d9e5a92d

Система управления корпорации является замкнутой


1. Повышение эффективности функционирования корпорации за счет того, что каждый из ее участников заинтересован в конечном результате.

2. Возможность более быстрого получения средств для осуществления своей производственной программы. Поскольку процесс контроля со стороны государственных финансовых институтов и кредиторов заключается только в контроле за деятельностью управляющей компании корпорации.

Для государства создание корпоративных объединений выгодно тем, что позволяет повысить бюджетную эффективность, за счет повышения собираемости налогов. Также создание технологических цепочек в корпорации позволяет избавиться от кризиса неплатежей, поскольку затраты предприятий-участников этих цепочек и корпорации в целом объединяются и в конечном итоге гасятся за счет потребителя конечного продукта.

Таким образом, технологические цепочки и корпорация – это объединения предприятий, для которых в настоящее время очень остро стоит проблема управления. Для осуществления процесса управления руководству корпорации, во-первых, необходимо четко представлять себе, насколько эффективно взаимодействуют предприятия в рамках корпорации, во-вторых, необходимо на каждом этапе отслеживать и выявлять узкие места в технологической цепочке. Один из вариантов структуры управления корпорацией представлен на рис. 7.


Система управления корпорации является замкнутой


Рис. 7. Структура управляющей компании

Каждый из департаментов управляющей компании корпорации имеет собственные функции:

Производственный департамент – выполняет функции управления производством, а коммерческий департамент – функции управления сбытом в рамках, отведенных производственным планом, составленным в соответствии со стратегией функционирования корпорации.

Юридический департамент – разрабатывает нормативные документы и дополнительные изменения в уставе корпорации, контролирует выполнение уставных положений, занимается составлением договоров (о совместной деятельности, о выдаче кредита и т. д.).

В процессе управления большее внимание следует уделять финансовому департаменту, который является основным департаментом в управляющей компании.

В финансовый департамент входят:

  • аналитическое управление, которое выполняет работу по накоплению и анализу информации, оказанию информационно-справочных услуг, подготовке отчетов о деятельности корпорации, анализу финансового состояния предприятий-участников, планированию производства в соответствии со стратегией функционирования корпорации, составлению инвестиционных проектов;
  • бухгалтерская служба, выполняющая функции обобщения учетной информации, составления налоговых и бухгалтерских документов, консолидации отчетности подразделений агропромышленной корпорации, начисления заработной платы и др.
  • оперативное управление, занимающееся распределением прибыли в рамках совместной деятельности предприятий-участников корпорации, распределением кредитных ресурсов, установлением внешнеэкономических связей, составлением внешнеторговых контрактов.

Объединив функции вышеперечисленных департаментов, можно сказать, что в обязанности управляющей компании входит: планирование производства, мотивация, контроль, определение стратегии, сбор информации о функционировании остальных предприятий, взаимодействие с фискальными органами, распределение прибыли в рамках технологической цепочки.

Система управления корпорации является замкнутой (рис. 8).

Как правило, управление в такой корпорации построено по принципу федеративного устройства. Руководитель определяет политику корпорации в целом, а руководители предприятий политику деятельности своего предприятия в соответствии с ее политикой и интересами. Корпорация в свою очередь выступает единым юридическим лицом перед государством, (например, единым налогоплательщиком).

Поскольку каждая корпорации имеет определенные цели функционирования, то управление ею должно вестись в соответствии с этими целями. Этапы управления по целям представлены на рис. 9.



















Рис. 8. Процесс управления корпорацией

В то же время управление группой предприятий затруднено тем, что информация, которая необходима для контроля за деятельностью всех предприятий, зачастую неоднородна, а также тем, что порой невозможно получить полную информацию о функционировании всех предприятий в конкретный момент времени.













Рис. 9. Этапы процесса управления по целям

Для эффективного осуществления процесса управления управляющая компания должна определить и согласовать с подчиненными предприятиями перечень и объем информации о функционировании каждого предприятия, предоставляемый предприятиями-участниками управляющей компании.

Перечень должен содержать достаточное количество информации для получения полной и достоверной картины о ситуации на предприятии, и в то же время быть кратким.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии общества и достижение его целей.

Поскольку корпорация представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, функционирующих в различных сферах экономики, представляется целесообразным структурировать подразделения по целям и задачам, выполняемым ими в рамках группы [10, 13].

Разработка стратегии включает осуществление нескольких этапов:

1. Оценка долгосрочных перспектив.

2. Прогноз развития.

3. Осознание цели.

4. Анализ сильных и слабых сторон.

5. Обобщение стратегических альтернатив.

6. Разработка критериев оптимизации.

7. Выбор оптимальной стратегии.

8. Планирование мероприятий.

Например, после выработки общей финансовой стратегии корпорации специальные подразделения в соответствии со стратегией корпорации, а также в соответствии с состоянием финансового рынка разрабатывают инвестиционную и кредитную стратегии корпорации. Такой подход позволяет, с одной стороны, "директировать" деятельность подразделений, то есть направить различные аспекты деятельности корпорации в единое русло (директриссу или вектор) в соответствии с миссией корпорации, а с другой стороны, гибкая и продуманная финансовая стратегия позволяет высшему менеджменту корпорации планировать развитие прочих направлений деятельности.

4.2. Организационные аспекты повышения экономической эффективности деятельности корпорации Оптимальная организационная структура корпорации

В России, в соответствии с действующим законодательством, понятие "корпорация" трактуется как правовая форма бизнеса, наиболее распространенная форма акционерного предприятия, обязательно имеющая статус юридического лица.

В этой связи управление корпорацией получило название корпоративного управления (corporate management). Одним из основополагающих принципов корпоративного управления является формирование организационной структуры корпорации.

Как уже было показано, в настоящее время в поисках более высокой эффективности функционирования крупные зарубежные корпорации начинают перестраивать организационную структуру. Суть перемен состоит в стремлении использовать преимущества организаций со "сквозным" менеджментом перед менеджментом "вверх и вниз" в вертикально-ориентированной иерархии. Однако, простое перенесение зарубежного опыта в российскую действительность невозможно без адаптации к современным реалиям.

Анализ действующих в России корпоративных объединений показал, что при их образовании преобладают две тенденции: отраслевая, когда в корпорацию входит одна отраслевая технологическая цепочка или несколько технологических цепочек по производству различных видов продукции одной или нескольких отраслей; территориальная тенденция, когда в корпорацию входят предприятия, не связанные между собой в технологические цепочки, представляющие различные отрасли, но находящиеся на территории одного региона.

Современная наука выделяет семь факторов, от которых зависит эффективность деятельности корпорации (рис. 10).

Рассмотрим эти факторы подробно:

  • структура – оптимальная организационная структура корпорации позволяет сократить издержки как на общее управление, так и на основную производственную деятельность, поскольку сокращается количество передаточных звеньев при доведении управленческого решения;
  • системы – реализация системного подхода при решении любых задач позволяет охватить и решить проблему целиком, а не отдельные ее компоненты, что позволяет устранять проблемы один раз, не тратя в будущем ресурсы на повторное решение проблемы;

















Рис. 10. Факторы, влияющие на эффективность

деятельности корпорации