Решите сначала, по какому случаю собираются гости, где вы их будете принимать, кого из знакомых ждете. Реальный стол накройте воображаемой скатертью и поставьте все воображаемые вещи, какие вам необходимы: тарелки, ножи, вилки, салфетки. Нарежьте хлеб.
Принесите из кухни закуски и салаты. Готовили их не вы, так что перепробуйте все хорошо ли сделано, в меру ли посолено. Добавьте соли, если нужно. Разложите на блюда и вазочки, украсьте свежей зеленью. Не следует заботиться об интересных поворотах сюжета и превращать это упражнение в игровой этюд.
Ценно еще и еще раз пробудить память всех органов чувств, натренировать механизмы переключения, поработать над непрерывностью видения, над логикой и последовательностью действий с воображаемыми предметами, над завершенностью каждого действия, над доведением каждого действия до полной веры и правды. БЕЛАЯ РУБАШКА
"Мое отношение к предмету меняется в зависимости от обстоятельств, в которые я ставлю себя и этот предмет. Действия, отсюда вытекающие".
Это конспективная запись Станиславского перед небольшим перечнем упражнений на действие с предметами: белой рубашкой, зеркалом, ножом и письмом. Они могут быть реальными предметами, или предметами-заменителями, но могут быть и воображаемыми предметами. Часто такие упражнения проводятся как групповые (см. упражнение "Конвейер"). Можно упражняться и индивидуально. Итак, первое задание оправдание следующих предлагаемых обстоятельств в действии с белой рубашкой:
я болен; кладу рубашку куда-нибудь поблизости, чтобы сменить, когда вспотею;
белая сорочка, которую я должен надеть, чтобы идти на бал или в театр;
волшебная сорочка: кто наденет ее, тот может переноситься в любую эпоху (вроде "Калоши счастья" Андерсена).
Придумайте другие цели и действуйте, развивая новые вымышленные обстоятельства. Расскажите о своих внутренних видениях. ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ Задания перед зеркалом следующие:
придумываю грим для роли;
прихорашиваюсь, чтобы идти куда-нибудь;
гадаю с зеркалом: смотрю в него, в нем должно отразиться то, что меня ожидает;
смотрюсь и констатирую, что я очень постарел или, наоборот, что я молод и хорош собой;
антикварная ценность, хочу купить или продать;
полученное по наследству;
украденное;
откопанное в Помпее;
волшебное зеркало из "Белоснежки";
из "Фауста".
Во всех заданиях минимум внешнего действия. Человек сидит перед зеркалом или берет его в руки, вот и все. Как сидит, как берет его ("отношение к зеркалу") должно быть не началом действия, а результатом его развития. Главное яркие и точные внутренние видения, обусловленные логикой и последовательностью всех простейших физических действий, составляющих единое целое. НОЖ Это упражнение лучше делать с предметом-заменителем. Возьмите нож. Действие простое, но начинается оно с того, что надо "пристроиться" к предмету раньше, чем рука потянется взять нож. Как его взять? Все зависит от того, какой это нож:
кухонный, столовый, хирургический;
кинжал, которым был убит близкий человек, или какой-нибудь великий человек из прошлого, или которым были убиты многие люди, этот кинжал лежит у меня на столе и превращен в разрезальный нож; я купил его у антиквара; я подобрал его после убийства;
охотничий навожу блеск, смазываю ядом, точу, упражняюсь в метании.
"Пристраиваясь" к ножу, вы накопили соответствующие видения. Действие уже началось, хотя рука еще не потянулась за ножом. Потом с какой-то определенной целью вы его взяли. Продолжайте действовать ножом так, как диктуют выдуманные вами обстоятельства действия, времени и места. Повторите это действие несколько раз, проверяя логику и последовательность цепочки видений и линии движений. Придумайте другие "если бы" и предлагаемые обстоятельства. ПИСЬМО Сначала надо выбрать адресата. Кому вам надо написать? Давно не писали отцу? Сядьте за стол, возьмите воображаемую авторучку и пишите. Напишите письмо матери так, как если бы вам было десять лет. Помните, как вы писали домой из пионерского лагеря? Напишите письмо Игорю Ильинскому, поблагодарите его за удовольствие, которое вам доставил его фильм. Напишите письмо Петру Первому, выдумав необходимые обстоятельства действия, времени, места. Напишите письмо сестре из космического путешествия на Плутон, которое надо отправить с попутной ракетой. С чего начнете, отобрав предлагаемые обстоятельства?
"Если нужно написать письмо, то вы ведь не начинаете с запечатывания конверта. Не правда ли? Вы приготовляете бумагу, перо, чернила, соображаете то, что надо передать, и излагаете свои мысли на бумаге. Только после этого вы берете конверт, надписываете и запечатываете его. Почему вы так поступаете? Потому что вы логичны и последовательны в ваших действиях. А видали вы, как актеры пишут письма на сцене? Они бросаются к столу, кружат без толку по воздуху пером над первым попавшимся клочком бумаги; кое-как втискивают небрежно сложенную бумагу в конверт, дотрагиваются губами до письма, и... все готово. Актеры, поступающие так, нелогичны и непоследовательны в своих действиях".
