d9e5a92d

Конфликт на продуктивном этапе


При этом они обращаются уже не к тренеру, а к группе. Они не ищут у тренера решения своих проблем, а начинают решать их самостоятельно или с помощью других членов группы. "По ощущениям, тренинг заставляет слушать. Многие из нас, господа, товарищи, руководители, никогда в жизни столько не слушали. Я стал себя ловить на мысли, что меня это перестало раздражать. То, что я не прерываю людей на полуслове, не говорю, что хватит, давайте конкретно. Смысл в том, что я столько слов подряд редко когда мог выслушать.

Для меня монолог больше, чем две минуты, уже жестокий аллерген, тем более монолог чувств другого человека. Конкретику давай. И вот в погоне за этими делами, конкретикой, движухой, на новорусском языке, что-то мы теряем. Просто надо человека до конца выслушать.

И видно здесь, когда человек выливается, говорит до конца, дают договорить, он уже совсем другой. Когда
человек заканчивает, логически завершает его отношение к тебе уже совсем другое. И поэтому я для себя такой серьезный вывод сделал.
Для меня изменился смысл тренинга. Смысл его в том, что я нашел определенные вещи в себе, которые я особо и не искал. Теперь могу себя заставить слушать человека до конца. В этом я абсолютно спокоен.

Я себя очень хорошо чувствую, я не загружен, меня ничего не волнует. Вчера из меня вышло. Периодически все выходит. Не имею возможности пощупать это материально.

Вот если бы сейчас принесли приборчик, поставили и сказали: „Ребята, это улучшитель жизни. Включаем, он улучшает", я бы сказал: „Точно, улучшает". Не видя приборчика. Не видя ничего материального, в принципе ничего не делая, но я понял, что даже так возможно решение довольно многих вопросов.

Вот и все, что хотел сказать".
"Что хочу сказать о тренинге. О своих ощущениях. У меня еще было много работы.

Было ощущение, что кусок какой-то взял с собой. Кусок чего-то такого ощутимого во мне. Какой-то хитрый способ, которым хочется прямо сейчас воспользоваться. То, как я вчера разрулил довольно сложную ситуацию, которая сложилась на производстве, с такой легкостью, мне понравилось. У меня настолько легко все разрулилось.

С чувством удовлетворения пришел домой. Спал как младенец, как убитый".
"Такое ощущение: что-то взял, а контура еще нет. Как художник, начинаешь голову Ленина лепить. Глины накидываешь, накидываешь, потом выдавливаешь глазницы, лоб. Что-то такое грубое стоит, из него можно и Ленина и Маркса слепить.

Вот у меня такое ощущение, что материал получил, но он должен улечься во мне, растечься по моим венам, по телу. Чтобы я все это прочувствовал кожей. Самоощущение, что вчера мне было легко разрулить процесс, не влезая в сам процесс, доставило истинное удовольствие.

Сегодня хочется дальше разрабатывать, что с этим дальше делать, что с этой глиной дальше делать".


"Такое ощущение возникло, что все здесь на своих местах. Представьте себе пирог и каждый кусок этого пирога, ломтик. Без ломтика было бы уже не то. И если бы вас не было в первый день, я бы сказал: нет и нет.

А вот сегодня такое ощущение возникло, что каждый здесь, какой бы он ни был, очень нужен. Много говорит, мало говорит, ничего не говорит, все равно этот человек уже в этой группе. Сейчас висит хорошее ощущение в воздухе, оно есть".
Уже во время тренинга участники, находясь на продуктивном этапе, могут применять новое поведение вне тренинга.
Ниже мы приводим примеры высказываний участников тренингов.
"Моя вчерашняя роль подчиненного на тренинге позволила изменить свой стиль на работе: сегодня получил обратную связь на рабочем месте. Начал пытаться понимать подчиненных, не задавливать своей логикой, вытаскивал то, что они думают, и не перебивал. Оказалось, это классно, не перебивать подчиненного, они начинают выдавать более грамотные мысли.

Первый раз я почувствовал, что не давлю. Я сказал, что мы будем работать по-новому,
вы сами решите эти вопросы, а потом ко мне придете и сами скажете, почему не смогли решить. Мои замы были очень удивлены моим поведением, что я перестал решать их проблемы, они обескуражены. Я всегда в начале рабочего дня стучал палкой. Сейчас думаю, что человек всегда больше, чем мы о нем думаем, в него не надо стучать стимулом, надо дать ему возможность реализоваться как маленькому лидеру. Не могу сказать, что у меня это получится, у меня еще обратной связи не было.

