d9e5a92d

Почему я здесь? Или кто я?


 
ПОЧЕМУ Я ЗДЕСЬ? ИЛИ КТО Я?
Здесь речь пойдет о более сложном методе получения вводных презентаций, так как в этом случае они связаны с целью процесса. Это мероприятие в основе своей саморазвертывающееся, где участников просят сделать карту, чертеж или изобразить что-нибудь еще о себе, каким образом они достигли своего нынешнего этапа, что он собой, по их мнению, представляет, каковы их чаяния и т. д. Изобразительный подход снижает многие требования к словесной части, но не отказывается от них совсем, а иначе будет утрачена одна из основных целей проведения вводных презентаций. В отношении этого мероприятия существует множество вариантов, одни из которых просты, другие таят потенциальную опасность, а некторые эффективны даже в группах, где люди знают друг друга (либо думают, что знают).
Один способ, который я считаю полезным, это попросить участников написать на листах флипчарта свои комментарии по поводу четко определенных аспектов. Эти листы затем развешиваются по стенам, а участники делают краткие презентации своих записей. Листы можно разделить на квадратики, как показано на 7.1.


В центральном кружке помещаются начальные сведения о человеке его имя, место работы, ролевая функция (также могут быть указаны возраст, семейное положение и т. д.). Что касается квадратиков, расположенных вокруг центра, то А может быть связан с проблемами обучения; В с надеждами по поводу настоящего мероприятия; С насколько начальство одобряет стремление учащегося к учебе; D что учащийся думает по поводу своего участия в мероприятии. Альтернатива может быть такова: А сомнения; В сильные стороны личности; С ожидания от процесса; 0 ожидания начальства; Е личные цели.
 
Вводные презентации с дополнительной целью
Некоторые вводные презентации подразумевают дополнительную цель, призванную соединить цели вводной сессии с целями самого обучающего процесса. Типичным примером здесь может послужить обучающее собеседование. Вместо проведения личных презентаций группа учащихся может быть разделена на пары, и в каждой паре учащиеся проводят друг с другом собеседование, в которое вносится тот материал, который обычно включают в личную презентацию, а также вследствие личностного подхода и та информация, которая в другой ситуации не проявилась бы. Во время брифинга, предшествующего мероприятию, учащихся могут попросить выяснить у своих напарников их взгляды, опыт, проблемы, относящиеся к собеседованию.

Интервьюируемого могут попросить в дополнение к ответам на вопросы интервьюера сделать заметки по поводу его с 1, ля, навыков и т. д. В парах один человек интервьюирует другого в течение, допустим, 10 минут, затем они меняются ролями. Затем по завершении интервью участникам может быть предоставлено немного времени для того, чтобы сделать записи и подготовить комментарии по результатам наблюдения за стилем интервьюирования. На втором этапе этого мероприятия каждый из участш ikob должен представить другого того, с кем он проводил собеседование, и так до тех пор, пока все участники не будут представлены.

Это может быть сделано и методом "медленной смерти", и каким-либо другим методом.
Одним из существенных отличий, характерных для данного метода, является то, что, помимо того, что участники представляют друг друга, а не сами себя, у них имеется возможность обзора и обмена мнениями по этому событию, хоть и ограниченному на раннем этапе учебной программы. Тем не менее оно представляет учащимся концепцию и практику обзора и обмена мнениями.

  • В этот отрезок времени интервьюируемых могут попросить прокомментировать в присутствии всей группы взгляды и стиль интервьюера и насколько им понравилось то, как с ними обращались.
  • Кроме того, интервьюируемый может прокомментировать качество презентации интервьюера, сделанное в группе, полноту, точность и т. д.
  • В качестве альтернативы к обзору при наличии всей группы пары могут быть реорганизованы таким образом, чтобы обмен мнениями происходил в обстановке с глазу на глаз, а не в присутствии всей группы.
  •  

 
Естественно, существуют и другие варианты такого метода, и простые, и сложные, требующие дальнейшего интервьюирования и соответственно значительного количества времени, но дающие каждому в группе шанс проинтервьюировать каждого в группе, построить взаимоотношения, передать информацию и сделать презентацию.


ТАБЛИЦА-Т
Таблица-Т метод, альтернативный методу "Кто я?" (изображенному на 7.1), но больше связанный с учебным процессом; помимо того он дает учащимся возможность представить друг друга нетрадиционным способом. Каждый учащийся получает лист бумаги формата А4 с изображением, похожим на большую букву Т. Левое "крыло" Т озаглавлено "Надежды", а правое "Сомнения".

