праймкаб отзывы сотрудников         d9e5a92d

Шкалирование эмоций


Занятие 4. Шкалирование эмоций.

Демонстрация.
Я думаю вам бы хотелось управлять собственными эмоциями. Получать доступ и нужное количество. Ведь иногда эмоции бывает слишком много, а иногда катастрофически мало. Например, волнение перед экзаменом – это хороший пример слишком много.

А неуверенность перед ним же – слишком мало.
Хорошо, кто хочет научиться управлять какой-то своей эмоцией. Андрей, замечательно. Что это за эмоция?
- Уверенность в себе.
Отлично. Прочувствуй её сейчас.
- Да.
Хорошо, ты можешь себе представить максимально возможный уровень уверенности в себе. Ну, когда кроме уверенности вообще ничего не остаётся. Абсолютная уверенность.
- Представить то я могу…
Пока этого достаточно. Пусть этот максимальный уровень будет сто процентов. Тот уровень уверенности в себе, который ты можешь вызвать в себе прямо сейчас – это сколько?

В процентах?
- Чуть меньше половины.
А если в процентах: тридцать, тридцать три, сорок девять с половиной?
- Ну, я не могу так точно.
Приблизительно.
- Около сорока.
Отлично. Сконцентрируйся опять на этой эмоции. Сделай сейчас пятьдесят процентов.
- Да.
Шестьдесят.
- Да.
Семьдесят.
- Да.
Восемьдесят.
- М-м-да.
Девяносто.
- (Мнётся) М-м-м. Да.
Хорошо. Давай не такими большими шагами. От восьмидесяти ведь восемьдесят три процента недалеко?-
- Да, это близко. У меня получилось.
Ну тогда и восемьдесят пять процентов для тебя просто получатся?
- М-м-м. Да.
А восемьдесят семь ещё проще.
- … Да.
Хорошо. Идём на рекорд – девяносто процентов.
- … Да!
А девяносто три?
- Девяносто два!
Хорошо, остановимся на этом. Девяносто два процента! Замечательно.
А теперь небольшой диктант. Я буду называть уровень в процентах, а ты у себя выставляй нужное состояние. Тридцать, … пять, … девяносто, … шестьдесят три, … восемьдесят шесть, девяносто девять.
- О, у меня и сейчас и девяносто девять получилось!
Отлично. Раз получилось девяносто девять, значит получится и сто. Тебе осталось чуть-чуть!
- ДА!
Теперь пройдись по шкале вверх-вниз несколько раз, от нуля до почти ста, аккуратно размечая эти уровни эмоций. Возьми столько времени, сколько тебе нужно.

- Я сделал это.
Хорошо. Спасибо. Несколько вопросов.

Андрей, что тебе дал этот процесс?
- Я научился управлять уверенностью. У меня как бы ручка такая внутри появилась. Я могу её покрутить – и получаю нужный уровень.
Тебе понравилось то, что получилось?
- Да, замечательно.

По шагам.
1. Эмоция.
Определите эмоцию, управлять которой вы хотите научиться.
2. Шкала.
Определите внутри себя шкалу. Для этого просто определите максимально возможный в принципе уровень эмоции как 100% (10 баллов). И определите, какой уровень этой эмоции по этой шкале у вас прямо сейчас.

Это может быть хоть 1%.
3. Максимальный уровень.
Ваша задача постепенно увеличивая интенсивность состояния достигнуть стопроцентного уровня.
4. Путешествие по шкале.
Аккуратно пройдитесь по шкале от нуля до ста процентов, с шагом в три-пять процентов.
5. Обобщение.
Что дал вам этот процесс?

Комментарии.
Осознание даёт управление. Но сознание хорошо работает, когда есть возможность что-то измерить, что-то сравнить. И оценить. Назвать цифру, количество процентов.

Это мы и делаем. Создаём внутреннюю шкалу, где минимум – это отсутствие эмоции, а максимум – то, что в принципе человек может себе представить для себя.
- Может ли быть уровень эмоции больше чем сто процентов?
Не всегда, но может. Мы сейчас взяли только представление человека о максимуме. Вы себе не представляете в какие крайности люди впадают в критических ситуациях. Но нам сейчас нужен просто какой-то достаточно высокий уровень. Чтобы от чего-то отталкиваться и измерять.

Как в экономике: уровень 1997 года – 100%. 1998 – 95%. 2001 – 123%.