По крайней мере, пропало желание рвать всех на планерке. Открылись глаза на многие процессы, пока не могу расставить их по полочкам. Многие вопросы решаются намного проще, чем мы это представляем, часто тянем одеяло на себя".
"Что я заметил, мы как руководители начали применять то, что узнали на тренинге. На совещании я обычно старался сам больше говорить, а сейчас я понял, что надо у сотрудников спросить: а что они думают? Вчера, когда проходило совещание, я просто их послушал.

Это были не мои мысли, это были их мысли. И если мы примем их решение, они будут ответственны за него".
"Тренинг научил проговаривать ситуацию. Мы все изначально боимся разговоров, а не драки. В драку полезть каждый может и любит, а вот вместо того, чтобы открыто проговорить конфликт, мы всовываем его внутрь себя. А это мешает. Я у себя теперь буду проговаривать конфликты.

Поговори с человеком, из него выйдет это, и можно будет на ступеньку выше переступить".
Конфликт на продуктивном этапе
На продуктивном этапе также могут возникать конфликтные ситуации. Но они носят локальный характер и не втягивают всех членов группы. Приведем пример подобного конфликта.
"Во время выполнения задания два лидера группы, которые недоспорили между собой на переходном этапе, начали выяснять отношения, при этом это выяснение не относилось к целям работы всей группы. Группа через несколько минут такого общения прервала конфликт. Один из членов группы заявил, что они мешают работе группы, и он просит, чтобы они перестали подобным образом общаться между собой. Еще несколько членов группы поддержали его в этом.

Оба лидера тотчас же перестали конфликтовать и влились в работу группы. По окончании работы во время обратной связи некоторые члены группы открыто сказали, что перепалка между лидерами мешала им работать, и они хотели бы, чтобы они разрешили между собой свои отношения. При этом один из лидеров сказал, что он уже ничего против другого не имеет и так повел себя, чтобы проверить, на самом ли деле группа находится на продуктивном этапе и возможно ли ее втянуть в конфликт.

Удостоверился, что невозможно всех было включить в конфликт, так как группа стала управлять конфликтом".
На продуктивном этапе конфликт у некоторых членов группы может возникнуть из-за недовыстроенных отношений на переходном
этапе. Но он будет носить локальный характер. Группа в подобные конфликты уже не втягивается и просит участников решить их между собой.

При этом группа готова на уровне наблюдателей помогать решению конфликта для того, чтобы он не мешал выполнению работы и достижению цели.
На второй, креативной, стадии продуктивного этапа члены группы начинают анализировать личный опыт группового проживания. Они говорят об этом во время обратной связи. Приведем примеры подобных наблюдений.
"Появилось ощущение сопричастности группе. Конфликт не вызвал непринятие эмоции, а только чувство „что вы, неразумные, делаете" (это было сказано по поводу локального конфликта между лидерами на продуктивном этапе). Была жизнь группы, и я увидел свою часть в каждом из группы".
"Я увидел, что лидеры меняются на продуктивном этапе и появляются лидеры, которые не были слышны на переходном этапе, но которые на продуктивном этапе лучше соответствовали выполнению поставленных перед группой целей".
"Уходит паническая реакция, если что-то выходит из-под контроля. Сейчас появилось чувство активности недеяния. Можно что-то не делать и от этого тоже обучаться".
Группа начинает руководить процессом обсуждения. Отслеживаются групповые процессы работы. Актуализируются навыки и теория первого этапа.

Слушатели пытаются вести себя более креативно, отрабатывая новые формы поведения.
Успешность решения поставленной проблемы уже не зависит от профессионализма и опыта участников группы. Появляется общегрупповой опыт, повышается общегрупповая креативность.
На этой стадии уже не надо руководить обсуждением. Члены группы самоорганизуются и работают по своим правилам.
Роли на продуктивном этапе
На продуктивном этапе в группе не нужно четкое распределение ролей. По отношению к каждой поставленной цели в группе происходит гибкая ротация ролей. Начинают выделяться креативные лидеры, то есть члены группы, которые генерируют больше идей.

Они не выделялись на первых двух этапах группового развития, так как у них не было потребности вести за собой и отстаивать свои цели. Но
на продуктивном этапе во время решения поставленных задач эти члены получают роли лидеров, и группа отдает им руководство процессами.
Таким образом, на продуктивном этапе четкое распределение ролей теряет свое значение. Даже те члены группы, которые во время конфликта добивались лидерских позиций в группе, на продуктивном этапе начинают передавать лидерство другим для более эффективного решения общегрупповых задач.



Содержание раздела