Поэтому многие групповые нормы, сформированные на ранних стадиях развития группы, могут быть деструктивными. На этой стадии велика роль тренера, поскольку члены группы в состоянии неопределенности обращаются за поддержкой к ведущему, как к формальному лидеру, и ожидают от него четких и конкретных инструкций, руководства своим поведением. У них появляется большое желание перекинуть всю ответственность за происходящее в группе и собственное поведение на тренера. Тренер на этой стадии проходит такую же оценку, как и другие члены группы.
Но от тренера ожидается более близкое к идеальному поведение и абсолютное знание. Другие члены группы как носители необходимых знаний и как эталоны поведения на этом этапе не воспринимаются. Человек считает их столь ж несовершенными, сколь и он сам, потому что они выступают в той ж роли, что и он, учащихся, слушателей, клиентов и т. д.
Так как участники группы раскрываются поверхностно и на уровне социально приемлемых ролей, то осознание собственной роли и ролей других в плане межличностных отношений достаточно затруднено. Акцент делается не на распределение ролей, а на собственное восприятие себя и других с точки зрения привычной самопрезентации, как правило социально обусловленной. На этой стадии важнее социальны роли, занимаемые в жизни: студент, менеджер, руководитель и т. д. Знания и компетентность, а также ожидаемое поведение членами группы определяются на основе заявленных регалий.
То же относится и к тренеру, степень его компетентности определяется на основе его самопрезентации или ожиданий, созданных его имиджем до тренинга.
На вводной стадии правила, традиции и цели являются поверхностными и не усваиваются группой как общегрупповые. Традиции и правила еще не являются внутренним опытом группы. Если их озвучивает тренер, то они принимаются формально и не всеми.
Несогласные предпочитают реагировать общими фразами, снимающими с них ответственность за групповые процессы.
Как правило, с предложениями тренера не спорят, так как они не являются собственным опытом участников. Тренер воспринимается как носитель абсолютных знаний, поэтому на начальной стадии предложенные им правила и традиции не воспринимаются до конца серьезно, их можно нарушить и проследить, что за этим последует. Ответственность за их выполнение лежит на том, кто их предложил, то есть
на тренере. От тренера ждут поощрений или наказаний за следование или не следование заданным нормам и правилам поведения.
Как правило, на первом круге знакомства озвучиваются цели и ожидания участников группы, которые являются размытыми и сообщаются общими фразами, схожими с формулировками целей и ожиданий других участников.
Это связано с повышенными ожиданиями от тренера в плане выполнения целей и ожиданий каждого участника группы. Свое участие в формировании целей группы каждый участник группы минимизирует, чтобы не брать на себя излишнюю ответственность за групповые процессы. Тем самым участники группы пытаются уменьшить свою тревогу, связанную с неопределенностью дальнейших действий тренера.
Усвоение материала на вводной стадии поверхностное, оно основывается на предыдущем опыте слушателей. Участники группы предпочитают на этой стадии получать готовые знания и воспринимать демонстрации идеального поведения от тренера. Самостоятельно работать они не готовы из-за сильной тревожности и неопределенности реагирования других членов группы и самого тренера.
На вводной стадии начального этапа материал лучше всего усваивается в виде лекций и демонстраций, а также в виде работы с раздаточным дидактическим материалом. Ожидать самостоятельной работы, анализа действий участников тренинга на этой стадии не стоит. Эта работа будет поверхностна, а анализ окажется общим и интеллектуализированным.
Конфликтная стадия
Следующая стадия начального этапа конфликтная начинается тогда, когда у группы нарастает тревога по поводу собственного самоопределения каждого члена группы и его отношения к тренеру. Эта стадия может проявляться ярко, в виде конфликта, или размыто, в виде нарастания напряженной атмосферы в группе.
В группе на этой стадии может присутствовать несколько видов конфликтов. Это внутриличностные конфликты, связанные с ожиданиями членов группы и реальным течением работы в группе, с тревогой по отношению к тому, как видят члена группы окружающие, и как он видит себя и других.
Подобные конфликты, как правило, выражаются в нескольких формах поведения. Это может быть демонстративное поведение
выделение себя и своих проблем как самых важных, первоочередных по отношению к проблемам других членов группы, желание обратить на себя внимание тренера или других членов группы.
Это может быть закрытое поведение интеллектуализация на различные темы, нежелание раскрывать свои реальные чувства и эмоции, подмена реальных проблем выдуманными или менее значимыми (рассказ о них вызывает меньшую тревогу и опасения относительно того, что члены группы не примут или раскритикуют сказанное).
Это может быть отстраненное поведение, которое выражается во внешнем согласии со всем и показе себя как аналитика процессов в группе и работы тренера.
Второй вид конфликтов на конфликтной стадии начального этапа межличностный. Он выражается в отстаивании личных целей, конфронтирующих с целями тренера и других членов группы. Но так как цели недостаточно ясны или не раскрыты, то присутствует механизм "подмены целей".
Начинается борьба за доминирование, сопротивление тренеру или кому-либо из членов группы.
Но это не так. Это всего лишь стадия работоспособности начального этапа.
Группа на этой стадии не в состоянии полноценно работать и самостоятельно контролировать свою работу. Она полностью зависима от структурирования и оценки ее работы со стороны тренера. По окончании работы она ждет пояснений, оценок со стороны тренера.
Окончательные выводы и обобщения остаются за ним.
Если структурированность работы тренера недостаточна, то части его работы берет на себя неформальный лидер, который выделился во время переходной стадии.