d9e5a92d

Стадия анализа конфликта


Когда члены группы начинают понимать, что они повторяются и каждый раз обсуждение внутри группы проходит одинаково. На определенном витке подобного обсуждения начинается своеобразный спад эмоционального настроения. Большинство группы начинает эмоционально уставать, возникает желание покинуть группу, уйти от обсуждения. Это очень важный момент, в который тренер должен проявить инициативу и включиться в работу группы.

Цель такого включения вывести группу на третью стадию переходного этапа: стадию анализа конфликта. Тренер должен включиться в том случае, если сами члены группы на эту стадию не переходят, то есть не пытаются анализировать свое поведение, а продолжают повторять, как заезженная пластинка, одно и то же поведение, тем самым истощаясь эмоционально.
Стадия анализа конфликта
На стадии анализа конфликта переходного этапа усиливается роль тренера, который помогает членам группы осознать конфликт и проработать его на двух уровнях уровне чувств и уровне анализа. Тренеру также важно указать на разницу конфликтов начального и переходного этапов.
Члены группы на стадии анализа конфликта начинают понимать, что выражение негативных реакций является одним из способов оценки и испытания уровня доверия членов группы друг другу. Они начинают чувствовать истинную безопасность, которую дает группа. Они начинают понимать, что на стадии конфликта они смогли выражать истинные эмоции внутри группы, и это дало ощущение безопасности в группе на стадии анализа.

На этой стадии члены группы устанавливают границы дозволенного и степень принятия себя другими членами группы.
Во время общегруппового анализа появляется ощущение включенности в работу каждого участника группы. При этом тренер начинает выступать не в роли носителя конечных и абсолютных знаний, а в
роли структурирующего групповой процесс. Анализ каждого участника группы вызывает интерес у других участников, так как он дает еще одну точку зрения на происходящее. Группа оценку тренера принимает как одну из оценок.
На этом этапе тренеру желательно уходить от явного руководства и оценочных комментариев. Важно делать акцент на уместности оценок каждого в группе, на важности любых взглядов на происходящее. Тренеру необходимо акцентировать то, что каждый член группы прав в своем суждении, так как это его личный взгляд на происходящее, который может быть отличен от взглядов других.

Каждый в группе может принимать или не принимать анализ других, на это у него есть полное право. Но на основе разнообразия анализов вырисовывается более полная картина происходящего. Члены группы, которые активно участвуют в анализе и не подвергаются критике в рамках верности или неверности своих взглядов, начинают чувствовать себя в данной группе комфортно.
На этой стадии группа учится работать как сплоченное самостоятельное образование. На этом этапе начинается зарождение ощущения группы, так как члены группы перестают тревожиться по поводу своих высказываний.
Насколько тренер проработает конфликт на стадии анализа, настолько группа будет готова к переходу на продуктивный этап работы. Если на стадии анализа конфликт будет проработан недостаточно или не проработан вовсе, то группа может остаться на стадии конфликта и перейти к распаду, при этом у членов группы появятся негативные эмоции как друг к другу, так и к тренеру. В этом случае группа не перейдет на продуктивный этап развития.
Если на стадии анализа конфликт принят, проработан и члены группы осознали его конструктивность, то между ними, благодаря пережитым эмоциям, появляются сильные связи. Возникает групповая сплоченность и осознание силы группы как единого целого. Формируется чувство значимости каждого члена группы и чувство защищенности в группе.

В этом состоянии группа начинает переход к продуктивному этапу.
Продуктивный этап
Продуктивный этап делится на три стадии: ощущения группы, креативную и завершающую.
Стадия ощущения группы
Данная стадия является естественным продолжением стадии анализа конфликта. Члены группы взаимодействуют естественно и спонтанно. Лидерские функции выполняются теми членами группы, которые берут на себя решение важных задач. Индивидуальный рост членов группы проявляется в их способности исполнять разные роли.

Они выражают и принимают сильные эмоции, не пытаясь блокировать их. Члены группы способны гибко переводить фокус своего внимания с событий в группе на события вне группы, с личного материала на общегрупповой. Возникающие в группе конфликты рассматриваются не только с точки зрения личного опыта, но и с позиций общегруппового опыта.

