Треугольник
Когда все игроки опустили руки, Вы можете быть уверены, что никого не оставили без номера.
5. Теперь в Вашем распоряжении находится толпа пронумерованных,
ничего не видящих и заинтригованных игроков, которые с нетерпе-
нием ждут, чем же все это должно кончиться. Теперь Вы можете озву-
чить задание:
- Игроки должны встать по порядку в соответствии со своим номером в шеренгу или друг за другом, так, как Вы сами им скажете.
- Нельзя разговаривать.
Требование не разговаривать обычно вызывает легкий шок, и, как правило, игроки все же задают Вам вопросы. Тихо и спокойно повторите задание и сообщите, что разговоры, вызванные обсуждением того или иного правила, недопустимы. (Иначе где же сложность задания?) Теперь игроки медленно втягиваются в работу, пытаясь достичь поставленной цели. Позволяется все хлопать в ладоши, по плечам, стучать ногами, писать на коже, свистеть и т. д. Подбодряйте участников, время от времени поощряя их.
6. Когда все игроки построились по номерам, разрешите им открыть гла-
за и рассчитаться по порядку. Пусть игроки выплеснут накопившиеся
эмоции, а затем подведите итоги:
- Чувствовали ли вы себя в глупом положении во время выполнения этого упражнения?
- Что удерживало ваш интерес к игре и желание продолжать ее?
- Как вы себя при этом чувствовали?
- Подбодрял ли вас кто-нибудь?
- Кто взял на себя руководящую роль?
- Какие способы общения игроков между собой зарекомендовали себя лучше всего?
- Сколько времени понадобилось команде, чтобы справиться с заданием?
- Может ли команда гордиться своими успехами?
- Чему можно было научиться в ходе этого упражнения?
Треугольник
10 минут
ля этого упражнения Вам не потребуется дополнительных материалов. Единственно, что нужно, это много места, чтобы Вы смогли в комнате построить одну или две пирамиды.
1. Разбейте группу на команды по десять человек. Десять игроков долж-
ны встать таким образом, чтобы получился равносторонний треуголь-
ник с основанием из четырех игроков, далее стоят три участника, затем
в два и один.
- Когда команды выстроились в форме треугольника, объясните задание: "верхушка" и "основание" треугольника должны поменяться местами при помощи перемещений всего троих игроков. Для решения этой проблемы запрещается делать рисунки или наброски, все действия могут быть обговорены только устно.
- Если группа так велика, что у Вас получилось две и более команд по десять человек каждая, то команды могут устроить соревнование, кто первым выполнит задание. В конце подведите итоги.
Завязать узел
30 минут
Возможно, Вам покажется, что это упражнение очень легкое, однако это совсем не так. Оно требует от участников способности ориентироваться в пространстве, а также гибкости и ловкости. Отставьте в стороны столы и стулья, чтобы освободить место.
Материалы
Каждой команде потребуется веревка длиной около 4 м. Середину веревки обозначьте каким-нибудь образом: завяжите там ленточку или отметьте фломастером.
- Группа делится на команды по шесть-восемь человек.
- Члены команды встают в ряд и берутся за веревку обеими руками.
- Теперь участники должны представить, что они все и есть эта веревка, это поможет им наилучшим образом подготовиться к заданию.
- Задание заключается в следующем: каждая команда должна завязать обычный простой узел как можно ближе к отмеченному центру веревки. Но игроки должны сделать это, не убирая рук с веревки. (Кстати, возьмите веревку и завяжите на ней простой узел, чтобы все вспомнили, как он выглядит.) Для достижения цели игрокам разрешается все, им только нельзя выпускать из рук веревку.
- Сначала кажется, что игроки вполне способны завязать узел за пару минут, им только нужно представить, что каждый член команды и вся она в целом являются составной частью веревки. Но практика показывает, что времени на выполнение этого задания требуется гораздо больше. Игроки постоянно недооценивают сложность необходимых для решения задачи действий и переоценивают свою способность вникнуть в проблему. Такой подход часто приводит к разочарованию.
Замечания
Все игроки должны стоять по одну сторону веревки и проходить дрУг под другом, чтобы получился узелок.
6. Подведение итогов:
- Как группа справлялась с трудностями?
- Почему решение проблемы было настолько сложным?
- Когда наступил поворотный момент, после которого все стало получаться?
- Как удавалось игрокам координировать свои действия?
- Были ли спокойно обдуманы все предложения?
- Взял ли кто-нибудь на себя руководящую роль?
-
Секрет Джованни
30 минут
Если в Вашей группе есть ценители детективных или криминальных романов, то, проведя эту игру, Вы наверняка доставите им удовольствие. Это упражнение в очередной раз показывает, что члены группы могут достичь успеха только в том случае, когда каждый из них вкладывает свои силы в общее дело.
