление их обусловлено правом суверенного государства выбирать форму и содержание своей внутренней и внешней политики. При этом государство при формировании своей экономической политики должно учитывать тот факт, что инвестиционная деятельность предполагает интеграцию иностранных инвестиций в экономику страны - получателя инвестиций, которая может быть столь значительной, что может повлечь появление в стране субъектов, способных реально влиять на состояние внутренних и внешних дел, а также на политический процесс. В этом заключается риск самих прямых иностранных инвестиций для государства - реципиента.

Данная опасность состоит в том, что важные экономические и политические решения, затрагивающие данную страну, могут быть приняты иностранным инвестором за рубежом в ущерб ее национальным интересам. Таким образом, налицо политический риск, связанный с использованием прямых иностранных инвестиций, который реализуется в форме создания прямой или косвенной угрозы национальным интересам страны пребывания иностранных инвестиций.



Определение и классификация рисков позволяют установить объект страхования, интерес страхователя, а также страховой риск, т.е. предполагаемое событие, на случай наступления которого производится страхование.

С точки зрения инвестора, его имущественные права в отношении инвестиций будут полностью обеспечены, если при наступлении данных обстоятельств он сможет быстро получить возмещение понесенных им убытков из источника, не зависящего от правительства принимающей инвестиции страны, и если согласие такого источника на возмещение потерянных инвестиций было получено еще до начала осуществления инвестиций в принимающей стране.

Страхование имущественных интересов инвестора от политических рисков может осуществляться специализированными национальными, как правило, государственными агентствами, международными организациями или частными страховыми компаниями. Среди таких агентств можно назвать Корпорацию частных зарубежных инвестиций (ОПИК). Как специализированное агентство ОПИК учреждено в 1969 г. специальной поправкой к законодательному акту Федерального правительства США 1961 г. о зарубежной помощи.

Подобные страховые компании осуществляют свою страховую деятельность по трем следующим программам:

- страхование имущественных интересов инвесторов от политических рисков, связанных с экспроприацией или национализацией, необратимостью местной валюты в свободно конвертируемую валюту, с повреждением имущества или потерей прибыли в результате гражданских волнений, гражданской войны, изменения политического режима;

- финансирование проектов и кредитование частных инвесторов путем предоставления краткосрочных и прямых долгосрочных гарантированных займов;

- оказание инвесторам консультационных услуг по изучению инвестиционного и политического климата в предполагаемой стране - реципиенте инвестиций.

На глобальном уровне данный вопрос был предметом рассмотрения на заседаниях в октябре 1985 г. Совета управляющих Международного банка реконструкции и развития, в ходе которых был разработан проект конвенции об учреждении Международного агентства по страхованию инвестиций. Текст Конвенции был одобрен Советом управляющих МБРР 11 октября 1985 г. на ежегодной сессии в г. Сеуле и передан правительствам стран - членов МБРР и Швейцарии для подписания. Конвенция вступила в силу 12 апреля 1988 г., и 12 июня 1988 г. МИГА начало свою деятельность. Правовой статус Агентства весьма своеобразен. С одной стороны, это международная межправительственная организация, обладающая юридической правосубъектностью. Вместе с тем основной предмет деятельности Агентства - страхование рисков, связанных с инвестированием иностранного капитала, - носит чисто коммерческий характер. Не случайно поэтому наряду с признаками международной организации - субъекта международного права Агентство обладает признаками, характерными для коммерческой организации. Прежде всего это выражается в том, что Агентство располагает акционерным капиталом (ст. 5 Конвенции). По своим страховым обязательствам оно несет самостоятельную имущественную ответственную перед страхователями (ст. 17 Конвенции). Таким образом, Агентству всегда надлежит поддерживать баланс между своими задачами в качестве международной организации и своей финансовой устойчивостью в качестве учреждения, занимающегося страховыми операциями.

В соответствии со ст. 14 Сеульской конвенции подпадают под гарантии инвестиции при условии их вложения только в развивающиеся страны - члены Конвенции. В пп. (i) п. (а) ст. 11 к покрываемым рискам отнесены подпадающие под гарантии капиталовложения на случай убытка в результате перевода валюты. Под риском неконвертируемости валюты понимается невозможность конвертации капитала или прибыли в твердую валюту вследствие либо принятого национальным правительством решения о блокаде вывоза капитала, либо установленного им неблагоприятного или дискриминационного обменного курса. Однако страховое покрытие не распространяется на девальвацию национальной валюты или рыночное колебание курса, поскольку эти потери - следствие спекулятивного риска, а сам по себе этот риск может принести не только потери, но и прибыль*(71).

К данной категории рисков отнесено любое введение по инициативе принимающего правительства ограничений на перевод за пределы принимающей страны ее валюты в свободно используемую валюту или другую валюту, приемлемую для владельца гарантии, включая отсутствие действий принимающего правительства в течение разумного периода времени по заявлению, поданному этим владельцем на такой перевод.

В анализируемой статье Конвенции предусмотрен охват всех форм новых прямых ограничений, включая добавление к существующим ограничениям, а также косвенные и скрытые ограничения, независимо от того, вводятся ли они юридически или фактически. Ограничение должно вводиться "по инициативе принимающего правительства", причем такая формулировка должна охватывать ограничения, вводимые государственными учреждениями и другими государственными органами принимающей страны.



Содержание раздела