Таким образом, работа приобретает подлинно общегрупповой характер.
На этой стадии напряженность достаточно низка, навыки разрешения конфликтов группа уже выработала. Сильно доверие между членами группы. Они верят, что в конфликтных ситуациях они, скорее всего, не пострадают. Уровень доверия достаточен для принятия раз5умных решений о разделении труда в группе. Задания распределяются в соответствии с сильными сторонами и навыками каждого члена группы.



Развивается чувство единения и цели. Члены группы начинают идентифицировать себя с группой и заботиться об общем успехе группы. Повышается производительность группы.

Внимание и энергия могут быть направлены на достижение цели. Все групповые роли распределены в соответствии со статусом членов, а нормы ясны, равно как и модели поведения и степень взаимодействия.
Креативная стадия
Уровень напряженности очень низкий. Уровень доверия высок. Все конфликты выявлены и эффективно разрешаются. Производительность достигает пика.

Разделение труда основывается на навыках каждого, даже роль лидера временами переходит к тому, кто при выполнении определенного задания выполнит лидерские функции лучше всех.
В группе складывается определенная культура, регулирующая допустимые формы поведения участников, а также формы выражения ими своих чувств и мыслей.
Завершающая стадия
Такая ситуация не может длиться вечно. Все группы распадаются. Однако группы тратят настолько много времени и энергии на то,
чтобы стать группой, что не менее важно понять, как группа распадается.
Членам группы необходимо завершение работы, достижение поставленной цели и окончание или изменение их взаимоотношений. Группы могут распасться двумя способами: запланированно и незапланированно. Лидерам временных групп важно иногда говорить о грядущем распаде группы и увеличивать частоту таких напоминаний по мере приближения распада. Это позволяет членам группы мысленно подготовиться к этому моменту.

Самое страшное, что может произойти с группой, это внезапный конец (компания может обанкротиться и т. п.).
У членов группы развивается ощущение преемственности опыта, они начинают связывать текущие события в группе с прошлыми, а также видеть повторяющиеся паттерны в своем поведении и поведении других.
Развитие группы сопровождается формированием определенной культуры и норм, в значительной мере определяющих способ реализации группой своих задач, связанных с решением ее членами своих проблем.
Цели и задачи тренера
На каждом из этапов как тренер, так и участники группы осознанно или неосознанно решают цели и задачи, соответствующие только этой стадии развития группы.
Каковы же цели тренера на начальном этапе формирования группы? Они заключаются в следующем:

  • поощрять формирование норм группы;
  • учить членов группы работать в группе;
  • создавать безопасную, основанную на взаимном доверии, атмосферу;
  • определять общие цели группы;
  • помогать членам группы установить индивидуальные конкретные цели работы в группе;
  • поощрять участие всех членов группы в дискуссиях;
  • частично делиться с членами группы ответственностью за состояние дел в группе;
  •  
  • структурировать работу группы;
  • преодолевать сопротивление членов группы установленным нормам работы.

Тренеру важно знать не только собственные цели, но и цели и задачи членов группы на начальном этапе. При этом необходимо донести их цели до осознания и принятия. В этом случае группа будет развиваться быстрее.
Переходный этап в развитии группы наступает в том случае, если ослабляется влияние тренера на работу группы и члены группы начинают осознавать важность самостоятельно принятых решений и ответственность за них.
Происходит соотнесение личных целей участников группы с целями тренера и группы в целом. Начинается открытое распределение ролей и соотнесение их с ролевыми ожиданиями членов группы на начальном этапе. Неформальные лидеры начинают борьбу за власть, формулируя свои цели как общегрупповые, а неличные (как это было на начальном этапе).
На переходном этапе цели и задачи как тренера, так и членов группы будут меняться.
Цели и задачи тренера на переходном этапе таковы:

  • помогать членам группы опознавать истоки тревоги и говорить об этом;
  • учить открыто выявлять конфликты в группе и решать их;
  • учить принимать на себя часть ответственности за направление работы группы;
  • помогать членам группы становиться более автономными и независимыми в выполнении тех или иных заданий;
  • обучать обратной связи в условиях негативных эмоций;
  • показывать роль негативных переживаний в общении как сплачивающую и дающую возможность открытого проявления эмоций;
  • помогать членам группы принимать на себя часть ответственности в условиях ослабления формального лидерства.

На переходном этапе особенно важно, чтобы члены группы понимали истоки своего усиливающегося дискомфорта.



Содержание раздела