d9e5a92d

Формирование навыков анализа


Там, где хочешь возглавить, либо применить силу, либо хочешь дальше жить и работать. Ты показываешь свой ареал. Так, это мое, я здесь пометил, сюда не залазить, на эту территорию. А то пришел весь в перьях, павлин, с клыками, и такой из себя блестящий. Это только в этом коллективе работает.

Здесь, в группе, глупо понтоваться. Я себя не вел фальшиво, наоборот, был крайне искренен и раскован. А в вас (смотрит на другого участника) почувствовал в „Слабое звено" поиграем, нераскрытость.

Вы „слабое звено" в группе, которое не позволяет ей двигаться дальше". После такого высказывания (или подобного) тренеру необходимо выдержать паузу, ожидая других мнений от членов группы. Если пауза затягивается и группа не хочет вступать в спор, то тренеру необходимо спросить членов группы о чувствах, а также попросить проанализировать происшедшее. Многие могут при этом поддержать нападки на "слабое звено", стараясь больше говорить о другом, нежели о себе.

Группа тем самым показывает, что готова объединиться против выделенного "слабого звена".
В этом случае роль тренера должна быть однозначна: нельзя поддерживать объединение группы против одного, даже если его поведение отличается от общепринятого. Есть несколько причин, по которым этот путь развития группы можно считать неэффективным. Во-первых, вам необходимо сформировать команду из всех сотрудников компании, а не команду сотрудников, объединенную против кого-либо.

Если группа объединяется против кого-либо, происходит подмена целей в работе группы. Их объединяет неприятие поведения, отличного от их собственного, а должно объединять общее понимание и принятие целей и задач, поставленных перед ними компанией. Если группа объединена против кого-либо, то часть рабочей энергии уходит на обсуждение личных взаимоотношений, а это всегда происходит за счет достижения рабочих целей и задач.
Во-вторых, получив одобрение подобного объединения, группа получает "добро" на формирование определенных норм поведения. Для того чтобы снизить общую тревогу, необходимо найти кого-либо, кто не устраивает большинство, и объединиться против него. У группы появляется потребность обсуждения кого-либо и объединения на основе подобных оценок. Эти нормы поведения останавливают развитие группы на начальном этапе.

При этом тревога каждого члена группы уменьшается только тогда, когда очередная жертва найдена. Когда группа начинает искать следующую "жертву", тревога многократно возрастает, так как каждый член группы не чувствует себя защищенным. В подобных группах нет открытости в общении. Как правило, внутригрупповые роли четко распределены и косны в исполнении.

Креативность низка, так как каждый проявляет себя, исходя из предписанной или завоеванной им роли.
Если тренер видит, что эти нормы уже существуют в группе, то его задача изменить подобные шаблоны поведения. Своим поведением он должен подчеркивать равное отношение к членам группы и к тому, против кого группа объединилась. На стадии работоспособности начального этапа важно проанализировать такое поведение группы с целью выявления негативных моментов этого объединения.
Проводя подобный анализ, члены группы должны прийти к пониманию важности места каждого в группе и ценности принятия разнообразия взглядов и вариантов поведения каждого. Важно делать акцент на том, что ценного своим поведением изгоняемый дал группе, чему она научилась на этом опыте.
Формирование навыков анализа
Для перехода на стадию работоспособности необходимо, чтобы большинство членов группы научилось анализировать происходящее во время упражнений и понимать необходимость и нужность этого. Как правило, у большинства членов группы эти навыки начинают проявляться на второй день тренинга.
Приведем пример обратной связи на стадии работоспособности.


Надо слушать, наблюдать и потом делать вывод.
Нас учили анализировать результат ("плюс" и "минус") и использовать этот анализ для дальнейшего развития.

  • Разнообразные подходы и шаблоны к обычным вещам.
  • Доволен процессом обсуждения сложных процессов простыми словами.
  • Необходимо проживать момент действия, знать модель; чем более прописан алгоритм, тем более прогнозируем результат.
  • При выборе стратегии необходимо выбирать различные варианты, необходимо иметь контрольные точки. Ценить накопленный опыт, очень важно отсутствие фальшивых сигналов.

