d9e5a92d

Модель "вопрос - ответ"


Насколько это возможно, вам следует планировать включение в курс таких упражнений и выявлять те разделы курса, где вам с наибольшей вероятностью понадобятся "батарейки". Также помните, что хорошо структурированные и ориентированные на содержание практические задания сами по себе часто служат "батарейками" без риска быть подвергнутыми критике за "несоответствие".
 
 
Вопросответ Описание


Метод "вопросответ" (QА), наверное, самый разработанный и наиболее часто применяемый в учебных тренингах и курсах повышения квалификации, однако его необходимо применять с изрядной долей осторожности. При отсутствии необходимой осторожности он превращается либо в перекрестный допрос, либо в сильно формализованную систему тренерчлен группы, член группытренер вместо желаемой модели: тренерчлен группы, член группычлен группы. Чего следует избегать, так это модели взаимодействия как на 8.1; необходимо стремиться к модели на 8.2.
 


8.2. Модель "вопросответ" члена группытренера члена группычлена группы
Планирование и проектирование
Хотя вопросы могут задаваться тренером в любое время, я бы очень вам советовал тщательно продумать вашу тактику, если вы собираетесь задавать много вопросов. Вам придется решить, будете ли вы использовать подход "вопросответ", в каких пределах и на каких этапах сессии.
Кроме того, вам придется продумать уместность вопроса и ответа: совершенно очевидно, что нет большого смысла задавать вопросы, если тема совершенно незнакома для группы, и странно было бы ожидать, что у нее в этой области будут какие-то свои взгляды и мнения. В этом случае наиболее вероятным ответом вам будет молчание.
В заключение необходимо заметить, что вам придется принимать решение по объему и содержанию ваших вопросов, а также ответов, которые вы надеетесь получить. И вам, и учащимся скоро надоест выслушивать ваше: "Нет, это не совсем то, что я хотел бы услышать" каждый раз, как только учащийся пытается ответить.
 
Вот основные ситуации для применения тактики "вопросответ":

  • для подтверждения того, что группа усваивает учебный материал;
  • для проверки уровня знаний учащихся;
  • для получения информации от учащихся, когда необходимо, чтобы информация была представлена ими, а не тренером;
  • для помощи в начале обсуждения;
  • для определения, насколько хорошо группа осознает и понимает ситуацию;
  • для помощи учащимся в разработке обучения для себя.

Методы формулирования вопросов
В большинстве неудачных сессий "вопросответ", будь то методы обучения сами по себе или часть других заданий, лекционная сессия или обзор, осечка происходит прежде всего из-за способа, каким задаются вопросы. На вопрос дают такой ответ, который он заслуживает (с точки зрения того, как он был задан), а потому неудачно заданный вопрос заслуживает неудовлетворительного ответа.
Техника постановки вопросов должна следовать модели, при которой вопросы основаны на известном для учащихся материале, а затем расширяются за счет тех областей, которые побуждают учащегося вспомнить пройденный материал и подумать, прежде чем ответить, и далее к менее известным областям, где, для того чтобы ответить, учащемуся придется применить прежние знания и логические обоснования. Если вопрос "перепрыгнет" прямо в заключительную стадию, проблем, как правило, не миновать. Упомянутый метод относится к основному принципу преподавания от известного к неизвестному.
Основной аспект, о котором вы должны помнить, когда задаете вопросы учащимся, не принимайте (за исключением особых обстоятельств) в качестве ответов голословные заявления без каких-либо разъяснений: ведь может так случиться, что вы не сможете к этому вернуться позже. Поэтому сразу требуйте разъяснений сделанных учащимися заявлений утверждения или несогласия. В последнем случае вам следует показать, что вы не подавляете учащегося и не ущемляете его право на несогласие, но во имя избежания неудачи требуете логических обоснований и аргументов сказанного.

Чем больше учащимся приходится конкретизировать свое мнение и, соответственно, больше думать над ним, тем большему учатся они и другие участники.


 
Другое основополагающее правило, о котором вам всегда следует помнить при опросе группы учащихся, это то, что большинству людей необходимо время подумать, прежде чем ответить на поставленный вопрос, а потому какой-то особо "заковыристый" вопрос будет почти наверняка встречен молчанием аудитории, обдумывающей, что ей известно в связи с этим вопросом. Помните, что слишком быстрый ответ может быть очень поверхностным. Неопытные тренеры-инструкторы часто боятся тишины в ответ на свой вопрос и начинают паниковать, если не получают немедленного ответа.