Надежды
Сомнения
   

Учащихся просят подумать о том, что они чувствуют на ранней стадии учебного процесса, в котором собираются участвовать. В части плана под заголовком "Надежды" их просят описать свои надежды, связанные с учебным процессом: что бы они хотели сделать, как бы они хотели, чтобы это развивалось, чему бы они хотели научиться, как, по их мнению, будут развиваться события и т. д. В правой части "Сомнения" их попросят отразить сомнения по поводу предстоящего процесса, т. е. что, по их мнению, может произойти в действительности, помимо того, на что они надеются.
Лист флипчарта с резюме мнений учащихся составляется тренером на основе того, что они пишут каждый в своем собственном плане. Кроме того, каждый может подойти к общему листу и сделать свою запись, избежав таким образом повторений. Сделанные записи, естественно, относятся к учебному процессу, а потому, когда таблица заполнена, учащимися по мере необходимости даются пояснения, а затем этот лист может быть выставлен в главной аудитории для всеобщего ознакомления.

В конце процесса или мероприятия этот лист вновь подвергается изучению и обсуждению, что же произошло во время учебного процесса.
Как уже говорилось ранее в разных ситуациях, количество и многообразие вводных мероприятий велико и множество образцов можно найти в специальной литературе. Позвольте мне завершить этот раздел, описав простое, но очень эффективное вводное мероприятие, к тому же одно из моих самых любимых. Оно особенно хорошо работает в группе людей, в основном незнакомых друг другу.
 
Попросите всех встать и найти себе в группе собеседников из тех, с кем они незнакомы, и поговорить с ними в течение примерно двух минут. Затем попросите их поговорить с кем-нибудь еще и т. д., пока все не перезнакомятся или пока у вас не закончится время, запланированное на это действие. В помещении будет царить шумная атмосфера веселья, и вы почувствуете, как атмосфера все больше разряжается.

Как только это упражнение закончится, сразу переходите к другому, желательно, связанному с предыдущим.
"Ледоколы" Описание
"Ледоколы" упражнение, сходное со всеми вводными сессиями и часто используемое, особенно если вы можете сравнить вводные сессии с ледоколами. Краткое описание "ледокола" таково: это небольшое по времени мероприятие, в котором обычно участвует вся группа; цель его не только познакомить учащихся друг с другом, но также помочь им установить взаимоотношения на более серьезном уровне. Данное упражнение также способно ознакомить учащихся с учебным процессом наиболее "щадящим" образом.

В этом плане "ледокол" может рассматриваться как интервью, проделавшее долгий путь и достигшее нового уровня.
Сопричастность
Все члены группы принимают активное участие во вводных сессиях. Время
"Ледоколы" могут быть очень краткими, буквально пятиминутными мероприятиями, а могут растянуться и на большее время, вторгаясь в область взаимоотношений, восприятий и чувств глубже, чем это возможно на вступительном уровне вводной сессии. Соответственно понадобится больше времени, чтобы сделать это в нужном темпе.
Планирование и проектирование
"Ледоколы" можно соединить с вводной сессией в начале учебного процесса или пустить сразу за ней. Планирование строится на основе отпущенного времени и эмоциональной насыщенности учебного мероприятия. Однако "ледоколы" с большой пользой могут быть включены туда, где имеется пауза в программе большей значимости. Так, например, мне приходилось участвовать в программе повышения про-
 
фессиональной квалификации тренеров-инструкторов, начало которой было положено двумя практическими заданиями длительностью в 1 неделю каждое с перерывом между ними примерно от 1 месяца до 6 недель, в продолжении которого учащиеся выполняли самостоятельные практические задания. Хотя к концу первой недели все уже неплохо друг друга знали, казалось, для перехода ко второй неделе обучения и презентации самостоятельных проектов учащихся необходим какой-то мост, чтобы восполнить образовавшийся между этими двумя неделями зазор. Они вновь представились в начале второй недели, таким образом, "ледокол" был самой подходящей "разминкой". Имелось множество примеров для выбора, но для данного случая учащихся попросили придумать небольшой "ледокол" как часть их самостоятельного проекта.

Первое, что они должны были решить, какой "ледокол" наиболее подходит к данной ситуации.



Содержание раздела