d9e5a92d

Правила групповой работы


Другие члены группы не воспринимаются источником новых знаний, так как они постоянно вместе и, по их мнению, уже знают пределы компетентности друг друга. Приведем отрывок из тренинга, где члены группы говорят об этом.
"Мне нравится. Ощущение новое. Я чувствую, что вы руководите, а мне нравится, когда есть руководство. Вы нас приведете к тому, для чего изначально мы здесь собрались с разными целями. Кто хочет манипулировать, тот на самом деле научится манипулировать.

Кто хочет лучше узнать других, с вашей помощью их узнает".
"Чувство абсолютно хладнокровно. У вас есть определенный опыт, а без опыта тренером стать невозможно, поэтому хладнокровно, с установкой добиться своей цели. Вижу следующее: каждый пришел со своей целью, и каждому вы дадите нужные знания, чтобы ее достичь.

Как танк, спокойное чувство".
Правила групповой работы
Устанавливать и проговаривать правила групповой работы на начальном этапе необходимо очень осторожно. Группа полностью
зависит от тренера, поэтому всю ответственность за тренинг также возлагает на него. Если тренер проговорит и даже примет при участии группы правила ее существования, то вся ответственность за их выполнение все равно ляжет на него. И ему придется применять санкции за нарушение установленных правил.

Это может затормозить переход группы на следующий этап развития. Также это может усложнить и работу тренера, поскольку ему придется часть своего внимания уделять отслеживанию выполнения принятых правил. Если он не будет следить за выполнением принятых правил, то это может сформировать в группе несерьезное отношение к принятым обязательствам и к тренеру.
Таким образом, у тренера есть выбор: вводить правила на начальном этапе или не вводить, и какие правила вводить, если он считает это необходимым. Но при этом необходимо осознавать последствия данного ритуала.
Мы на тренингах командообразования, как правило, вводим минимальное количество правил, целью которых является уменьшение тревоги в группе. Перечислим эти правила.
Правило высказывания. Если тренер ставит перед группой вопрос, на который должны ответить все, то любой член группы, который не готов к ответу, может просто озвучить свою неготовность или нежелание говорить, сказав об этом. Таким образом, мы уходим от нежелательных пустых пауз ожидания на начальном этапе или от слишком диктаторской позиции тренера, указывающего на тех, кто еще не высказался.
Правило организации. С группой оговариваются перерывы, пользование мобильными телефонами и другие организационные моменты. При этом тренер не диктует группе условия. В данном случае не особенно важно, что решит группа, так как количество перерывов зачастую зависит от наличия курящих в группе. Их комфортное состояние и осознание, что перерывы будут делаться по привычному для них графику, уменьшит их тревогу.

Также пользование мобильными телефонами зависит от важности работы, оставленной в офисе (если тренинг проводится в будни). Конечно, лучше мобильные телефоны выключать, но можно оговорить и исключения, когда участник группы ждет важного для предприятия звонка.


Правило присутствия. Иногда нами оговаривается, если группа плохо изначально мотивирована на работу, обязательное присутствие всех участников на тренинге и невозможность отъезда (как правило,
тренинги командообразования проводятся на выезде в доме отдыха, пансионате) с места проведения тренинга.
Все остальные правила, нарушение которых будет в той или иной мере происходить во время тренинга, нами специально не оговариваются. Эти правила устанавливает тренер своим поведением. Например, выполнение правила внимательного слушания другого на первом этапе полностью зависит от поведения тренера.

Если он будет внимателен к говорящему и будет призывать группу слушать того, кто говорит, то постепенно эта норма поведения начнет формироваться.
Правило уважения к каждому. Если тренер не будет выделять тех, кто ему нравится больше или меньше, то это правило постепенно начнет работать в группе. Ровное, уважительное поведение тренера к каждому участнику группы даст модель принятия человека независимо от тех или иных моментов в его поведении.
Мы не запрещаем обсуждать события, которые произошли на тренинге, в перерывах между ними. Единственное, что мы просим, так это то, чтобы высказывания, не связанные с происходящим на тренинге, а выявленные в перерывах, были объяснены. Все члены группы должны обладать одинаковой информацией, и это требуется при возникновении подобного прецедента.
Более того, в тренинге командообразования не менее важны моменты неформального общения между собой участников тренинга, как в перерывах, так и в вечернее послетренинговое время. В эти моменты тренер должен отсутствовать, так как он не является членом группы. Он может наблюдать, при возможности, происходящее со стороны, но не вмешиваться в ход событий.

