Занятие 5. Фокус внимания.
Что такое фокус зрения приблизительно знают все. То слово, которое вы сейчас читаете, находится в фокусе вашего зрения. И сейчас фокус вашего внимания совпадает с фокусом вашего зрения.
Но вы можете, не меняя направления взгляда, сосредоточиться на каком-то предмете, который находится на периферии (например, вы можете смотреть на монету в центре фотографии и не меняя взгляда пытаться разглядеть темное пятно в правом углу). В том случае фокус вашего зрения это одно, а фокус внимания – совсем другое. Так же вы можете сконцентрироваться на звуке – и тогда фокус вашего внимания будет в А канале.
И, естественно, он будет отличаться от фокуса вашего зрения.
В этом случае увеличивается или уменьшается разница «яркостей» между центральной областью и периферией.
Еще одна характеристика – куда светить. Внутрь комнаты или наружу. Это соответствует обращению внимания внутрь или наружу.
В нормальном состоянии оно скачет туда – обратно. Если оно будет сконцентрировано только снаружи или только внутри – тоже будет транс. Если снаружи это будет так называемый (Аптайм) UpTime, если внутри – (Даунтайм) DownTime.
Итого внимание может перемещаться в пространстве координат: маленький – широкий фокус, маленький – большой контраст, наружу – внутрь. При этом только центральная область – это область нормального состояния – всё остальное это различные виды транса.
Всё целиком снаружи. Характерный ситуация - прислушиваетесь, когда кто-то тихо говорит. Или пытаетесь что-то разглядеть в сумраке.
И если в состоянии UpTime хорошо слышны внешние звуки: тикание часов, шум на улице, гудение вентилятора, то в DownTime всего этого нет. Зато может быть внутренний диалог или какие-то внутренние шумы.
Размер фокуса.
Теперь можно поиграться с размером фокуса внимания. Посмотрите на внутреннюю сторону своей ладони: внимательно рассмотрите и крупные линии, и если присмотритесь всегда можно увидеть совсем крошечные. А теперь переверните ладонь и посмотрите на её тыльную сторону.
Но сейчас надо видеть ладонь целиком, её всю.
Помните, как работает микроскоп – можно видеть кучу деталей, но на очень небольшой площади. Если вы хотите увидеть большую территорию – надо уменьшить увеличение. Но деталей будет видно меньше.
Наше восприятие работает точно так же (правда без увеличения): хочешь разглядеть детали, сужаешь область фокуса.
Когда мы концентрируемся на чём-то, мы увеличиваем эту разницу. Например, яркость. Или, громкость.
Ясно, что внутреннюю.
Соотношение интенсивностей:
![]() |
![]() |
Реальное |
Внутреннее |
Получить это различие можно двумя способами: увеличивая интенсивность сигнала или уменьшая интенсивность шума. Или и то, и другое одновременно. Наиболее это показательно, когда мы прислушиваемся к голосу собеседника в шумном месте – например, в метро. Мы можем его слушать и разговаривать – но попробуйте его записать на диктофон.
С расстояния, на котором вы его слышите – ничего не разберёшь. Мы внутренне делаем его голос громче, предварительно собрав гештальт. При этом многие могут практически не слышать шума метро.
В этом случае ещё и уменьшается громкость фона. Ну, понятно, что чем соотношение сигнал/шум лучше, тем и слышно тоже вроде как лучше.
Если вы концентрируетесь, то стараетесь создать максимальный контраст. Так приблизительно устроены навязчивости: у них очень высокое соотношение между областью навязчивости и фоном. Часто фона просто нет – человек внутри себя видит (или слышит) объект навязчивости – а он висит в пространстве безо всякого фона. Нет никакой беготни восприятия – оно сконцентрировано только на нём.
Выделять как фигуру больше нечего – просто потому что ничего другого в области внимания нет. И весь кэш забит информацией об объекте.
Фразы, которые сообщают о Большом Контрасте.
- Этот мужчина меня заинтересовал.
- Этот дом привлекает внимание.
- Это мне интересно.
- Я напряг внимание.
Маленький Контраст характерен при рассеянном внимании. Например, когда муж с тоской бредёт по отделу женской одежду вслед за женой – его взгляд расфокусирован, он им пробегает, но ничего особо не выделяет. Или при медитации, класса успокоить ум.
Вы расслабляетесь и ничего не привлекает ваше внимание.
- Мне скучно.
- Здесь нет ничего интересного.
- Ничто не привлекает внимание.
- Он рассеянно смотрел по сторонам.
- Большой Контраст – это всегда напряжённое внимание?
Нет конечно. Это не столько напряжённое, а скорее собранное внимание (в отличие от рассеянного при Маленьком Контрасте). Хотя, конечно, оно может быть и напряжённым, если для того, чтобы его вызвать и удержать вы прикладываете усилие.
Но это касается и рассеянного внимания – оно может быть рассеянным и напряжённым одновременно. Вопрос в опыте и привычке.
Большой Контраст больше связан не столько с напряжением, сколько с неподвижностью внимания. При Маленьком Контрасте внимание скачет (если только не широкий фокус – тогда просто скакать некуда), при Большом – неподвижно. Это касается крайних точек.
Переход от Большого к Маленькому контрасту будет характеризоваться увеличением количества отвлечений.
- Получается, что высокий контраст это хорошо?
Пропускная способность сознания ограничена. Если вы очень увлечены чем-то, на остальное вы не обращаете внимания. Можно пропустить много полезного или просто попасть в проблемную ситуацию.
При рассеянном внимании вся информация обладает одним уровнем важности – никаким. И пока там не появится что-то стоящее (об этом может сообщить бессознательное) внутрь попадает намного больше.
- А что происходит, если фигура сравняется по интенсивности с фоном?
Либо что-то другое станет фигурой. Как в картинке с лицами и вазой. Либо ваза становится фигурой, либо лица.
Ещё один вариант – человек переходить в другой канал восприятия. Но это в том случае если общая интенсивность довольно низкая. Потому что можно усиливать фон – и тогда в какой-то момент вы скорее всего расширите фокус внимания, либо уменьшать интенсивность (критической субмодальности) фигуры – когда ее интенсивность уменьшится до уровня фона – вы скакнёте в другой канал.
Либо выделите что-то другое как фигуру.
Интенсивность и размер фокуса.
Когда у нас рассеянное внимание – оно перебегает с объекта на объект, и различие в интенсивности между фигурой и фоном довольно небольшое. И общая интенсивность тоже низкая. Но если вы чего-то ищите, и не знаете где это лежит – ваше внимание тоже бегает с объекта на объект, но общая интенсивность (критической субмодальности) намного выше.