Возможное местоположение в начале, в середине или в конце курса ранее уже обсуждалось и находится в очень тесной связи со временем, отведенным на практическое задание. Это также затрагивает серьезный вопрос, относящийся ко второму аспекту. В отличие от простых вводных сессий, "ледоколов" и "батареек", большинство важных практических заданий требуют большого количества времени на их проведение. Проведение практического задания, несомненно, включает планирование, подготовку, инструктаж, исполнение и обзор.
Очень немногие структурированные практические задания для группы можно выполнить с приемлемыми результатами менее чем за 45 минут (инструктаж, игра и обзор), но большинство таких заданий требует гораздо больше времени. Обычно инструктаж (если у наблюдателей нет основательной подготовки) занимает около 10 минут, сама игра занимает не менее 20 минут и, наконец, период обзора, который зависит от применяемого метода и количества подгрупп, занимает по меньшей мере 30 минут. (При планировании времени на практическое занятие тренер часто упускает один аспект, а именно время, которое требуется подгруппам для прохода в отдельные аудитории и затем для возвращения обратно, в главную аудиторию, по окончании игры.) При целевом подходе, наподобие этого, следует добавить еще минут 70, что является весомой частью учебного дня.
Это, разумеется, влияет на решение большинства тренеров: им хоть и хочется приблизить свои учебные мероприятия к практической работе, но они просто не могут позволить себе тратить на это время. И не то что бы время считалось потраченным впустую, просто их организации выделили им ограниченное время и поставили
конкретные цели, поэтому для их выполнения тренерам приходится предлагать тренинг в форме, которая их не удовлетворяет. Ученые мужи, скорее всего, не согласятся с подобными ограничениями, настаивая на том, что у тренера есть свои приемы и что задачи обучения могут быть выполнены в пределах установленного времени, однако практикующие тренеры понимают, что идеальные условия маловероятны в реальной жизни.
Как правило, жизнь это компромисс! Если проблемы осаждают вас сверх всякой меры, попробуйте следующее:
Формирование групп
Ранее уже рассматривались различные способы формирования групп, однако не стоит забывать, что это дело важное и непростое. Вот некоторые типичные примеры мнений учащихся по окончании серии практических заданий:
Обратите внимание, насколько противоречивы услышанные мною мнения; такое вполне может случиться в любой учебной программе и в любой группе людей. Я ни в коей мере не предлагаю пренебрегать мнением учащихся, напротив, мудрый тренер будет фиксировать любое проявление эмоционального отношения учащихся
в ходе развития учебного курса, Однако всегда следует помнить о целях программы.
Может случиться так, что группа наиболее активных участников не получает должного обучения, если их соединить в одной подгруппе, несмотря на то что идет обзор их поведения. Следовательно, ввиду того что цели данного мероприятия связаны с поведением, тренер может решить повторить и дать возможность научиться тем же людям, снова (и снова?) собрав их в одну группу.
Если обучение касается закрепления навыков по новому методу, имеющему разное применение в разных организациях, представленных в данном учебном мероприятии, имеет смысл соединить людей в группы по принципу их принадлежности к той или иной организации и поддерживать такой расклад.
Рассматривая вопрос формирования и поддержания групп при условии, что формирование гетерогенных групп не самый значительный фактор для идеального обучения и личные желания участников не сводят на нет возможности обучения, необходимо принимать во внимание эти и другие факторы в первой инстанции.
Ресурсы
Для каждого практического задания имеются определенные требования к ресурсам:
Я обратил внимание на тот аспект, что многие тренеры не обеспечивают учащихся бумагой и маркерами для флипчартов в должном количестве. Следует помнить, что учащиеся обычно используют бумаги больше, чем планирует тренер, а также имеют обыкновение уносить маркеры в общую аудиторию и забывают приносить их обратно!
Для каждого практического задания, вероятно, понадобятся разные ресурсы, таким образом, было бы полезно завести отдельную папку материалов для каждого практического задания, которое вы собираетесь включить в курс обучения. Организуйте эти папки таким образом, чтобы вам удобно было ими пользоваться, а также пусть в каждой папке всегда в достаточном количестве присутствуют следующие материалы:
Методы
Совершенно очевидно, что каждому практическому заданию соответствует своя процедура и свои инструкции, а потому в каждой папке с материалами практического задания должны содержаться подробные листки с разъяснениями. Однако существует и общий подход к проведению структурированных практических заданий, и он доминирует над особыми инструкциями и процедурами. Этот подход может быть выражен следующими рекомендациями.