d9e5a92d

Работа с группой на продуктивном этапе


Идет проговаривание целей каждого. Во время конфликта проговаривается цель, и каждый начинает понимать, чем он может пожертвовать ради общей цели.
Если конфликт пройден, то устанавливаются новые нормы и правила работы в группе. Члены группы начинают останавливать себя ради того, чтобы работа была сделана. Уступая, жертвуя частью своей цели. Если во время конфликта группа не находит единую цель, ради которой она может остаться, то группа распадается.

Если конфликт управляемый, то общая цель находится на стадии выхода из конфликта во время анализа работы участников группы, и группа переходит на этап продуктивного развития.
На продуктивном этапе формируется осознание групповой сверхцели. При этом каждый имеет и набор собственных, личных целей. У членов группы появляется понимание, что им проще достичь своей цели, если они будут следовать групповой сверхцели.
У сотрудников предприятия возникает понимание предприятия, как целостного механизма. Например, если какого-то отдела не будет, то предприятие лишится ресурса для своей цели. Если рядом с бухгалтерией не будет службы маркетинга, то бухгалтерия не сможет быть такой гениальной. Возникает понимание того, что достижение моей личной цели зависит от того, чего достигнет вся группа.

Я приму то, что группа достигнет, если я буду участником становления.
Группа, которая нашла общую цель, уже не ждет истины в последней инстанции от своего руководства. Появляется общегрупповая креативность, работающая на продвижение предприятия. Идет накопление опыта предприятия. Конечно, все время держать предприятие на продуктивной фазе это утопия. Вы просто должны понимать, чего ожидать от того или иного отдела.

Группа на продуктивном этапе долго работать тоже не может, потому что истощается ресурс, истощается цель. Любая группа умирает, чтобы родиться. И это понимание конечности является очень сильным ресурсом для продуктивной работы.

Цель должна быть конечна и соразмерна имеющимся ресурсам. Технология „SNED" как раз и заключается в управлении группой во время прохождения ею выделенных этапов с целью создания самоорганизующейся (S), нацеленной на результат (N) группы, обладающей энергетическим потенциалом (Е) для дальнейшего динамичного развития (D). Такая группа отвечает всем требованиям, которые мы ставим перед коллективом, называя его командой".
Как мы уже писали, не все участники группы однородно проходят этапы группового развития. Группа, переходя на продуктивный этап, может "подтянуть" отстающего участника на свой уровень развития.
Приводим пример одного из тренингов, где происходило похожее действие.
Лариса. Вчерашний день для меня бесследно не прошел, я думала о нем. Сделала для себя открытие, что для меня важнее мои личные цели, чем цели группы.

Отсюда напрашивается вопрос: какие мне нужно сделать шаги, чтобы в группе незнакомых мне людей завоевать внимание к моим словам?
Я не претендую на такие вещи, как природное обаяние и темперамент, которые есть у Н. Н., мне их не осилить. Поймала себя на мысли, что, когда люди говорили, что ощущают себя командой, я ловила себя на мысли, что я отдельно, команда отдельно. Даже когда были объективно смешные шутки, мне смеяться не хотелось.



Вот у меня такая проблема возникла.
Вера. Мне Лариса запомнилась именно тем, какая она есть. Ты свою агрессию проявляешь по-другому, чем Н. Н., и это ценно.
Татьяна (обращаясь к Ларисе). Ты права. Ты права в том, что ты права. Из всех окружающих ты меня привлекаешь тем, что ты одна из всех отличаешься кардинально. Ты не выскочка, ты глубоко все продумываешь, четко формулируешь и излагаешь свои мысли.

Я тебе завидую белой завистью. Может быть, повести за собой и не надо в эту минуту, но твои слова никто не забывает, все их помнят. Но ты не меняй свой стиль.

Ты не с первого момента привлекаешь, но пройдет день, два и за тобой пойдут, потому что ты говоришь правильно. Тихий лидер. Мое мнение.
Н. Н. Мое отношение к тебе было как к структурированному человеку. Я не могу быть таким, как ты, но очень часто чувствую такую необходимость. Я не могу сразу вести 10 дел, держа 10 арбузов в руке. И это не надо. Мне этого не хватает.

У тебя такое качество есть, и его надо холить и лелеять. Свою структуру не надо переделывать под окружающее. Единственное, что ты можешь делать, так это чаще улыбаться.

Ты настолько симпатичная девушка, что это не будет в первом шаге отталкивать. Ты в первом шаге строгая, и люди внутренне зажимаются и не могут раскрыться. Ты будь строгой внутри, а снаружи радуйся сама себе, какая ты замечательная.

