d9e5a92d

Факторы, влияющие на качество управленческого решения


Чтобы найти правильные пути решения проблемы, менеджер не должен стремиться к немедленному ее разрешению, да это практически и невозможно, а должен принять соответствующие меры по изучению причин возникновения проблемы на основе имеющейся внутренней и внешней информации.

При выборе критериев для принятия решения менеджер руководствуется системой норм и нормативов, с которыми можно сравнить альтернативное решение. Нормы, как правило, ограничивают выбор критериев, так как менеджер не может изменить трактовку того или иного закона, что сужает деятельность в принятии решения. К числу таких ограничений можно отнести отсутствие достаточного опыта и квалификации, наличие острой конкуренции и др.

При этом необходимо помнить, что эффективность принятия решения на среднем и низшем уровнях управления во многом определяется полномочиями, которые им делегировало высшее звено управления. Таким образом, критерии при принятии управленческого решения служат своего рода стандартом ограничения.

Перед принятием управленческого решения менеджер должен иметь перечень альтернатив по решению возникшей проблемы. Но наличие такого перечня альтернатив предполагает глубокое изучение самой проблемы и выделение наиболее значимых, из которых лишь может быть сделан окончательный выбор оптимальной альтернативы. Как мы отметили выше, выбор оптимальной альтернативы и ее оценка производятся или самим менеджером, или группой экспертов.

Процесс принятия решения требует логического и упорядоченного подхода, так как менеджеры принимают решения, которые сопряжены с определенными обязательствами и необходимостью претворения их в жизнь.

Из всех неопределенностей менеджеру необходимо выбрать решение, которое позволит достичь конечного результата. Эта неопределенность может принимать ряд форм и представлять:

  • стандартное решение, при принятии которого существует фиксированный набор альтернатив;
  • бинарное решение ("да" или "нет");
  • многоальтернативное решение (имеется очень широкий выбор альтернатив);
  • инновационное (новаторское) решение, когда требуется предпринять действия, но нет приемлемых альтернатив.

Цель упорядоченного подхода к принятию решений: повысить объективность и обеспечить учет всех важных данных. Если причинно-следственный анализ является дедуктивным процессом, который заставляет управляющего собирать данные, а затем отсеивать их путем критического исключения, то процесс принятия решений выдвигает требование по созданию базы данных, которая затем используется для отсеивания и исключения менее желательных альтернатив.

В качестве примера можно предложить основные шаги в процессе принятия решений: постановка цели задач; установление цели решения; разделение критериев (ограничения, желательные характеристики); выработка альтернатив; сравнение альтернатив; определение риска; оценка риска (вероятность / серьезность); принятие решения.

Таким образом, качество управленческого решения зависит от многих факторов (рис. 14), и прежде всего от правильно сформулированной проблемы, которая в свою очередь определяется целью управления и инвестиционной ситуацией в регионе.




















Рис. 14. Факторы, влияющие на качество управленческого решения

Анализ альтернатив управленческого решения

При принятии управленческого решения зачастую существует возможность выбора одного решения из нескольких так называемых альтернатив. Для формализованного анализа альтернатив, по нашему мнению, целесообразно применять метод групповых весов, суть которого состоит в том, чтобы определить групповой вес количественного признака и выявить элементы с наиболее ярко выраженным значением признака.

Такая схема наиболее применима для мультипликативных показателей, основанных на расчете исходных коэффициентов, характеризующих анализируемый тип альтернатив с различных сторон. Например, для инвестиционной ценности можно определить такие характеристики как величина риска; доходность; срок жизни; периодичность выплат дохода и др.

По всем альтернативам составляется сводная аналитическая таблица, на основании данных которой проводятся дальнейшие вычисления.



По данным аналитической таблицы рассчитываются значения искомых интегральных коэффициентов для различных инвестиционных ценностей с учетом групповых весов для каждого из исходных показателей. Для нахождения групповых весов можно использовать следующий алгоритм:

1. Рассчитывается среднее арифметическое каждой группы исходных коэффициентов.

2. В зависимости от величин исходных показателей выбирается число, например 1, которое делится поочередно на все средние арифметические. Полученные частные являются искомыми групповыми весами.

