d9e5a92d

Все акты Мингосимущества были отклонены Минюстом.


  • законодательство;
  • исполнение законов;
  • правоохранительную систему.

Между тем в России до сих пор ни само законодательство, ни процесс его принятия, ни обеспечение выполнения законов системностью не отличаются. В то время как в первую очередь необходимо принятие фундаментальных законов – кодексов, очень много принимается мелких, частных законов.

Фундаментальные законы, такие как Конституция или Гражданский Кодекс, для обеспечения действия своих норм предполагают отсылки к законам, которые до сих пор не приняты, в результате эти нормы не работают.

При принятии новых законов старые законы, а также ведомственные нормативные акты должны либо подлежать отмене, либо в них должны вноситься соответствующие изменения и дополнения, но этого часто не происходит.

Субъекты Федерации, не дожидаясь центра, принимают свои законы (которые нередко противоречат федеральным законам). При этом "тоска по системности" приводит к тому, что в Республике Башкортостан, например, принято целых 13 кодексов.

Противоречащие друг другу законы взрывают изнутри систему правового регулирования. Давно уже стал хрестоматийным пример о первоочередности списания средств со счетов предприятий. Закон о приватизации предусматривает единые условия приватизации на всей территории России, а в Законе о местном самоуправлении говорится, что условия приватизации местного имущества определяют местные органы власти.

Помимо законов, многие ведомства издают свои нормативные акты. Министр юстиции привел такие цифры: из представленных в первом квартале 1998 г. на регистрацию в Минюст 29 нормативных актов Минфина было зарегистрировано лишь 11, остальные – отклонены по причине несоответствия действующему законодательству. Из 23 актов ГТК Минюст зарегистрировал 4, из 18 актов Госналогслужбы зарегистрировано 4. Все акты Мингосимущества были отклонены Минюстом. Самое юридически грамотное ведомство – Минэкономики – все представленные им в январе-марте акты соответствовали законодательству и были Минюстом зарегистрированы.

Необходимо координировать законотворческую деятельность органов власти

На сегодняшний день Госдума, Правительство и Администрация Президента имеют свои планы законотворческой деятельности, но эти планы друг с другом никак не "корреспондируют". Мнения о приоритетности принятия тех или иных законов у каждого свои. Бывают случаи, что законы не рассматриваются Думой по 2-2,5 года.

Решить эту проблему, на наш взгляд, возможно путем расширения полномочий Объединенной Комиссии по координации законотворческой деятельности, в которую входят представители разных ветвей власти, придать ее решениям не просто рекомендательный, а хотя бы в какой-то мере обязательный характер.

Наряду с этим в стране должна быть единая Государственная программа законопроектных работ, согласованная с Президентом РФ, Правительством РФ, обеими палатами Федерального Собрания Российской Федерации и обязательная к исполнению.

Законы, не обеспеченные финансированием

Ни для кого не секрет, что нередко наши законодатели принимают "хорошие" и "благородные" законы, однако, не обеспеченные финансированием, например Закон о ветеранах. Для реализации этих законов необходима одна сумма, а в бюджет закладывается другая, значительно меньшая. Для финансирования всех подобных законов требуется, по различным оценкам, около 200 млрд. руб., которыми бюджет, естественно, не располагает.

Происходит коллизия: с одной стороны, Правительство РФ имеет полное право действовать в рамках Закона о бюджете, с другой – любой гражданин-получатель средств может обратиться с иском против Правительства РФ в судебные инстанции, и такие иски в большинстве случаев удовлетворяются.

На наш взгляд, решение этой проблемы может состоять в том, чтобы закон о бюджете должен предусматривать перечень конкретных мероприятий по конкретным законам, финансируемым в данном году. И об этом необходимо широко проинформировать все общество.

Соотношение частного и публичного права

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед законодателями и всем юридическим сообществом, Председатель Высшего Арбитражного суда В. Яковлев считает проблему оптимального соотношения частного и публичного права. Если раньше "мы ничего частного не признавали", то сейчас "ударились в другую крайность", и частно-правовые подходы стали превалировать над публично-правовыми.



Сфер, где области частного и публичного права тесно переплетаются, много: налогообложение, природопользование и природоохрана, внешняя торговля, земельные отношения.

