d9e5a92d

Улучшение и оптимизация структуры источников доходов


Эта задача облегчается в случае, если акционерами корпорации являются банки, которые сами могут осуществлять функции контроля и надзора независимо от совета и постепенно приобретут необходимый для этого опыт и компетентность в мониторинге и оценке деятельности компаний.

При любой системе управления главная обязанность Советов директоров корпорации – обеспечение подотчетности менеджмента, а главное средство реализации этой обязанности – контроль и оценка работы менеджмента. В странах с устоявшимися рыночными отношениями для этого обычно устанавливаются точные и четко сформулированные процедуры оценки деятельности управленцев. Эти процедуры не фиксируются законодательно и не являются универсальными, а вводятся самими корпорациями и варьируются в зависимости от конкретных условий и потребностей.

Общая стратегия корпорации

Выработка стратегии развития корпорации обеспечивает эффективное распределение и использование всех ресурсов: материальных, финансовых, трудовых ресурсов, земли и технологий и на этой основе – устойчивое положение на рынке в конкурентной среде. В этой связи, в первую очередь необходим переход от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов (рис. 5).













Рис. 5. Структура общей стратегии корпорации

Выработка стратегии корпорации осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления корпорацией, а также анализа сильных и слабых сторон корпорации (рис. 6) [5, 8]. На наш взгляд, общая стратегия зависит от типа корпоративного объединения.
















Рис. 6. Процесс выработки стратегии корпорации

Поведение на рынке

Формирование стратегии поведения на рынке включает определение следующих параметров [7]:

  • регион или территория, на которую направлен сбыт, степень географической дифференциации сбыта;
  • доля рынка, которую предполагается занять;
  • группа потребителей, на которую направлен сбыт;
  • определение связи "продукт – рынок" в качестве основы концепции маркетинга (выбор между дифференциальным и нишевым маркетингом);
  • базовая ценовая стратегия (лидерства по издержкам, дифференциации, ниши и т.д.);
  • выбор вида стратегии деятельности корпорации (стратегия конкуренции, стратегия расширения рынка и т.п.);
  • квалификация и практический опыт персонала, необходимый для успешной конкурентной борьбы;
  • необходимость кооперации.
Внутренняя структура корпорации

В соответствии с выбранной стратегией рыночного поведения определяется взаимоувязанная система принципов внутренней структуры корпорации, которая состоит из:

  • снабженческо-сбытовой политики (выбор маркетинговой стратегии и тактики на всем протяжении от появления продукции до ее продажи, послепродажного обслуживания, мониторинге оперативной информации о рынке, переход на прямые поставки продукции, создание сбытовой сети);
  • производственно-технологической и инновационной политики (минимизация издержек производства, приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей, создание оптимальной системы обеспечения сервисных служб, повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства, создание принципиально новых продуктов и производств);
  • ценовой политики (установление цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и наивысшего возможного уровня прибыльности операций);
  • кадровой политики и управления персоналом (формирование идеологии и принципов кадровой работы, планирование, привлечение, отбор и высвобождение персонала, организация работ и руководство персоналом, повышение квалификации и подготовка персонала, внедрение системы стимулирования его деятельности, развитие социального партнерства).
  • финансовой политики (стратегии), которая состоит из:
  • кредитной стратегии (анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками);
  • инвестиционной стратегии (определение общего объема инвестиций корпорации, способов рационального использования накоплений, сочетания различных направлений финансирования, размещение мобилизованных средств).


В настоящее время в этой области [6]:

  • разрабатывается программа мер по снижению издержек, снижению энергоемкости, материалоемкости продукции, ее сертификации, решению проблем экологии;
  • реализуются мероприятия по обеспечению прозрачности финансового состояния корпорации (на основе совершенствования управленческого учета, перехода на международные стандарты бухгалтерского учета), а также меры по обеспечению контроля за финансовыми потоками;
  • определяются механизмы и направления инвестирования, возможные источники привлеченных средств, кредитных ресурсов, гарантий (в том числе за счет средств и механизмов Бюджета развития);
  • разрабатывается стратегия вывода ценных бумаг корпорации на фондовый рынок с определением издержек использования различных фондовых инструментов (определение вида ценных бумаг (акции, векселя, облигации);
  • формируется порядок выбора первичного дилера ценных бумаг или портфельного инвестора и согласования с ним условий продажи и торговой площадки для первичных торгов, сопутствующей рекламной кампании и т.д.);
  • осуществляется подготовка предложений по продаже, сдаче в аренду и залогу части активов, ликвидации или консервации отдельных мощностей и объектов (в том числе нерентабельных, мобилизационных).
Организационно-управленческая структура

В соответствии с основными направлениями деятельности и избранной стратегией организационно-управленческую структуру корпорации рекомендуется формировать с учетом следующих принципов:

  • обеспечение гибкого реагирования на изменения рынка;
  • обеспечение оптимального уровня децентрализации управленческих решений;
  • организацию и выполнение каждой функции, реализуемой корпорацией, предлагается закрепить за каким-либо ее структурным подразделением, причем дублирование выполнения одних и тех же функций указанными подразделениями недопустимо;
  • ответственность за организацию и выполнение функций, реализуемых корпорацией, целесообразно персонифицировать.

Указанные принципы целесообразно закрепить в положении об организационной структуре, определяющем:

  • основные направления деятельности корпорации;
  • основные функции управления корпорации (маркетинг, организация производства, финансы, экономика, бухгалтерский учет, персонал, информационная служба);
  • обслуживающие функции деятельности корпорации;
  • определение типа структуры (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, комбинированная);
  • организационные звенья корпорации и закрепляемые за ними функции по осуществлению направлений деятельности корпорации с определением порядка работы по их выполнению (права, обязанности, сроки, меры поощрения и наказания);
  • выделение самостоятельных подразделений (вспомогательных, обслуживающих), формирование центров прибыли;
  • определение порядка контроля соответствия организационной структуры направлениям деятельности корпорации и персонификация ответственности за выполнение указанной функции контроля.
Стратегия управления корпорацией Структура системы управления корпорацией

Специфика корпоративного управления состоит в том, что объектом управления является совокупность в основном независимых друг от друга предприятий – участников корпорации, которые взаимодействуют между собой для достижения поставленных целей.

Особенность данного взаимодействия заключается в том, что каждое предприятие – участник корпорации является неотъемлемой ее частью, что позволяет рассматривать их совокупность как единое целое при осуществлении процесса управления. Поскольку операции распределены между предприятиями – участниками корпорации, то их можно расположить в порядке выполнения операций, например, по переработке сырья таким образом, что продукция предыдущего является сырьем для последующего. Упорядоченные таким образом предприятия представляют собой технологическую цепочку (ТЦ).


Цели объединения предприятий в корпорации:

Финансовые цели


Стратегические цели

Рост доходов


Увеличение рыночной доли

Рост дивидендов


Повышение качества товаров

Увеличение доходов на инвестированный капитал


Более низкие издержки по сравнению с конкурентами

Повышение кредитного и облигационного рейтингов


Расширение ассортимента продуктов и повышение их привлекательности

Рост потоков наличности


Укрепление репутации перед потребителями

Повышение курсов акций


Повышение уровня (качества) обслуживания

Улучшение и оптимизация структуры источников доходов


Расширение применения инноваций



Укрепление конкурентных позиций на международном уровне


Кратко поясним цели объединения предприятий в корпорации.

Интересные записи



Содержание раздела