d9e5a92d

Участки, требующие "мягкого" правового регулирования


Что касается предприятий, стоит вопрос о переводе отношений между собственниками и руководителями предприятий из сферы трудовых в сферу гражданских правоотношений, о повышении ответственности руководителей за принимаемые ими управленческие решения, за финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятий и сохранность их имущества.

Будут изменены подходы к налогообложению предприятий: налоговое бремя станет меньше, но контроль за налоговыми платежами – жестче.

Должны быть приняты Законы о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, об обществах с ограниченной ответственностью.

Система правового регулирования

Прежде всего, нам хотелось бы подчеркнуть, что под правовым регулированием мы предлагаем понимать обдуманное, цивилизованное, с учетом мирового опыта, целенаправленное воздействие норм права (а, следовательно, самого государства в целом) на конкретные участки жизни и деятельности общества и граждан, в данном случае в сфере акционирования и акционерной деятельности.

В [22] справедливо подчеркивается: "Предназначение правового регулирования состоит в том, чтобы возможно адекватнее отразить в государственных нормативных актах объективно складывающееся содержание и структуру рынка и тем самым создать благоприятное правовое пространство для возникновения, функционирования и развития рыночных отношений".

Эффективным действенным фактором такого рода правового регулирования деятельности корпоративных объединений и выступает обширный блок законодательных документов, о котором мы вели речь выше. На основании сказанного можно сделать вывод, что в правовом регулировании, рассматриваемом нами:

а) действуют общие каналы, общие условия, общие типы, методы, способы и механизмы регулирования, относящиеся к любым областям жизни;

б) действуют конкретные, специфические правовые нормы, относящиеся к той или иной сфере (например, акционированию).

За их пределами остаются соответствующие относящиеся к собственно внутренней сфере определенной деятельности нормы регулирования, которые принято характеризовать как корпоративное управление.

Поэтому, на наш взгляд, необходимо в главных, принципиальных моментах раскрыть определяющие вопросы правового регулирования и сделаем это путем их наглядного изложения в системе таблиц, а затем завершим характеристику правового положения и правового регулирования акционерных обществ, созданных в процессе приватизации [23, 32, 42]8.

Итак, по нашему мнению, в таблицах можно проиллюстрировать следующие вопросы правового регулирования (табл. 9-12).

Таблица 9

Каналы правового воздействия

Правовое воздействие

Духовно-идеологическое воздействие права

Правовое регулирование

Информационный канал

Властно-принудительный канал

Ценностно-ориентационный канал

Канал стимулирования

Именно так наглядно предстает перед нами современная развитая практика правового регулирования. Она целиком и полностью охватывает как сферу акционирования, так и сферу деятельности корпоративных объединений.

Такого рода практику, связанную с организацией и функционированием корпоративных объединений, пришлось восстанавливать (создавать заново) после десятилетий административно-командного управления экономикой, использовать в ходе приватизации, а теперь и совершенствовать по мере продвижения к цивилизованной, отвечающей нормам международного права, демократически отрегулированной, сводящей к минимуму криминальные и иные негативные проявления рыночной экономике.


Таблица 10

Условия правового регулирования

Качество социальной среды

Качество "энергетики" регулирования

Степень социальной

активности

Поле активности поведения

Поле сдерживания

Повторяемость (массовидность)

Единичность поведения


Уровень интенсивности регулирования

Зоны достаточной правовой насыщенности

Зоны "правовых" пустот

Зоны неполного правового охвата

Участки, требующие интенсивного правового регулирования

Участки, требующие "мягкого" (диспозитивного) правового регулирования

Таблица 11

Типы, методы и способы правового регулирования

Типы правового

Общедозволительный

регулирования

Разрешительный


Централизованное (императивное)


Юридическое дозволение


регулирование – метод субординации


Юридическое запрещение

Методы правового регулирования

Децентрализованное (диспозитивное) регулирование – метод координации

Способы правового регулирования

Общение дозволения запреты


Смешанные императивно-диспозитивные методы


Позитивное обязывание



На этом, по нашему мнению, целесообразно завершить рассмотрение собственно правового положения и реального правового регулирования деятельности корпоративных объединений, в том числе акционерных обществ, созданных в России в процессе приватизации.

