В завершение данного анализа, подходя с общезначимых, масштабных социальных и правовых позиций, нужно совершенно определенно подчеркнуть, что приватизация, акционирование, правовое регулирование этих процессов объективно привели к формированию гражданина России – собственника.
В этой связи, на сегодня можно выделить следующие группы собственников (акционеров) в России:
а) внешние акционеры:
б) внутренние акционеры:
По имеющимся подсчетам на 1996 г. собственно распределение голосующих акций показывает, что в настоящее время располагают долями собственности:
1) трудовой коллектив – 52%;
2) администрация предприятий – 27%;
3) крупные сторонние инвесторы – 12%.
Однако это вовсе еще не безоговорочный показатель подлинного влияния тех или иных групп в жизни акционерных обществ и даже в корпоративном управлении.
И когда сегодня заходит речь о понятии "эффективного собственника", анализ показывает, что наряду с правовыми нормами, сказываются и внутренние условия, и среда жизнедеятельности:
1) Наличие у предприятия внешнего собственника, например, крупной корпорации, содействует лучшему решению таких вопросов его функционирования и развития, как
2) Наличие же внутреннего корпоративного собственника благоприятствует таким проявлениям, как
Понятно, что и внутренний, и внешний корпоративный собственник особо заинтересованы в эффективном управлении акционерным обществом, и в этой связи, в четком установлении и совершенствовании соответствующих норм права.
Все сказанное довольно подробно и основательно раскрывает значение, суть и своеобразие правового регулирования акционирования в процессе приватизации.
Вместе с тем, проведенный нами анализ нормативной базы акционирования и ее применения вполне можно продолжать и с привлечением других новых материалов и обширного опыта, приобретенного в России и других странах.
Но в целом задачи, которые мы определяли для данного раздела решены. Исследование показало, сколь сложный, актуальный и ответственный процесс уже удалось осуществить в 90-е гг. и теперь его надо успешно завершить на рубеже XX и XXI веков.
3.2. Особенности российского корпоративного законодательства в современных условияхАнализ законодательства в области создания и деятельности акционерных корпоративных объединений в России, особенно крупнейших корпораций, которые и предопределяют становление отечественной рыночной экономики – именно этот анализ может и должен завершаться обращением к эффективному управлению корпоративными объединениями с учетом мирового опыта.
Исследования, проведенные многими авторами, показывают, что эта проблематика в России фактически только начинает всерьез разрабатываться и выходят в свет лишь первые издания [30, 40, 42]. Вот почему авторы считают крайне важным обратиться к характеристике современного понимания и современной роли собственно корпоративного управления.
По нашему мнению, проблему повышения эффективности корпоративного управления можно показать на примере финансово-промышленных групп (ФПГ) – одного из явлений современной российской экономики.
Первые ФПГ были зарегистрированы в 1994 г. Судьба нормативно-правовой основы финансово-промышленных групп складывалась более благоприятно, чем у товарных бирж и торгово-промышленных палат. Указом Президента РФ "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации" от 5 декабря 1993 г. №2096 было утверждено "Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания" [30].
В 1997 г. действовало уже 47 ФПГ, в них вошло 500 предприятий и организаций с более чем 3 млн. работников. Эти ФПГ давали более 10% ВНП России [30].
Характерно, что ныне наряду с узаконенными государственной регистрацией действуют и неформальные, фактические ФПГ, представленные десятками корпоративных объединений – концернов, холдингов и тому подобных форм интеграции банковского, промышленного и торгового капиталов. Например, "Лукойл", "Альфа-групп" и РАО "Газпром" [48].
И то, что вопросы корпоративного управления только начинают тщательно отрабатывать – это вовсе не удивительно и объяснимо, так как наша страна находится на той стадии, когда в экономике становятся все более прочно на ноги, начинают разворачиваться и совершенствоваться фактически совсем еще недавно созданные ФПГ.
Сейчас можно сказать, что на этом историческом, социально-правовом переломе наука отстает. Еще идет процесс формирования научных представлений в данной области и шлифовка всего понятийного аппарата, однако нам представляется, что было бы лучше, если бы это уже все было сделано. Поэтому целесообразно обратить особое внимание на былые взгляды и представления.
Говоря об управлении акционерными обществами необходимо отметить, что в настоящее время его все чаще именуют корпоративным управлением. Но многие понимают и толкуют его не как особый тип управления, а как управление, регулируемое преимущественно нормами права, содержащимися в многочисленных документах о деятельности акционерных обществ. Так, в книге "Корпоративное управление" [31], изданной в 1996 г., публикуются различные материалы с развернутыми комментариями, а также проекты типовых учредительных и внутренних документов акционерных обществ, приведенные в соответствие с действующим законодательством. В этом, по нашему мнению, заключается подход к корпоративному управлению с широких общегосударственных позиций.
Но есть, например, в зарубежной практике подход более узкий, объясняющий суть, характер, особенности, методы, механизмы такого управления как серьезного и крупного внутреннего дела самих акционерных обществ, разумеется, в границах и рамках установлений права. По нашему мнению, российская практика требует особого подхода к разработке этих вопросов. Именно поэтому, как нам представляется, необходимо уделить им большее внимание.
Надо отметить, что еще совсем недавно (8-10 лет назад) даже понятия "корпорация" было чуждым отечественной (советской) экономической и правовой мысли, науке и лексике.
Только с начала 90-х гг. термин "корпорация" и сопутствующий ему перечень правовых понятий начал проникать в российскую деловую практику, употребляться поначалу на страницах первых новаторских словарей. Что же касается монографических и учебных изданий, то их написание по каким-то причинам задерживалось. На наш взгляд, это вызвано тем, что еще предстояло создать, вырастить, сформировать буквально новое поколение теоретиков и мыслителей, большей частью из молодежи.
Среди первых изданий выделяются иноязычно-русские специализированные словари, явившиеся откликом на жгучие потребности дня. В них впервые нашла отражение проблематика корпораций11.
В начале 90-х гг. появились и первые отечественные словари, посвященные рыночной проблематике, в которой уже стали находить отражение вопросы, связанные с существованием корпораций, их деятельностью12. Но обычно дальше трех-четырех понятий они не шли.
Подробнее этой проблематики касаются издания середины 90-х гг. В их числе:
Наконец, в словаре-справочнике "Гражданское право" М. Ю. и Л. В. Тихомировых (М.: 1996. – 575 с.) публикуется развернутая статья "Корпорация" следующего содержания:
КОРПОРАЦИЯ (от лат. – объединение, сообщество) – объединение, союз предприятий или отдельных предпринимателей (как правило, на основе частно-групповых интересов), одна из основных форм предпринимательства. В США корпорации являются юридическими лицами [41]. Они наделены правами владения, получения ссуды, закладывания и ликвидации имущества, управления своими собственными делами, обращения в суд. С другой стороны, корпорации несут ответственность по закону и потому на них можно подать в суд. Предприниматели, желающие образовать корпорацию, обращаются в соответствующие учреждения штата для регистрации устава, в котором оговариваются права и обязанности корпорации, продолжительность ее жизнедеятельности (обычно около 35 лет). В США, к примеру, корпорации составляют сравнительно небольшой процент от всего количества компаний, но они контролируют значительную часть американского бизнеса.