И так далее. Просто нужно что-то зафиксировать.
- А если человек выберет слишком маленький максимальный уровень?
Тогда у него просто будет шкала, на которой он может регулярно выходить за цифру сто. Уверенность – двести процентов. Некоторым это может понравиться!
Здесь же совершенно не важны абсолютные цифры. Главное – контроль и управление состоянием, а не точная цифра. Это ведь очень субъективно – двадцать семь процентов уверенности, двести процентов уверенности.



Это сравнивается только внутри человека.
Дальше по процессу. Человек представил себе максимум. Но пока только представил.

Вы видите вершину горы, но вы туда ещё не попали. Дальше нужно проложить маршрут, расставить знаки. И вы потихонечку идёте к этой вершине.
Следите за реакцией человека, когда вы называете ему новый уровень. Какие-то участки можно проходить большими шагами, какие-то мелкими. Вам человек всё время невербально будет сообщать, насколько быстро он готов пройти этот участок. Андрей засомневался в быстром скачке с восьмидесяти до девяносто, и я ему предложил пройти помедленнее.

Он не сказал об этом, но показал своим видом.
- Всегда ли можно дойти до ста процентов?
Считайте, что да. Мы же изначально берём за сто процентов максимально возможный уровень. То есть изначально предполагается, что он достижим для данного человека, хотя может для этого и нужно приложить определённый усилия.

Просто думайте об этом таким способом и у вас получится!
- Зачем нужен был этот диктант?
Я хотел немного обмануть Андрея. Главное препятствие на пути к вершине – это сомнение. Я его немного отвлёк, и он забыл что нужно сомневаться.

Иногда этот приём срабатывает, иногда нет.
Дальше. После того, как вы достигли максимума, нужно разметить шкалу, поставить интенсивность эмоции в соответствие с конкретными цифрами. Пройтись по всей шкале от самого начала до самого конца с довольно маленьким шагом.
А потом человек делает обобщение, подводит итого: что ему дал этот процесс.

Упражнения.
Упражнение Шкалирование эмоций.
Прошкалируйте как минимум 6 эмоций (3 положительных и 3 отрицательных)
Рекомендации.
При выполнении данной упражнения достаточно получить доступ к управлению в любом виде. То есть не требуется осознавать, что именно человек внутри себя подкручивает. Для объяснения достаточно метафоры. Единственное условие – занимающийся должен действительно продемонстрировать изменение состояния.

Более точный разбор будет в последующих упражнениях и техниках.
Наиболее часто возникающие проблемы при выполнении этого упражнения – трудности с определением крайних точек, скачкообразное изменение состояния.
Если занимающемуся трудно представить крайние точки, то можно предложить ему испытать максимально возможный уровень переживания. При представлении человек может получить только очень небольшой доступ к переживанию или даже представить, как это выглядит у других людей. При переживании он погружается в состояние максимально.

При этом можно помогать ему собственным состоянием. Ещё один вариант – принцип маятника. Сделать раскачку – сначала уменьшить, а потом увеличить состояние.

Так можно делать несколько раз, пока не получится выйти на предельный уровень.
Если у занимающегося не получается достичь максимума, его можно успокоить, что здесь это не требуется. Так как за максимум берётся максимально возможное состояние, а это уже крайность. Пусть он постарается дойти до личного максимума на данном этапе.
В том случае, если это не помогает, можно предложить ему вернуться к этому упражнению на этапе разложения эмоций на субмодальности.
Упражнение Диктант.
Для каждой шкалированной эмоции по 5 минут:
1. спонтанно определяете число от 0 до 100;
2. вызываете заданный уровень эмоции (в %);
3. удерживаете его в течении 1-ой минуты на заданном уровне;
4. выбираете следующее число (переход на шаг 1).

  • Числа должны следовать в разбивку, например: 40, 85, 10, 75, 100, 60, 55, 80, 45…

Упражнение Горки.
Вызовите у себя шкалированную эмоцию. Быстро доведите её до максимума, задержитесь на максимуме 30-60 секунд, потом быстро войдите в нормальное состояние. Отдохните 1-3 минуты.

Повторите то же самое для другой эмоции.
По 3-5 раз для каждой шкалированной эмоции в день.
Упражнение Удержание эмоции.
Заранее определите время, которое вы готовы потратить на тренировку (10-30 минут). Выберите эмоцию (шкалированную) и удерживайте её в пределах 40-60% в течении всего этого времени.
При этом желательно как-то действовать, особенно общаться: ходить по улице, разговаривать, совершать покупки.
Не менее 30 минут в день.



Содержание раздела