Возможное местоположение в начале, в середине или в конце курса ранее уже обсуждалось и находится в очень тесной связи со временем, отведенным на практическое задание. Это также затрагивает серьезный вопрос, относящийся ко второму аспекту. В отличие от простых вводных сессий, "ледоколов" и "батареек", большинство важных практических заданий требуют большого количества времени на их проведение. Проведение практического задания, несомненно, включает планирование, подготовку, инструктаж, исполнение и обзор.
Очень немногие структурированные практические задания для группы можно выполнить с приемлемыми результатами менее чем за 45 минут (инструктаж, игра и обзор), но большинство таких заданий требует гораздо больше времени. Обычно инструктаж (если у наблюдателей нет основательной подготовки) занимает около 10 минут, сама игра занимает не менее 20 минут и, наконец, период обзора, который зависит от применяемого метода и количества подгрупп, занимает по меньшей мере 30 минут. (При планировании времени на практическое занятие тренер часто упускает один аспект, а именно время, которое требуется подгруппам для прохода в отдельные аудитории и затем для возвращения обратно, в главную аудиторию, по окончании игры.) При целевом подходе, наподобие этого, следует добавить еще минут 70, что является весомой частью учебного дня.
Формирование групп
Ранее уже рассматривались различные способы формирования групп, однако не стоит забывать, что это дело важное и непростое. Вот некоторые типичные примеры мнений учащихся по окончании серии практических заданий:
Обратите внимание, насколько противоречивы услышанные мною мнения; такое вполне может случиться в любой учебной программе и в любой группе людей. Я ни в коей мере не предлагаю пренебрегать мнением учащихся, напротив, мудрый тренер будет фиксировать любое проявление эмоционального отношения учащихся
в ходе развития учебного курса, Однако всегда следует помнить о целях программы.
Может случиться так, что группа наиболее активных участников не получает должного обучения, если их соединить в одной подгруппе, несмотря на то что идет обзор их поведения. Следовательно, ввиду того что цели данного мероприятия связаны с поведением, тренер может решить повторить и дать возможность научиться тем же людям, снова (и снова?) собрав их в одну группу.
Если обучение касается закрепления навыков по новому методу, имеющему разное применение в разных организациях, представленных в данном учебном мероприятии, имеет смысл соединить людей в группы по принципу их принадлежности к той или иной организации и поддерживать такой расклад.
Структурированные практические задания для группы способны определить весь спектр формирования групп учащихся, где решение принимается в соответствии с целями программы, связанными с интересами группы учащихся. При возможности применить на практике сходные методы или их прогрессивные элементы необходимо позаботиться о том, чтобы как можно больше учащихся попробовали себя в роли, способствующей наилучшему обучению. Этого можно достичь по большей части за счет заранее определенной системы расписаний.
Другие способы формирования групп в зависимости от потребностей учебного мероприятия могут реализовываться произвольно. В таких случаях я применял подход "четные номера в группе для одной группы", а для следующего задания "нечетные номера в группе"; для третьего задания "члены группы через одного" и т. д. Такой подход нельзя назвать научным, но он привлекает своей простотой, поскольку вы помните, каким способом вы пользовались в предыдущий раз.
Там, где количество членов подгрупп не имеет основного влияния на учебное мероприятие, я бы рекомендовал предоставить под ответственность учащихся следующее:
Рассматривая вопрос формирования и поддержания групп при условии, что формирование гетерогенных групп не самый значительный фактор для идеального обучения и личные желания участников не сводят на нет возможности обучения, необходимо принимать во внимание эти и другие факторы в первой инстанции.
Ресурсы
Для каждого практического задания имеются определенные требования к ресурсам:
Я обратил внимание на тот аспект, что многие тренеры не обеспечивают учащихся бумагой и маркерами для флипчартов в должном количестве. Следует помнить, что учащиеся обычно используют бумаги больше, чем планирует тренер, а также имеют обыкновение уносить маркеры в общую аудиторию и забывают приносить их обратно!
Для каждого практического задания, вероятно, понадобятся разные ресурсы, таким образом, было бы полезно завести отдельную папку материалов для каждого практического задания, которое вы собираетесь включить в курс обучения. Организуйте эти папки таким образом, чтобы вам удобно было ими пользоваться, а также пусть в каждой папке всегда в достаточном количестве присутствуют следующие материалы:
Методы
Совершенно очевидно, что каждому практическому заданию соответствует своя процедура и свои инструкции, а потому в каждой папке с материалами практического задания должны содержаться подробные листки с разъяснениями. Однако существует и общий подход к проведению структурированных практических заданий, и он доминирует над особыми инструкциями и процедурами. Этот подход может быть выражен следующими рекомендациями.