Во время тренинга члены группы могут понимать, на каком этапе находится их группа. Не всегда бывают условия, позволяющие провести группу через все этапы ее динамики. Иногда приходится останавливать группу на начальном этапе ее развития.
Например, во время одного из тренингов группа получила опыт через осознание того, что она все три дня находится на начальном этапе, и это позволило ей отследить стадии внутри данного этапа. Члены группы пережили опыт формального лидерства как тренера, так и формальных лидеров, которых выбирал тренер для проведения деловых игр. Благодаря этому опыту пришло понимание, что развитие группы зависит от целей, которые ставит руководство предприятия.

Многие рабочие группы вполне могут существовать длительное время на начальном этапе при условии сильного формального руководства.
Роли и маски в группе
Даже на стадии работоспособности начального этапа участники группы предпочитают оставаться в "масках", и сами в большинстве своем это понимают. С одной стороны, это защита, возникающая в ситуации неопределенности и тревоги. С другой желание показать
себя с более выигрышной стороны. Группа еще не готова принимать своих членов такими, какие они есть на самом деле, со всеми их плюсами и минусами, а члены группы, в свою очередь, не готовы раскрываться перед группой.
Приведем несколько высказываний членов группы по поводу осознания "игры в масках" как у себя, так и у других. Как правило, подобное осознание возникает на стадии работоспособности и является критерием нахождения группы на этой стадии.
"Пока я на 80 процентов уверена, что люди, которые говорили, что вели себя вчера как в жизни, они совсем другие. Как сказал один человек из передачи, „если хочешь сказать, что думаешь, думай, что говоришь". У нас как-то пошел такой наплыв друг другу подыгрывать.

Может, это и есть игра, так и надо. Но мне кажется, что люди подыгрывали. Сами собой любовались".
"Я, например, не согласна, что человек здесь должен раскрываться. Каждый из нас самодостаточен, я думаю, и в угоду кому-то раскрываться, прыгать на одной ножке, улыбаться или еще что-то совсем не обязательно. Каждый себя ведет так, как считает нужным.

Это мое мнение".
"Раскрыться, я думаю, надо перед собой".
Переход на стадию истощения может характеризоваться замедлением работы группы. На этой стадии члены группы начинают понимать ограниченность своих возможностей, но еще не понимают, почему эти ограничения возникают.
Если на стадии истощения попросить участников группы метафорически рассказать о своих ощущениях группы в целом, то их описания четко передают состояние ограниченности.
Пример подобных описаний из тренинга командообразования
"Наша группа похожа на клетку со львами, где прекрасные могучие львы втиснуты в очень маленькое пространство и поэтому мешают друг другу. Прутья мешают им двигаться, теснота делает их агрессивными, и их еще недостаточно кормят".
"Наша группа напоминает мне „Мерседес" без мотора, который пассажиры должны приводить в движение, крутя педали. Внешне он великолепен, но ему не хватает мощного двигателя, позволяющего мчаться вперед".
Возникающее в группе ощущение истощаемости можно считать критерием, по которому мы определяем возможность перехода группы на этап конфликта, называемый переходным этапом.
Работа с группой на переходном этапе
Группа на переходном этапе проходит три стадии: первая стадия открытый конфликт, вторая истощение конфликта, третья выход из конфликта.
Группа входит в стадию открытого конфликта тогда, когда получает самостоятельность от тренера как от формального руководителя. Чтобы это произошло на самом деле, группе необходимо дать возможность самостоятельно справиться с каким-либо заданием. Тренеру при этом необходимо быть в роли наблюдателя, это позволит ему увеличить самостоятельность группы и спровоцировать ее на соотнесение целей каждого участника группы с общими целями всей группы.
Упражнение "Обсуждение групповых правил" является пусковым для работы группы на переходном этапе. Членам группы предлагается обобщить сформированные групповые правила и нормы поведения. Окончательно принятые всеми правила и нормы поведения тренер просит записать.

Упражнение считается выполненным, если вся группа сформулировала набор норм и правил своего поведения, записала их, и в группе нет участника, который был бы против какого-либо из написанных правил.
Приведем отрывок из тренинга, где тренер дает подобное задание.
Тренер: "А по каким нормам и правилам на самом деле живет ваше предприятие? Нужны истинные правила. В каждой группе есть свои неписаные правила, которых все придерживаются.

У человека, который включается в эту группу, происходит адаптация, вливание в эти неписаные правила предприятия.



Содержание раздела