Что касается предприятий, стоит вопрос о переводе отношений между собственниками и руководителями предприятий из сферы трудовых в сферу гражданских правоотношений, о повышении ответственности руководителей за принимаемые ими управленческие решения, за финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятий и сохранность их имущества.
Будут изменены подходы к налогообложению предприятий: налоговое бремя станет меньше, но контроль за налоговыми платежами – жестче.
Должны быть приняты Законы о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, об обществах с ограниченной ответственностью.
Система правового регулированияПрежде всего, нам хотелось бы подчеркнуть, что под правовым регулированием мы предлагаем понимать обдуманное, цивилизованное, с учетом мирового опыта, целенаправленное воздействие норм права (а, следовательно, самого государства в целом) на конкретные участки жизни и деятельности общества и граждан, в данном случае в сфере акционирования и акционерной деятельности.
В [22] справедливо подчеркивается: "Предназначение правового регулирования состоит в том, чтобы возможно адекватнее отразить в государственных нормативных актах объективно складывающееся содержание и структуру рынка и тем самым создать благоприятное правовое пространство для возникновения, функционирования и развития рыночных отношений".
Эффективным действенным фактором такого рода правового регулирования деятельности корпоративных объединений и выступает обширный блок законодательных документов, о котором мы вели речь выше. На основании сказанного можно сделать вывод, что в правовом регулировании, рассматриваемом нами:
а) действуют общие каналы, общие условия, общие типы, методы, способы и механизмы регулирования, относящиеся к любым областям жизни;
б) действуют конкретные, специфические правовые нормы, относящиеся к той или иной сфере (например, акционированию).
За их пределами остаются соответствующие относящиеся к собственно внутренней сфере определенной деятельности нормы регулирования, которые принято характеризовать как корпоративное управление.
Поэтому, на наш взгляд, необходимо в главных, принципиальных моментах раскрыть определяющие вопросы правового регулирования и сделаем это путем их наглядного изложения в системе таблиц, а затем завершим характеристику правового положения и правового регулирования акционерных обществ, созданных в процессе приватизации [23, 32, 42]8.
Итак, по нашему мнению, в таблицах можно проиллюстрировать следующие вопросы правового регулирования (табл. 9-12).
Таблица 9
Каналы правового воздействия
Правовое воздействие |
|
Духовно-идеологическое воздействие права |
Правовое регулирование |
Информационный канал |
Властно-принудительный канал |
Ценностно-ориентационный канал |
Канал стимулирования |
Именно так наглядно предстает перед нами современная развитая практика правового регулирования. Она целиком и полностью охватывает как сферу акционирования, так и сферу деятельности корпоративных объединений.
Такого рода практику, связанную с организацией и функционированием корпоративных объединений, пришлось восстанавливать (создавать заново) после десятилетий административно-командного управления экономикой, использовать в ходе приватизации, а теперь и совершенствовать по мере продвижения к цивилизованной, отвечающей нормам международного права, демократически отрегулированной, сводящей к минимуму криминальные и иные негативные проявления рыночной экономике.
Таблица 10
Условия правового регулирования
Качество социальной среды |
||||
Качество "энергетики" регулирования |
Степень социальной активности |
|||
Поле активности поведения |
Поле сдерживания |
Повторяемость (массовидность) |
Единичность поведения |
|
Уровень интенсивности регулирования |
||||
Зоны достаточной правовой насыщенности |
Зоны "правовых" пустот |
|||
Зоны неполного правового охвата |
||||
Участки, требующие интенсивного правового регулирования |
Участки, требующие "мягкого" (диспозитивного) правового регулирования |
Таблица 11
Типы, методы и способы правового регулирования
Типы правового |
Общедозволительный |
||
регулирования |
Разрешительный |
||
Централизованное (императивное) |
Юридическое дозволение |
||
регулирование – метод субординации |
Юридическое запрещение |
||
Методы правового регулирования |
Децентрализованное (диспозитивное) регулирование – метод координации |
Способы правового регулирования |
Общение дозволения запреты |
Смешанные императивно-диспозитивные методы |
Позитивное обязывание |
На этом, по нашему мнению, целесообразно завершить рассмотрение собственно правового положения и реального правового регулирования деятельности корпоративных объединений, в том числе акционерных обществ, созданных в России в процессе приватизации.