Сперва "накатайте" технику воображаемого писания. Для этого пишите воображаемой авторучкой какой-нибудь хорошо известный вам текст (стихотворение, роль). Когда немного освоитесь с процессом писания, начинайте действовать сообразно логике предлагаемых обстоятельств: зная, кому именно вы пишете (вы непременно увидите его или ее на своем внутреннем экране) и с какой целью вы пишете, вы станете обдумывать каждую фразу прежде, чем написать ее. Безостановочно будет работать ваше внутреннее зрение вам надо увидеть со всех сторон то жизненное содержание, которое вы описываете. Так бывает в жизни, когда мы пишем письма, хотя и не всегда осознаем свои видения. Как вы должны воздействовать на своего воображаемого адресата?
"Удивить, расположить, приветствовать, передать ему свою симпатию, внутреннюю ласку (все это в зависимости от того, кого приветствуешь, кредитора или внучку), благодарность, удивление, восторг, сочувствие, любовь, жалость, сожаление, предостережение, заботу, расположение, верность, бодрость..."
А как еще? Хотите ободрить своим письмом? Кого? С какой целью? Что же вы напишете для этого? Чем отличается ваше живое общение с партнером от связи с ним через письмо? Только тем, что реального партнера нет перед вами и вы не можете учитывать его изменяющуюся реакцию на каждое ваше слово. Нет прямого взаимодействия. Но партнер все-таки есть. Он в вашем воображении, и вы мысленно разговариваете с ним. И даже предполагаете его реакцию. Письмо своеобразная форма связи между людьми в ее прямом, физическом смысле. Занимаясь этим упражнением, помните:
"В чем же, в конечном счете, секрет приема беспредметного действия? В логичности и последовательности его составных частей. Вспоминая и складывая их, создаешь верное действие, а с ним и знакомое ощущение. Они убедительны, так как близки к правде. Их узнаешь по жизненным воспоминаниям, по знакомым физическим ощущениям. Все это оживляет создаваемое по частям действие".
Иногда случается увидеть в каком-нибудь учебном заведении, как пишут письма. Педагог неутомим в стремлении добиться идеальной достоверности: Не так держите авторучку! Надо вот так... Почему бегают глаза?.. Не надо ни о чем думать. Надо осуществлять физическое действие писать. Просто писать и никаких эмоций. А возможно ли это? В книге С. Юрского "Кто держит паузу?" есть такие наблюдения:
"Вот упражнение: напишите письмо... Ничего не играйте. Совсем ничего. Пишите минут пятнадцать... Воображение, фантазия, выразительность должны присутствовать на всех этапах занятий искусством. И воображать надо не только предмет, но и отношение к нему. Скажем, за те же 15 минут можно написать 15 воображаемых писем. Можно написать письмо-протест, письмо-разоблачение, шутливую записку, прощальное письмо, анонимку. Письмо может писать человек, привыкший к этому занятию, может писать малограмотный, близорукий. Письмо можно писать лениво, небрежно, смаху, или осторожно выбирая слова, можно писать на малознакомом иностранном языке. Наконец, саму ручку можно взять в пальцы нежно, зло, аккуратно, с омерзением, брезгливо, с почтением, и ручка может быть современная, трехкопеечная или старинная, или вообще из чистого золота. И что невозможно это просто писать письмо".
Совершенно верно! ГАММЫ ДЛЯ АКТЕРОВ Упражнения с несуществующими предметами Станиславский называл "основными гаммами для актеров" и прибавлял: "Тот, кто выполняет маленькие физические действия, тот знает уже половину системы". Да, лишь половину! Вторая половина органическое творчество природы артиста, в которой уже нет места отдельным элементам действия. Инструмент подготовлен, настроен, а дальше он должен звучать, не заботясь о гаммах! Но мы еще в аудитории. Инструмент настраивается... Вот упражнения гаммы из заметок Е. Б. Вахтангова: "Попробуйте с совершенно пустыми руками, не имея в них абсолютно никаких предметов, лишь ощущая их при помощи своей фантазии, произвести следующие действия: 1) вышивать крестиком; 2) стирать белье; 3) чистить сапоги; 4) лепить из глины; 5) варить варенье; 6) делать прическу; 7) развязать коробку с конфетами; 8) сделать удочку и ловить рыбу; 9) растопить печь; 10) одеться; 11) выкроить рукав; 12) почистить ружье; 13) склеить коробку; 14) поиграть в куклы и т.д.". Попробуйте отработать какие-нибудь из этих гамм!