В результате они "перепрыгивают" к другому вопросу, чем еще больше запутывают студентов и провоцируют их дальнейшее молчание.
Одна из наиболее распространенных причин молчания в ответ на вопрос это неточность формулировки вопроса, отчего он непонятен учащимся и они не знают, как на него отвечать. Если тишина продлится дольше, чем вы ожидали (оцените длительность объективно при таких обстоятельствах секунды кажутся минутами), подумайте и спросите себя, достаточно ли четко и понятно вы сформулировали свой вопрос. Затем, возможно, вы спросите себя, поняли ли вопрос учащиеся, после чего вы перефразируете свой вопрос для большей его понятности и вновь зададите учащимся.

Основным принципом, которого необходимо здесь придерживаться, будет: "Если вы задали аудитории четкий понятный вопрос подождите".
Типы вопросов
Постановку вопросов вам всегда следует рассматривать в двух аспектах: какие вопросы вы собираетесь задать и как вы собираетесь их задать? Первый аспект вы рассматриваете еще на этапе планирования и в связи с содержанием самого учебного мероприятия. Второй аспект основан на вашем личном опыте и интуиции в области задавания вопросов, и если вам недостает опыта, вам необходимо быть очень осторожным в отношении всего, что вы говорите.
Что качается содержания ваших вопросов, то оно должно соответствовать следующим простым правилам.

  • Не задавайте таких вопросов, которые могут сбить учащихся с толку или вызвать у них комплекс.
  • Задавайте такие вопросы, на которые, по вашему убеждению, учащиеся смогут ответить, хоть иногда и с трудом.
  •  

 
Соотносите вопросы с изучаемой областью и включайте в них материал, предназначенный для будущего изучения, только в том случае, если вам неизвестно, насколько учащиеся осведомлены о нем.
Соответствующие вопросы
Ваша манера задавать вопросы в значительной степени определяет качество и количество ответов. Чтобы обеспечить получение вами максимума ответов, в обоих отношениях необходимо помнить о том, что существуют более приемлемый и менее приемлемый подходы к тому, как задавать вопросы. Заметьте, что я не пользуюсь словами "соответствующий" или "несоответствующий" или "правильный" или "неправильный", так как даже "неправильные" вопросы могут в определенных случаях быть "правильными".

  • Открытые вопросы. Вопросы такого типа призваны извлечь как можно больше информации без необходимости задавать дополнительные вопросы на базовом уровне. Такие вопросы побуждают отвечающего давать такие же "открытые" ответы, обычно немного подумав над вопросом. Многие подобные вопросы начинаются со слов "что", "до какой степени", "как", "как много", "когда", "кто", "кто еще", "где" ("куда") и "почему". Если вам сложно задавать открытые вопросы, попытайтесь начать их задавать при помощи этих слов. Открытые вопросы часто лучший способ начать опросную сессию, и типичным примером здесь может быть: "Мы собираемся рассмотреть X. Насколько (в какой степени) вы имели отношение к этой работе?"
  • Пробные вопросы. Цель подобных вопросов расширить ограниченную информацию, которая может быть была дана в ответ на один из ваших вопросов, например последний. Вопросы такого типа строятся примерно так: "Вы сказали, что... Не могли бы вы рассказать нам об этом поподробнее?" или просто "Расскажите мне об этом поподробнее". Хотелось бы еще раз напомнить, что, для того чтобы "разговорить" учащегося, поощрить его дать больше информации и выразить больше личного отношения, применяется скорее открытый, нежели прямой и конкретный вопрос.
  • Уточняющие вопросы. Похожи на пробные вопросы тем, что применяются в ситуациях, где начальный или даже последовательный ответ недостаточно подробен или не совсем ясен, чтобы вам полностью удалось понять, что было сказано. Уточняющий вопрос, звучащий
  •  

 
примерно так: "Что вы имели в виду, когда сказали...?", призван получить ответ, способный прояснить любое недоразумение.
Вопрос на проверку понимания. Существуют по крайней мере три причины необходимости вопросов такого типа. Одна из них убедиться, что учащиеся поняли все, что вы сказали; другая убедиться, что вы правильно поняли ответ или заявление учащегося; третья служит для того, чтобы учащийся смог убедиться, что он сказал именно то, что хотел сказать.
Что касается пробных и уточняющих вопросов, проверка понимания поможет не только вам лично и отдельному учащемуся, но и тем в группе, кто может испытывать похожие трудности.
Менее соответствующие вопросы



Содержание раздела