Перечень покупок
Это простой список-памятка, выполняемый в любом формате как вам удобно (вертикальный, горизонтальный, шаблон любого вида). Он включает ключевые слова, напоминающие вам о темах, которые надлежит обсудить, техника обучения "должен знать, следует знать, мог бы знать" может здесь быть очень полезной. По мере развития обсуждения предметы, прошедшие обсуждение, могут быть вычеркнуты из списка, а оставшиеся напоминают о том, что еще предстоит обсудить.
Это имеет особую пользу, когда обсуждение идет "ни шатко, ни валко" и предметы из оставшейся части списка могут быть подняты для обсуждения с группой.
Список "за" и "против"
Если вы предполагаете сложность и спорность предмета обсуждения и знаете, что у разных членов группы будут разные и даже противоположные взгляды, составьте список "за" и "против" до начала обсуждения. Он может быть представлен в одной сводной форме, включающей все аспекты и спорные положения, которые вы способны определить.
Разделите лист бумаги формата А4 по вертикали, озаглавьте левую колонку "за", а правую "против" и перечислите как можно больше аспектов и спорных положений для каждой из колонок. В ходе обсуждения, так же как в случае со "списком покупок", вычеркивайте успешно пройденные темы и держите оставшиеся не только как простое напоминание о предметах, подлежащих обсуждению, но и как памятку об основных спорных положениях, которым следует проявиться.
За |
Против |
Оба вышеуказанных метода должны помочь вам наблюдать за ходом развития обсуждения и обеспечить охват тем, которые необходимо обсудить в должной мере.
Применение и методы Введение в обсуждение
Этот метод введения в обсуждение в значительной степени повлияет на успех и эффективность обсуждения, так как плохое начало не поощряет членов группы к открытому высказыванию своих взглядов. Ввод в обсуждение уже комментировался, когда было предложено, чтобы вы приняли решение и записали заявление-ввод в обсуждение или цитату. Творческий подход к началу обсуждения часто помогает и самому обсуждению, но не делайте чего-либо слишком хитроумного.
Вот пара примеров, способных показать, что я имею в виду под творческим подходом к открытию обсуждения, причем один несет больший вклад, чем другой.
ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВОДА И СВЯЗАННЫХ С НИМ ВОПРОСОВ
Открытие такого обсуждения требует подготовки флипчарта, на котором написано "2 из 3". Затем группу просят объяснить, что, по их мнению, это значит. Если требуемый ответ не прозвучит, добавьте после 2 "брака"; это,
ВЗРЫВ
Целью одной презентации, которую я никогда не забуду, было послужить вводом в обсуждение вопросов безопасности. Спикер был экспертом по взрывчатым веществам, который, представившись, немедленно перешел к презентации. Сразу же после этого в задних рядах аудитории прогремел взрыв, и только по счастливой случайности никто не получил сердечного приступа. Когда был восстановлен порядок, спикер произнес: "Это был взрыв, вызванный веществом X (разумеется, доза этого вещества была настолько мала, что не представляла угрозы ни для людей, ни для имущества). Теперь вы сможете представить, на что способно У".
Несмотря на пережитый ужас, каждый хотел что-то сказать и никто не заметил, как началось обсуждение. Возможно, это было очень драматичное начало, но обсуждение и в самом деле началось с "удара".
ПРИМЕР "ПЛОХОГО" ОБСУЖДЕНИЯ
Там, где учащиеся имеют мало опыта и знаний о направлении и работе обсуждения, исходной точкой служит вводная сессия или презентация о технике и методах. Но это может быть в значительной степени снижено за счет обсуждения, проводимого для установления аспектов, выявленных в ходе обсуждений, особенно плохих обсуждений.
Требования игры такого типа:
Во время обсуждения
После вводной сессии самой большой опасностью для лидера будет, если он "перепрыгнет" на монолог с изложением его собственных взглядов. В особенности это касается неопытного лидера. Переждите немного если, конечно, вы уверены, что предмет ясен и вопрос задан в понятной и четкой форме, вероятно, участники просто обдумывают ответ, перед тем как заговорить.
Таким же образом во время обсуждения, молчание не всегда означает, что учащимся нечего сказать. Дайте группе подумать, что они могут сказать, и если вы чувствуете, что тишина слишком затягивается, спросите группу, есть ли у нее какие-либо еще идеи, или, возможно, подайте ей следующую тему из вашего "перечня покупок".
Вашей главной ролью будет:
о участники слишком много друг друга перебивают; о назревает конфликт;
о заявления лишены четкости и конкретности;
о необходимо тактичным способом ввести в обсуждение тех, кто в нем не участвует;
о ложная информация направляет участников по ложному пути, а то и вовсе грозит разрушить обсуждение;
о требуется ваше собственное мнение или, согласно ранее достигнутой договоренности, вы чувствуете, что вам следует высказать свое мнение;
о необходимо освежить "затухающее" обсуждение посредством ввода новых тем из вашего "перечня покупок" и узнать мнение группы;
о необходимо предложить, чтобы тема была рассмотрена с других точек зрения, к которым ранее не обращались.