Упражнение 2. Точки зрения. Учтите, что Рефрейминг – это в первую очередь способ мыслить, воспринимать ситуацию с совершенно разных точек зрения. Поэтому первое упражнение на развитие различных способов оценки ситуации.
Выберите какой-то факт (без оценки), например:
Стул стоит возле окна.
А теперь придумайте несколько суждений (5-7) оценивающих данный факт как положительно, так и отрицательно или нейтрально.
1.Когда сидишь возле окна читать достаточно светло.
2.Стул возле окна совершенно не нужен.
3.Если сидеть под окном, то можно простудиться.
4. Наверное кто-то хотел закрыть форточку и забыл это сделать.
5.Если ставить мебель возле окна, то она скоро развалится.
Не менее 5 раз (то есть проработать не менее 5 фактов).
Упражнение 3. Назови по другому. Приходит как-то Лиса к Зайцу и просит написать характеристику на Осла. Тот не долго думая пишет: Туп и упрям.
– Но это же характеристика на повышение, – возмущается Лиса.
– А что писать?
– Напиши: Устойчив в своих убеждениях и упорен в их достижении.
Одна из возможностей языка – называть одно и то же действие по-разному. И тут же меняется оценка. Одно время у нас говорили о Великой Октябрьской Революции, в начале 90-х начали говорить об Октябрьском бунте, а сейчас употребляют фразу Октябрьская Революция.
Фраза передает оценку, отношение, хотя само событие при этом не меняется.
Это умение – играть со значениями слов – вам очень может пригодиться в жизни. Во-первых, вы всегда можете переоценить собственные поступки. Во-вторых, вы можете задавать ту оценку событий, которая вам кажется более полезной и правильной.
Задние.
Ваша задача – придумать как можно больше пар слов(фраз) обозначающих одно и то же действие (состояние, человека), но с разной оценкой:
Лень – Экономия энергии,
Жадность – Бережливость,
Занудство – Настойчивость,
Стукач – Социально ответственный.
Не менее 10 пар.
Упражнение 4. Я слишком... (Рефрейминг Контекста). Девушка приходит исповедоваться к Священнику:
– Святой Отец, я грешна. Я каждое утро подхожу к зеркалу, рассматриваю себя и думаю: Я слишком красива!
– Ну что вы, Дочь Моя! Это не грех, это заблуждение.
Возьмите листик бумаги и напишите на нем любое утверждение типа Я слишком ...:
Я слишком много времени трачу на компьютер.
Я слишком рассеянна!
Я слишком ленив.
Я слишком доверчива.
После этого вам нужно написать не менее 5 ответов, начинающихся с Зато...
Я слишком ленив.
Зато ты не сделаешь лишних ошибок.
Я слишком доверчива.
Зато ты доверяешь людям.
Я слишком рассеяна.
Зато ты не потратишь время на кучу ненужных дел.
Зато это уменьшает нагрузку.
Не менее 7 раз.
Упражнение 5. Рефрейминг Смысла. Если говорить формально, вы можете попробовать свести любую проблему либо к виду: Я испытываю Х когда Y (при чем Х – это что-то неприятное), и тогда вы можете сделать переформирование смысла, либо к виду: Я слишком Z, и тогда вы можете сделать переформирование контекста.
Формальное разделение такое:
если фраза ответа может начинаться начинается «Зато...»,
то это рефрейминг контекста,
а если с «Это означает...» – то смысла.
Если у вас в описании проблемы присутствует четкое определение контекста – тогда вы делаете рефрейминг значения, если же четкой привязки к контексту нет – рефрейминг контекста.
Задание:
Вы пишите утверждение типа: Я чувствую X когда Y, (при чем Х – это что-то неприятное для вас) и пишите к каждому не менее 5 рефреймингов Смыла.
Когда мужчины смотрят на мою прическу, я чувствую себя смущенно.
Возможно ты им просто нравишься.
Скорее всего они смотрят не на твою прическу, а на твое замечательное лицо.
Упражнение 6. Рефрейминг в группе. Будьте очень внимательны к тому, что хотят другие люди. Рефрейминг содержания изумительная вещь, но он не может работать всегда и везде, по той простой причине, что не всегда люди хотят менять отношение.
Чаще для них важнее изменить поведение.
Но! Рефрейминг может очень хорошо помочь при работе с изменением этого поведения. Или быть первым шагом.
Если проблема не выглядит очень страшной, к ней легче подступиться и решить.
Задание.
Вы объединяетесь в микрогруппы по 5-6 человек. Водящий выдает какую-нибудь проблему, а все остальные, по кругу, делают переформирование – любое, какое получится, либо контекста, либо значения. Естественно, повторяться нельзя.