Для каждого игрока Вам понадобится копия приложения к этому упражнению (см. ниже). Кроме того, на маленьких карточках напишите следующие фразы:
- Джованни слушает только музыку в стиле кантри.
- У Джованни аллергия на кошек.
- Джованни лысый.
- У Джованни нет машины.
- Джованни не умеет готовить.
- Единственное украшение Джованни перстень с печаткой.
- Эгон Айгенсинн тренер Джованни.
- Эгон Айгенсинн лежит в постели с гриппом.
- Лизы Лангбайн сейчас нет в городе. Она снимает свой первый фильм "Охотник".
- Гарри Питтбул совершенно невиновен.
- Джованни очень тщеславный.
- Тетя Роза в Африке на сафари.
- Джованни никогда не ест суп.
- Поблизости от квартиры Марвина нет деревьев.
- Белло любит играть под кроватью Джованни.
- Белло не в воде.
- Джованни любит животных.
- У Джованни есть собака Белло. Белло шесть лет.
- Эгон Айгенсинн часто ходит в оперу.
- У Гарри Питтбула есть одна страсть: он печет кексы.
- Лиза Лангбайн любит брильянты.
- Гарри Питтбул часто ходит на рыбалку.
- Джованни приобрел государственные ценные бумаги.
1. Группа садится в круг. Задача участников раскрыть секрет Джованни. Они получат различную информацию, частью устно, частью письменно.
Секрет будет разгадан только тогда, когда вся группа сконцентрируется на работе, начнет внимательно слушать каждого участника и серьезно воспринимать то, что тот говорит.
2. Прочитайте следующий текст:
Джованни Великий знаменитый тяжелоатлет. Сегодня он очень взволнован. Взволнован он потому, что отказался выступать сегодня вечером в показательном выступлении, в котором принимает участие его злейший соперник Гарри Питтбул.
Джованни сказал: "Я не могу пойти туда, пока я это не нашел".
3. Задание для группы состоит в том, чтобы вместе раскрыть секрет Джо-
ванни. Каждый получает по одной карточке. Чтобы решение задачи
было успешным, группа должна свести вместе всю имеющуюся на кар-
точках информацию. Каждый игрок должен прочитать вслух, что на-
писано на его карточке. При этом действуют три правила:
- Нельзя ничего записывать и составлять в письменном виде картину событий.
- Нельзя заставлять другого читать, что написано у него на карточке, если тот не хочет.
- Никто не должен выпускать свою карточку из рук.
4. Раздайте карточки и уточните задание. Группа должна ответить на три
вопроса:
i · Что потерял Джованни?
- Кто это похитил?
- Где это находится?
Теперь раздайте участникам копии приложения к этому упражнению.
5. Предоставьте группе самой организовывать свою работу и найти под-
ходящий метод для решения задачи.
0. Когда группа нашла ответ, подведите итоги:
- Как группа организовала свою работу?
- Как использовалась содержащаяся в карточках информация?
- Все ли участники предоставили свою информацию в распоряжение остальных?
- Какой была атмосфера во время работы?
- Все ли предложения были серьезно рассмотрены?
- Вел ли в какое-то время разговор (а значит, и расследование) кто-то один?
- Что могло бы пройти лучше, чем прошло?
- Какие выводы лично вы сделали из этого эксперимента?
С Ответ )
Белло, пес Джованни, утащил его парик; парик лежит под кроватью Джованни.
Приложение к упражнению "Секрет Джованни"
ЧТО БЫЛО ПОТЕРЯНО?
- маленький котенок;
- билет в оперу;
- парик;
- красный кабриолет;
- рецепт кекса;
- брильянтовое кольцо.
КТО ЭТО ПОХИТИЛ?
- Белло, собака;
- Эгон Айгенсинн, тренер Джованни;
- Лиза Лангбайн, его подруга;
- Гарри Питтбул, его соперник;
- его любимая тетя Роза.
ГДЕ ЭТО НАХОДИТСЯ?
- в городском парке;
- под кроватью;
- в стиральной машине;
- на дереве;
- в его купальном халате.
Что любит Макс
10 минут
Эта игра побуждает участников внимательно выслушивать говоряще-го, доставляет массу удовольствия и заодно помогает проверить, в насколько хорошей интеллектуальной форме находятся игроки.
- Группа садится в круг. Вы будете рассказывать участникам о том, что любит Макс, а их задача понять, каким принципом руководствуется Макс в своих предпочтениях.
- Если кто-то догадался об ответе, он не должен говорить его вслух.
Содержание раздела