Исходные коэффициенты входят в интегральный показатель по следующему принципу: показатели положительно влияющие на интегральный показатель записываются в числитель, влияющие отрицательно – в знаменатель.

Таким образом интегральный показатель альтернативы выглядит следующим образом:

,

где:

ИПAj – интегральный показатель j-той альтернативы;

ai, al – групповые веса, соответственно для i-той и l-той группы показателей;

kij, klj – значения коэффициента, соответственно i-той и l-той группы для альтернативы j.

После проведения расчетов выбирается альтернатива с наиболее привлекательным значением интегрального показателя. Конечно, данный показатель, как и любой другой, не свободен от недостатков. В частности, при исчислении доходности корпорации, необходимо учитывать, что сумма активов банков и входящих в нее предприятий не статична внутри рассматриваемого времени, она может плавно или резко изменяться. Поэтому для определения уровня доходности корпорации можно, например, сопоставлять ее годовые накопления со среднегодовой суммой активов.

4.3. Оценка стоимости пакета акций корпорации

В настоящее время российский и международный фондовые рынки открывают большие возможности для привлечения капитала. Множество российских корпораций приступило к размещению своих акций среди международных портфельных инвесторов, ориентированных на получение дохода в долгосрочной перспективе и не претендующих на участие в управлении производством. При этом основными целями формирования вторичного рынка и условий для привлечения капитала являются следующие:

  • создание инструментов регулирования рынка акций корпорации;
  • управление портфелем акций, контролируемым корпорациям, для обеспечения финансового дохода;
  • повышение инвестиционной привлекательности акций среди потенциальных российских и зарубежных инвесторов и расширение возможностей по привлечению инвестиций;
  • создание благоприятных условий для размещения ценных бумаг с целью привлечения финансовых ресурсов;
  • завоевание устойчивых позиций на международных рынках капитала;
  • внедрение современных методов стратегического планирования, управления и развития корпорации;
  • получение дополнительных финансовых средств за счет инвестирования в отдельные проекты и от продажи части пакетов акций.

Эффективное использование выгод, вытекающих из статуса открытого акционерного общества, стало возможным в момент появления инвестиционного спроса на акции предприятий разных отраслей [12]. С ростом фондового индекса и увеличением емкости фондового рынка в России инвестиционно-финансовая деятельность корпорации может способствовать модернизации устаревающих основных средств, осуществлению ряда инвестиционных программ, пополнению оборотных средств "живыми" деньгами [7].

Однако работа с собственными акциями на фондовом рынке, получение максимально возможной финансовой отдачи от этой деятельности будут возможны только после проведения комплекса мероприятий, направленных на создание и развитие вторичного рынка акций. Эти действия будут способствовать повышению интереса инвесторов к ценным бумагам корпорации, и, как следствие, росту их ликвидности и значительному увеличению их стоимости на рынке.

В этой связи может быть сформирована эмиссионная политика корпорации на фондовом рынке. Одной из основных задач разработки инвестиционной политики корпорации является определение корпоративных целей и задач с целью выявления долгосрочных производственных и финансовых проблем.

На этом этапе определяется уровень потребностей во внешних инвестициях, разрабатывается стратегия вывода ценных бумаг эмитента на фондовые рынки с учетом корпоративных интересов корпорации.

Итогом вышеуказанных мероприятий может стать Концепция развития ликвидного рынки акций корпорации с учетом долгосрочных и краткосрочных перспектив, утверждаемая Советом директоров.

Проведение предварительной работы

С учетом имеющихся временных и законодательных ограничений комбинированная и согласованная по срокам стратегия формирования рынка акций, как правило, включает в себя некоторые основные блоки (рис. 15).
















Рис. 15. Этапы эмиссионной политики корпорации

Каждый блок включает в себя ряд мероприятий, которые обеспечат успешное выполнение реализации эмиссионной стратегии (рис. 16).

Обязательным условием повышения инвестиционной привлекательности корпорации является комплекс мер, включающий подробное и детальное изучение финансового состояния корпорации, анализ бухгалтерской отчетности, выработку рекомендаций по оптимизации структуры пассивов.

Интересные записи



Содержание раздела