Пытаясь установить, следует ли допускать частную собственность на землю, мы, по оценке В. Яковлева, "не о том спорим". Речь в данном случае должна идти именно о соотношении частных и публичных интересов и соответственно частного и публичного права. Необходимо, с одной стороны, правовое закрепление частной собственности на землю, а с другой – установление такого регулирования земельных отношений, чтобы собственник не мог причинить вред публичным интересам, поскольку земля является не только его собственностью, но и достоянием людей, на ней проживающих.

Законы, которые следует принять в первую очередь

Можно выделить те области права и конкретные законы, принятие которые необходимо в первую очередь для эффективной деятельности корпоративных объединений.

Остро необходима нормативно-правовая база рынка недвижимости. Должны быть как можно скорее доработаны и приняты Земельный Кодекс, законы об ипотеке, об оценочной деятельности. Следует создать единую систему регистрации недвижимости и сделок с ней. Сначала, если предложение поддержит Президент, такая система может быть в качестве эксперимента введена в Москве – регистрация недвижимости и всех сделок с недвижимостью будет передана органам юстиции.

На рассмотрении в Государственной Думе находится проект закона о регистрации юридических лиц. Принятие этого закона позволит усилить борьбу с экономической преступностью. На сегодня у нас нет единого государственного реестра юридических лиц, и на вопрос, сколько в стране реально действующих хозяйственных субъектов, не может ответить никто (примерно их зарегистрировано около 2,5 млн., из которых 800 тыс. не платят налогов и не представляют никаких отчетных документов).

В Государственной Думе близится к завершению работа над принятием комплекса инвестиционных законов: о свободных экономических зонах, о концессионных договорах, новые редакции законов об инвестиционной деятельности и об иностранных инвестициях.

В 1999 г. могут быть приняты законы об иммунитете государства и его собственности, изменения и дополнения в Закон об основах федеральной жилищной политики, изменения и дополнения в законы об образовании, о высшем и послевузовском профессиональном образовании, о государственной, муниципальной и частной медицине, о медицинском страховании.

Должен быть принят новый Трудовой Кодекс, новые Гражданско-процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы.

На сегодня объем теневой экономики, по некоторым оценкам, достигает 40% ВВП. В целях усиления правопорядка и борьбы с преступностью необходимо принятие Законов о борьбе с организованной преступностью, о борьбе с коррупцией, о государственном финансовом контроле, о государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическим лицами доходов, о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем. Что касается последнего закона, то необходимо устранить противоречие, которое несет в себе существующий вариант законопроекта. В ряде случаев получается так, что легализация доходов наказывается более строго, чем само их получение (за получение доходов – лишь административная ответственность, а за легализацию – уголовная).

Вводится система декларирования доходов и имущества государственных чиновников, которые будут служить подопытным материалом для того, чтобы отработать систему учета всех доходов физических лиц. И здесь большое значение имеет соблюдение тайны этих сведений. Нельзя передавать функции заполнения справок о доходах кадровым службам ведомств, лучше поручить эту работу налоговой службе и налоговой полиции.

Укрепление судебной системы и, в частности, обеспечение исполнения решений судов требует принятия законов об исполнительном производстве и о судебных приставах. По данным Министерства юстиции, если в 1994 г. исполнялось только 34% всех судебных решений об имущественных взысканиях, то сейчас их исполняется больше – 52%, но "потери все равно колоссальные", именно поэтому закон о судебных приставах так необходим. Институт судебного приставства должен быть, по его оценке, не просто "строем полицейских в касках и бронежилетах", но и структурой, обладающей большим интеллектуальным потенциалом.

Большое значение имеет принятие законов, защищающих права граждан при банковских вкладах и на рынке ценных бумаг. Целесообразно развивать институт защиты прав неопределенного круга лиц, так называемых групповых исков. Сейчас, когда суды рассматривают дела финансовых компаний – пирамид, им приходится опрашивать всех пострадавших, а в таких структурах, как "Хопер" или "Русская недвижимость", пострадавших бывает более миллиона человек во всех регионах страны. В результате процессы могут длиться десятилетиями.

Интересные записи



Содержание раздела