О годовой бухгалтерской отчетности организаций


Организация представляет бухгалтерскую отчетность в установленные адреса по одному экземпляру бесплатно.
Организация обязана представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а квартальную (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) – в течение 30 дней по окончании квартала. В пределах установленных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности определяется учредителями (участниками) организации или общим собранием. Причем годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней после окончания отчетного года.

Годовая отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.
День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности. Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.
Годовая бухгалтерская отчетность организации должна быть открыта для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и т.д., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
Отчетность, содержащая показатели, отнесенные к государственной тайне по законодательству Российской Федерации, представляется с учетом требований указанного законодательства Если законодательством Российской Федерации предусмотрена публикация бухгалтерской отчетности и итоговой части аудиторского заключения, их опубликование производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным (если иное не установлено законодательством Российской Федерации).

1.2. Нормативное регулирование финансовой отчетности
Основой правового регулирования и нормативной базой составления бухгалтерской отчетности служат:


  • Закон Российской Федерации О бухгалтерском учете от 21.11.96 г. № 129-ФЗ;

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;

  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утвержденный Министерством финансов РФ от 31.10.2000 №94н;

  • Инструкция о порядке заполнения годовой бухгалтерской отчетности (приложение 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.96 г. № 97 О годовой бухгалтерской отчетности организаций);

  • Приказ Министерства финансов Российской Федерации от. 21.11.97 г. № 81н О формировании годовой бухгалтерской отчетности;

  • Положение по бухгалтерскому учету Учетная политика предприятий, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации № 60н от 09.12.98 г. (ПБУ 1/98);

  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98 г. № 34н;

  • другие положения и нормативные документы, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.



2. Национальные и международные стандарты финансовой отчетности
2.1. Отличия российской и западной практики учета
Применение международных стандартов финансовой отчетности на российских предприятиях может привести к значительным различиям в данных о результатах деятельности предприятия по сравнению с данными, подготовленными по существующим российским стандартам. Например, использование различных стандартов может изменить значения таких важных показателей, как прибыль и себестоимость. В одних и тех же условиях, по данным российской отчетности, результатом деятельности предприятия будет прибыль, а при пересчете по международным стандартам возможен результат – убыток.
Многие принципы и практические методы МСФО могут быть приняты без нарушения требований российских стандартов бухгалтерского учета. Но вследствие исторически разных задач некоторые данные, имеюще огромное значение для отчетности МСФО, не входят в российскую финансовую отчетность. Поэтому для улучшения качества бухгалтерской информации российским предприятиям нужно организовать аналитический учет таким образом, чтобы охватить все необходимые данные для подготовки финансовой отчетности в формате МСФО.



Многие из существующих отличий между российскими и международными стандартами имеют свои корни в различии используемых принципов и методов учета, которые будут рассмотрены ниже.
Документооборот.
Естественной основой учета являются исходные документы, на основе которых делаются записи в учетных регистрах. В России обязательность своевременного оформления исходных документов зафиксировано как одно из правил ведения бухгалтерского учета: Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. Уровень регулирования в области документооборота едва ли не больший чем в области собственно бухгалтерского учета. Регулируется буквально все: существуют типовые формы большинства используемых документов, а для документов, типовых форм которых нет, имеется подробный список обязательных реквизитов: наименование документа (формы), код формы; дату составления; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.

Отступления от унифицированных типовых форм документов, если они существуют, не допускаются.
Документами должны оформляться все операции, находящие отражение в учетных регистрах, причем они должны создаваться перед самой хозяйственной операцией или, если это невозможно, сразу после ее завершения. Определяется порядок заполнения документов - в них не должно быть пропусков (если информация отсутствует то ставиться прочерк), все исправления производятся определенным способом, в некоторых видах документов исправления вообще не допускаются.
Сроки хранения документов тоже регламентируются и составляют от 3 лет (по большинству первичных документов) до 75 лет (в некоторых случаях по расчетным ведомостям). Более того, регламентируется даже порядок хранения документов в зависимости от их вида: временные документы должны храниться отдельно от постоянных, копии от оригиналов, некоторые документы должны храниться в подшитых папках по описи, некоторые могут храниться в просто папках. Интересно, что вся эта регламентация направлена не на государственные организации и учреждения, где государство является хозяином, а еще и на коммерческие предприятия, где соблюдение предписанного порядка не только иногда влечет за собой издержки на его выполнение, но создает и дополнительные издержки, когда эти предписания находятся в противоречии с обычаями хозяйственного оборота данной организации.

Возникает проблема - какие документы оформлять - пригодные для данной организации или те, которые требуются государством.
В Международной практике документооборот вообще не воспринимается как часть финансового учета, а скорее как часть управленческого. Единственное, что должны обеспечивать исходные документы - соблюдение принципов учета, т.е. финансовая отчетность должна иметь основание в виде достаточно (согласно принципу существенности) полных, правильных и своевременно оформленных документов. Все остальные характеристики первичных документов и порядка их оформления относятся к компетенции менеджмента. То же самое относится к порядку хранения документов.

Их хранение требуется лишь в той мере, в которой они могут способствовать проверке в отчетном периоде. Также, в некоторых случаях при изменении учетной политики для обоснования допустимости такого изменения (например, применение другого метода амортизации объекта основных средств в связи с пересмотром срока его использования) в отчетности требуется предоставление исходных документов. Однако, международная традиция значительно более либеральна в признании допустимости некоторых видов исходных документов.

Так, основанием для начисления резервов по сомнительным долгам может служить просто обоснованное экспертное мнение бухгалтера, причем если источник этого мнения (решения) очевиден, то исходные документы могут вообще не оформляться.
Подводя итог, можно сказать, что в России документооборот является основанием для контроля деятельности предприятия со стороны налоговых органов. Соответственно, эта сфера деятельности жестко контролируется со стороны государства. На западе документооборот фирмы является внутренним делом самой фирмы, а количество предъявляемых требований минимально.
Учетная политика
И в России и на Западе определение учетной политики есть прерогатива менеджмента. Раскрытие примененной учетной политики есть непременная составляющая годовой бухгалтерской отчетности.



Содержание  Назад  Вперед