d9e5a92d

Формирование групп


Возможное местоположение в начале, в середине или в конце курса ранее уже обсуждалось и находится в очень тесной связи со временем, отведенным на практическое задание. Это также затрагивает серьезный вопрос, относящийся ко второму аспекту. В отличие от простых вводных сессий, "ледоколов" и "батареек", большинство важных практических заданий требуют большого количества времени на их проведение. Проведение практического задания, несомненно, включает планирование, подготовку, инструктаж, исполнение и обзор.

Очень немногие структурированные практические задания для группы можно выполнить с приемлемыми результатами менее чем за 45 минут (инструктаж, игра и обзор), но большинство таких заданий требует гораздо больше времени. Обычно инструктаж (если у наблюдателей нет основательной подготовки) занимает около 10 минут, сама игра занимает не менее 20 минут и, наконец, период обзора, который зависит от применяемого метода и количества подгрупп, занимает по меньшей мере 30 минут. (При планировании времени на практическое занятие тренер часто упускает один аспект, а именно время, которое требуется подгруппам для прохода в отдельные аудитории и затем для возвращения обратно, в главную аудиторию, по окончании игры.) При целевом подходе, наподобие этого, следует добавить еще минут 70, что является весомой частью учебного дня.
 
Это, разумеется, влияет на решение большинства тренеров: им хоть и хочется приблизить свои учебные мероприятия к практической работе, но они просто не могут позволить себе тратить на это время. И не то что бы время считалось потраченным впустую, просто их организации выделили им ограниченное время и поставили
 
конкретные цели, поэтому для их выполнения тренерам приходится предлагать тренинг в форме, которая их не удовлетворяет. Ученые мужи, скорее всего, не согласятся с подобными ограничениями, настаивая на том, что у тренера есть свои приемы и что задачи обучения могут быть выполнены в пределах установленного времени, однако практикующие тренеры понимают, что идеальные условия маловероятны в реальной жизни.
Как правило, жизнь это компромисс! Если проблемы осаждают вас сверх всякой меры, попробуйте следующее:

  • откажитесь от практических занятий (крайняя мера);
  • выберите те задания, выполнение которых ограничено во времени;
  • сократите время обзора {снова "крайняя мера", хотя время от времени процесс обзора может изменяться).

Формирование групп
Ранее уже рассматривались различные способы формирования групп, однако не стоит забывать, что это дело важное и непростое. Вот некоторые типичные примеры мнений учащихся по окончании серии практических заданий:

  • "Зачем мне нужно было менять группу? Я так хорошо со всеми ладил в прежней!"
  • "Почему мы все время должны были оставаться в одной и той же группе? Мне не нравились мои товарищи по группе, и я хотел работать с другими людьми".
  • "Жаль, что мне не пришлось работать в группе, где были мои коллеги по работе: мы могли бы сравнить практические задания с реальными ситуациями в нашей фирме".
  • "Мне было бы интереснее поработать в разных группах с людьми из других организаций. Уверен, что их методы решения проблем отличаются от наших".

Обратите внимание, насколько противоречивы услышанные мною мнения; такое вполне может случиться в любой учебной программе и в любой группе людей. Я ни в коей мере не предлагаю пренебрегать мнением учащихся, напротив, мудрый тренер будет фиксировать любое проявление эмоционального отношения учащихся
 
в ходе развития учебного курса, Однако всегда следует помнить о целях программы.
Может случиться так, что группа наиболее активных участников не получает должного обучения, если их соединить в одной подгруппе, несмотря на то что идет обзор их поведения. Следовательно, ввиду того что цели данного мероприятия связаны с поведением, тренер может решить повторить и дать возможность научиться тем же людям, снова (и снова?) собрав их в одну группу.
Если обучение касается закрепления навыков по новому методу, имеющему разное применение в разных организациях, представленных в данном учебном мероприятии, имеет смысл соединить людей в группы по принципу их принадлежности к той или иной организации и поддерживать такой расклад.