Таблица 12

Механизм правового регулирования (МПР)




Законодательные органы

Правовой

Юридические

Субъекты

Судебные органы

"инструментарий" (правовые

нормы

правового регулирования

Правоохранительные органы

средства)



Нотариальные органы




Адвокатура


Правовые

Субъективные права


отношения

Юридические обязательства

Акты реализации

Акты применения права

прав и обязанностей

Индивидуальные обязывающие акты


Правоположения практики

В соответствии с п. 3 ст. 96 и п. 5 ст. 98 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование деятельности акционерных обществ, образованных в ходе приватизации государственных и муниципальных предприятий, осуществляется законодательством о приватизации [29].

Ст. 1 (п. 5) Федерального закона "Об акционерных обществах" продублировала аналогичную норму, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, но при этом ввела в правовой оборот характеризующие отличительные признаки, с приобретением которых для указанных акционерных обществ прекращается действие законодательства о приватизации и регулирование их деятельности осуществляется Федеральным законом "Об акционерных обществах" [29].

Так, к упомянутым выше отличительным признакам Федеральный закон "Об акционерных обществах" относит отчуждение 75% принадлежащих государству или муниципальному образованию акций в таком акционерном обществе после окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.

Следовательно, до момента отчуждения 75% принадлежащих государству или муниципальному образованию акций и не позднее срока окончания приватизации предприятия, определенного планом приватизации, сохраняется действие учредительных документов акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и порядок формирования органов управления этих обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности9.

По нашему мнению, необходимо обратить внимание на то, что подобное разграничение акционерных обществ в зависимости от способа их образования не случайно предусмотрено в действующем гражданском законодательстве.

Акционерные общества, создаваемые в процессе приватизации, образуются в основном ради цивилизованного перераспределения государственной собственности между акционерами при приватизации государственных и муниципальных предприятий. В то время как обычные акционерные общества, что и обусловлено законом, создаются с целью концентрации капитала, позволяющего осуществлять различные инвестиционные проекты, и при ограниченном риске их учредителей.

Поэтому при анализе правовых норм, содержащихся как в законодательстве о приватизации, так и в общем гражданском законодательстве, необходимо учитывать эту двойственность одной из наиболее эффективных организационно-правовых форм, какой в настоящее время является акционерное общество.

В п. 3 ст. 94 Федерального закона "Об акционерных обществах" содержится императивная норма, согласно которой учредительные документы акционерных обществ, созданных до введения в действие Федерального закона "Об акционерных обществах", подлежали приведению в соответствие с нормами указанного закона не позднее 1 июля 1996 г.10

В процессе приведения учредительных документов акционерных обществ, образованных в процессе приватизации, в соответствие с требованиями федерального закона было необходимо учитывать особенности создания, организации и деятельности этих обществ, предусмотренные законодательством и нормативно-правовыми актами о приватизации в Российской Федерации. Игнорирование этих особенностей непременно привело бы к противоречиям действующему законодательству о приватизации и фактически дезавуировало бы весь процесс реформирования государственного сектора экономики.

Для любого исследования очень существенно обобщить и привести в единую систему (совокупность) представлений все разработанные и использованные нормативные установления, способствовавшие процессу акционирования в России. Сейчас мы скажем об итогах этой большой сравнительной аналитической работы.

Выделим наиболее существенные особенности создания и деятельности акционерных обществ в процессе приватизации, которые теперь уже корректируются законом "Об акционерных обществах":

1) учредителями акционерных обществ в процессе приватизации являются комитеты по управлению государственным имуществом (п. 2.2 Указа Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. №1535), уполномоченные выступать в таком качестве от имени государства – Российской Федерации, тогда как в соответствии со ст. 10 Федерального закона "Об акционерных обществах" государственные органы не могут выступать учредителями акционерных обществ, если иное не установлено законом;

Интересные записи



Содержание раздела