Тогда ты сможешь вытащить из людей то, что тебе нужно.
Лариса. Спасибо. Дельное замечание, я не обращала внимания, что на самом деле слишком строго себя виду.

Я поняла, над чем мне надо работать.
Работа с группой на продуктивном этапе
Группа на стадии ощущения группы продуктивного этапа уже может работать самостоятельно. Выделяются члены группы, которые могут обобщать общегрупповые процессы, подытоживать, выделять главное.
Ниже мы приводим высказывания членов группы на стадии ощущения группы.
"Смотрите, мысль висит в воздухе, она из кусочков сложена. Первое Татьяна сказала по регламенту. Он нужен.

Второе чтобы этот регламент не втискивал нас в жесткие рамки, чтобы нам было не комфортно. Это тоже кусок нашего регламента. И третье это, если нам комфортно или некомфортно, мы должны заботиться больше о группе.

То есть не перекладывать личные проблемы на общую группу".
"Каждый начинает держать свою стратегию поведения. Кто-то начинает первый, кто-то продолжает. Никого не надо вести, каждый займет свою нужную позицию и за этим пойдет".
"Острые углы в группе, ромбы, треугольники сглаживаются. Группа начинает превращаться в круг".
"Каждый к каждому имел отторжение. А сейчас как песчинку начинает обволакивать. Уровень терпимости повысился".
На этой стадии члены группы начинают осознавать себя как группу и получать от этого удовольствие. Они как бы пробуют свое состояние в группе "на вкус", и этот вкус им начинает нравиться. На этой стадии начинают осознаваться новые нормы и правила поведения, при этом их никто не декларирует и не контролирует их выполнение.

Группа начинает жить по ним, исходя из того, что они способствуют достижению общегрупповых целей.
Группа становится саморегулирующимся организмом, который принимает в себя тех, кто оказывается ему полезен, и отторгает тех, кто мешает ему достигать цели.
Надо отметить, что тех, кто был в группе с самого начала, но по каким-либо причинам отстал от общегрупповой динамики, группа начинает заботливо подтягивать.
Поведенческой нормой становится заботливое и внимательное отношение к каждому члену группы, принятие его индивидуальности. Такое поведение членов группы делает комфортным и безопасным пребывание в ней.
Роль тренера
На продуктивном этапе развития группы тренеру важно вовремя изменить свое поведение. Он должен осознать, что уже не является носителем информации в последней инстанции, и это осознание должно приносить ему удовольствие. Он получает уникальную возможность повышать свою квалификацию за счет группы, обучаясь у нее.
Тренер становится наставником он передает знания своим поведением, а не директивным обучением.
Тренер должен принять аксиому: групповой опыт шире и глубже, чем его личный. Но группа может воспроизводить его только на продуктивном этапе своего развития.
Поэтому тренер становится коучем, который сопровождает групповые процессы, но не руководит ими. Он может направлять работу
группы, тонко чувствуя ее настроение. Может советоваться с группой. На этом этапе невозможно возникновение конфликта против тренера, похожего на конфликт первого этапа.

Группа, если ей что-либо не нравится, уже в состоянии проанализировать это поведение и дать ему оценку сточки зрения полезности по отношению к достижению поставленных целей.
Так как тренер во время всего тренинга находится вне группы и не включается в групповую иерархию, то ему нет надобности на переходном этапе бороться за лидирующие позиции, а на продуктивном их поддерживать. Он вне группы, он организатор процесса, но за достижение поставленных целей уже отвечают выделившиеся лидеры группы и ее члены. Группа начинает осознавать, что ее достижения это не заслуга тренера, а заслуга всех, в том числе и тренера.

Поэтому на данном этапе уже не превозносят тренера, а больше оценивают и обобщают работу группы в целом. И если такое происходит, это самая большая оценка эффективной тренерской работы.
Тренеру также не обязательно структурировать работу группы, как это он делал на начальном этапе. Это группа делает сама, и с удовольствием. Группа намечает перерывы, определяет, когда необходимо закончить задание, следит за временем.

Тренер лишь сопровождает эти процессы и добавляет к анализу группы то, что она не в состоянии заметить, так как члены группы находятся внутри процесса, а также только начинают осваивать новые нормы существования.
Члены группы начинают осознавать изменение собственного поведения под влиянием групповой динамики. На этой стадии они уже чувствуют себя в группе защищенно и комфортно и поэтому начинают открыто говорить о своих личных изменениях и проблемах.



Содержание раздела