Таблица 12
Механизм правового регулирования (МПР)
Законодательные органы |
||||
Правовой |
Юридические |
Субъекты |
Судебные органы |
|
"инструментарий" (правовые |
нормы |
правового регулирования |
Правоохранительные органы |
|
средства) |
Нотариальные органы |
|||
Адвокатура |
||||
Правовые |
Субъективные права |
|||
отношения |
Юридические обязательства |
|||
Акты реализации |
Акты применения права |
|||
прав и обязанностей |
Индивидуальные обязывающие акты |
|||
Правоположения практики |
В соответствии с п. 3 ст. 96 и п. 5 ст. 98 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование деятельности акционерных обществ, образованных в ходе приватизации государственных и муниципальных предприятий, осуществляется законодательством о приватизации [29].
Ст. 1 (п. 5) Федерального закона "Об акционерных обществах" продублировала аналогичную норму, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, но при этом ввела в правовой оборот характеризующие отличительные признаки, с приобретением которых для указанных акционерных обществ прекращается действие законодательства о приватизации и регулирование их деятельности осуществляется Федеральным законом "Об акционерных обществах" [29].
Так, к упомянутым выше отличительным признакам Федеральный закон "Об акционерных обществах" относит отчуждение 75% принадлежащих государству или муниципальному образованию акций в таком акционерном обществе после окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.
Следовательно, до момента отчуждения 75% принадлежащих государству или муниципальному образованию акций и не позднее срока окончания приватизации предприятия, определенного планом приватизации, сохраняется действие учредительных документов акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и порядок формирования органов управления этих обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности9.
По нашему мнению, необходимо обратить внимание на то, что подобное разграничение акционерных обществ в зависимости от способа их образования не случайно предусмотрено в действующем гражданском законодательстве.
Акционерные общества, создаваемые в процессе приватизации, образуются в основном ради цивилизованного перераспределения государственной собственности между акционерами при приватизации государственных и муниципальных предприятий. В то время как обычные акционерные общества, что и обусловлено законом, создаются с целью концентрации капитала, позволяющего осуществлять различные инвестиционные проекты, и при ограниченном риске их учредителей.
Поэтому при анализе правовых норм, содержащихся как в законодательстве о приватизации, так и в общем гражданском законодательстве, необходимо учитывать эту двойственность одной из наиболее эффективных организационно-правовых форм, какой в настоящее время является акционерное общество.
В п. 3 ст. 94 Федерального закона "Об акционерных обществах" содержится императивная норма, согласно которой учредительные документы акционерных обществ, созданных до введения в действие Федерального закона "Об акционерных обществах", подлежали приведению в соответствие с нормами указанного закона не позднее 1 июля 1996 г.10
В процессе приведения учредительных документов акционерных обществ, образованных в процессе приватизации, в соответствие с требованиями федерального закона было необходимо учитывать особенности создания, организации и деятельности этих обществ, предусмотренные законодательством и нормативно-правовыми актами о приватизации в Российской Федерации. Игнорирование этих особенностей непременно привело бы к противоречиям действующему законодательству о приватизации и фактически дезавуировало бы весь процесс реформирования государственного сектора экономики.
Для любого исследования очень существенно обобщить и привести в единую систему (совокупность) представлений все разработанные и использованные нормативные установления, способствовавшие процессу акционирования в России. Сейчас мы скажем об итогах этой большой сравнительной аналитической работы.
Выделим наиболее существенные особенности создания и деятельности акционерных обществ в процессе приватизации, которые теперь уже корректируются законом "Об акционерных обществах":
1) учредителями акционерных обществ в процессе приватизации являются комитеты по управлению государственным имуществом (п. 2.2 Указа Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. №1535), уполномоченные выступать в таком качестве от имени государства – Российской Федерации, тогда как в соответствии со ст. 10 Федерального закона "Об акционерных обществах" государственные органы не могут выступать учредителями акционерных обществ, если иное не установлено законом;