Этим мы выказываем свое доверие группе и даем сигнал того, что многое она может решить самостоятельно. Единственное, что необходимо, так это проговаривание и объяснение моментов внетренингового общения, если они влияют на ход событий во время тренинга.
Группа, независимо от объема проговаривариваемых правил на начальном этапе, формирует свои негласные нормы и правила поведения. Тренер имеет возможность воздействовать на них моделью своего поведения. И эта модель очень важна на каждом из этапов развития группы.
В зависимости от этапа групповые правила и нормы поведения будут меняться и окончательно оформятся к продуктивному этапу. Только на этом этапе группа может осознать уже действующие правила и принять дополнительные, исходя из общих целей работы группы.
Паузы
На начальном этапе тренеру важно понимать, что пауза в группе вызывает дополнительное напряжение.
Пауза является одним из критериев, с помощью которого мы можем определить, на каком этапе развития находится группа. Например, на начальном этапе пауза пустая, вызывающая дополнительную тревогу. На переходном этапе пауза усугубляет ситуацию и приводит к обострению конфликта.

На продуктивном этапе пауза наполненная, во время нее члены группы испытывают единение, косвенно решают свои проблемы, углубляют свое понимание момента.
Тренеру важно помнить, что его поведение также меняется в зависимости от того, на каком этапе возникает пауза. Тренер может невербально показывать свое переживание паузы.
Например, на начальном этапе тренер должен выражать эмоциональную поддержку и понимание того, что пауза тягостна для группы. Следует отметить, что на этом этапе не следует держать длительных пауз, так как они повышают и без того тревожное состояние в группе.
Во время внутригруппового конфликта тренер должен занимать отстраненную позицию, демонстрируя, что он не является членом группы и не претендует на какую-либо роль.
На продуктивном этапе тренер должен сопереживать паузу вместе с группой, она также наполнена для него, как и для группы. За длительностью паузы уже следит группа и мудро прерывает ее, когда она перестает быть наполненной.
Тренеру необходимо понимать, с какой целью держится пауза во время своей работы с группой.
На начальном этапе тренеру важно дать понять членам группы, что желание заполнить паузу раньше времени это желание думать задругах, проявление повышенной тревожности за состояние другого. Те, кто боится пауз, считают, что во время молчания человеку становится неловко и некомфортно. Конечно, подобные состояния тоже характерны для ненаполненных пауз. Но при этом не учитывается, что паузы могут быть наполненными, и тогда они необходимы для того, чтобы обдумать ответ, понаблюдать за собой и за другими.

Скорее всего, состояния наполненных пауз тем, кто боится пауз, неизвестны.
Например, одна из участниц тренинга на начальном этапе сказала про себя следующее: "Я могу молчать только в кресле зубного врача". Обобщая опыт, полученный в группе, в конце тренинга она сказала:
"Я научилась думать. Я могу молчать. Я в первый раз в жизни поняла, что можно получать удовольствие от молчания".
Другой участник группы придумал метафору паузы: "Электрический ток, который пробежал по группе".
Подбор упражнений для начального этапа
Итак, вводная стадия начального этапа характеризуется преобладанием личных целей над групповыми, наличием у членов группы тревожного эмоционального фона, ожиданием директивного руководства от тренера и ответственности тренера за все, что происходит на тренинге. В связи с этим основной задачей тренера будет снижение тревоги и четкое руководство процессом. Поэтому и упражнения, которые мы проводим на этом этапе, направлены на достижение этих задач.
Во время выбора упражнений для первой стадии начального этапа тренеру необходимо исходить из того, что любые соревновательные упражнения усиливают тревогу, будь это личное соревнование или соревнование между группами.
Также необходимо помнить, что нечетко данная инструкция или недостаточность пояснений к упражнениям вызывает негативное отношение к тренеру и повышает уровень тревожности.
Отсутствие анализа и обратной связи после упражнений приводит к тому, что группа не учится делать анализ собственной работы и через некоторое время начинает говорить о бессмысленности упражнений.



Содержание раздела