Структурированные практические задания для группы способны определить весь спектр формирования групп учащихся, где решение принимается в соответствии с целями программы, связанными с интересами группы учащихся. При возможности применить на практике сходные методы или их прогрессивные элементы необходимо позаботиться о том, чтобы как можно больше учащихся попробовали себя в роли, способствующей наилучшему обучению. Этого можно достичь по большей части за счет заранее определенной системы расписаний.
Другие способы формирования групп в зависимости от потребностей учебного мероприятия могут реализовываться произвольно. В таких случаях я применял подход "четные номера в группе для одной группы", а для следующего задания "нечетные номера в группе"; для третьего задания "члены группы через одного" и т. д. Такой подход нельзя назвать научным, но он привлекает своей простотой, поскольку вы помните, каким способом вы пользовались в предыдущий раз.
Там, где количество членов подгрупп не имеет основного влияния на учебное мероприятие, я бы рекомендовал предоставить под ответственность учащихся следующее:

  • самим сформироваться в группы для первого задания;
  • принять решение после одного-двух практических заданий, стоит ли сохранять группы в таком составе;
  • при вашем ненавязчивом руководстве и рекомендациях решить, какой способ формирования в группы в наибольшей степени удовлетворяет их потребностям.
  •  

 
Рассматривая вопрос формирования и поддержания групп при условии, что формирование гетерогенных групп не самый значительный фактор для идеального обучения и личные желания участников не сводят на нет возможности обучения, необходимо принимать во внимание эти и другие факторы в первой инстанции.
Ресурсы
Для каждого практического задания имеются определенные требования к ресурсам:

  • краткие инструкции для участников;
  • краткие инструкции для наблюдателей;
  • отдельные помещения для работы подгрупп или места, выделенные для подгрупп в общей аудитории;
  • соответствующие материалы;
  • вспомогательные материалы бумага, карандаши, флипчарты, маркеры и т. д.

Я обратил внимание на тот аспект, что многие тренеры не обеспечивают учащихся бумагой и маркерами для флипчартов в должном количестве. Следует помнить, что учащиеся обычно используют бумаги больше, чем планирует тренер, а также имеют обыкновение уносить маркеры в общую аудиторию и забывают приносить их обратно!
Для каждого практического задания, вероятно, понадобятся разные ресурсы, таким образом, было бы полезно завести отдельную папку материалов для каждого практического задания, которое вы собираетесь включить в курс обучения. Организуйте эти папки таким образом, чтобы вам удобно было ими пользоваться, а также пусть в каждой папке всегда в достаточном количестве присутствуют следующие материалы:

  • краткие инструкции для учащихся (плюс одна-две резервные копии);
  • краткие инструкции по практическому заданию и специальные инструкции для наблюдателей (плюс одна-две резервные копии);
  • памятка по методике проведения практического задания, включая четкую формулировку инструкций, которые должны быть выданы устно;
  •  

 

  • памятка требуемых ресурсов, согласно описанному выше;
  • памятка ключевых точек обучения, которые должны "прозвучать" во время обзора, какой бы метод не использовался.

Методы
Совершенно очевидно, что каждому практическому заданию соответствует своя процедура и свои инструкции, а потому в каждой папке с материалами практического задания должны содержаться подробные листки с разъяснениями. Однако существует и общий подход к проведению структурированных практических заданий, и он доминирует над особыми инструкциями и процедурами. Этот подход может быть выражен следующими рекомендациями.

  1. Вкратце представьте практическое задание, пользуясь несложными терминами для объяснения причины (но не обязятель-но конечный результат) его проведения. Также опишите метод, при помощи которого будет проводиться итоговый обзор практического занятия.
  2. Организуйте помещения для работы каждой подгруппы и дайте инструкции, как эти помещения найти.
  3. Подготовьте краткое описание практического задания для участников и установите определенное количество времени для ознакомления. (Однако помните, что в некоторых практических заданиях подобное ознакомление/истолкование является частью самого задания.)
  4. Подготовьте для наблюдателей в дополнение к кратким инструкциям по наблюдению копии краткого описания практического задания, выданного всем участникам. Наблюдатели смогут это просмотреть и обсудить в то время, пока участники изучают выданные им краткие инструкции. Если для участников не предусмотрено время на подготовку до начала игры, им можно предложить просмотреть учебные материалы, относящиеся к данному практическому заданию, в то время, когда наблюдатели размышляют.
  5. Поощряйте вопросы учащихся, направленные на разъяснение процесса практического задания, но не те, которые касаются способа выполнения задания.
  6.  

 



Содержание раздела