d9e5a92d

Типы людей


10-е занятие. Типы Людей. Если кратко...
1. Обычно люди предпочитают одну репрезентативную систему.
2. Ориентация на одну репрезентативную систему проявляется в речи, движениях, позах, дыхании, речи, стиле одежды, типе тела.
3. В нашей стране наиболее распространены Визуалы и Кинестетики.
4. Единственный тип, который любит, чтобы до него дотрагивались во время беседы – Кинестетики.
5. Визуалы предпочитают держать дистанцию во время беседы.
6. Кинестетики в ситуации обычно ассоциированы, а визуалы - диссо-циированы.

Типы людей. Несмотря на то, что каналов как бы только три, внутри себя человек воспроизводит (иногда еще говорят репрезентирует) и обрабатывает опыт 4-мя способами. Добавляется Внутренний Диалог или Дигитальный канал.

Обозначается он Ад. Если В, А и К – аналоговые каналы, то есть объекты воспринимаются как некое целое, то Ад – дискретный, цифровой, он работает со словами и числами.
Обычно человек более ориентирован на один из каналов – он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.






Паттерны
Визуал
Кинестетик
Аудиал
Дигитал
ПРЕДИКАТЫ
кажется
взгляд
яркий
перспектива
фокус
красочный
чувствую
схватывать
касание
прочный
теплый
спокойно
тон
громкий
отзвук
послышалось
звучит как...
ритмичный
разумный
логичный
знаю
понимаю
язык цифр
функционально
ПОЗА
Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты
Расслабленная, голова и плечи опущены. Сидит с наклоном вперед.
Голова набок, телефонная поза, посадка прямая
Скрещенные руки, прямая осанка, поднятая голова.
ТИП ТЕЛА
Как тощий так и тучный
Пухлый, округлый, мягкий.
Четкой зависимости нет
Мягкое,
полное
ДВИЖЕНИЯ
Скованные, судорожные, на уровне верхней части туловища.
Свободные, плавные, обычно на уровне нижней части туловища.
То зажатые, то свободные, на уровне средней части туловища.
Движения не гибкие, обычно застывшая поза.
ФОРМА ГУБ
Тонкие, узкие
Пухлые, мягкие.
Различная.
Узкие, стянутые.
ДЫХАНИЕ
Высокое, грудное.
Низкое, брюшное.
В полном объеме.
Ограниченное.
ГОЛОС
Высокий, чистый, быстрый, громкий.
Низкий, медленный, хриплый.
Мелодичный, ритмичный, меняющийся.
Монотонный. прерывистый, густой.
НАПРАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДА
Над окружающими
Под окружающими
Глаза опущены.
Смотрит над толпой.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
Посмотри, чтобы услышать.
Скорее прикоснется, нежели посмотрит.
Чтобы услышать, не смотри.
Никакого зрительного контакта.
ДИСТАНЦИЯ
Большая, чтобы видеть. Прикосновений не любят.
Очень близкая, чтобы коснутся
Небольшая, но предохраняются от прикосновений.
Отдаленная.
ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА
Не хотят быть ниже собеседника.
Из стресса выходят, беря вину на себя.
Очень многословны, нет риторических вопросов.
При стрессе становятся сверхрациональны.
ГЛАВНОЕ СЛОВО
КРАСИВО
УДОБНО
ТИХО
ФУНКЦИОНАЛЬНО

А теперь несколько интересных фактов. В России на данный момент весьма приблизительное распределение по типам такое:
Визуалы – 35%;
Кинестетики – 35%;
Аудиалы – 5%;
Дигиталы – 25%;
А, например, для США это выглядит немного иначе:
Визуалы – 45%;
Кинестетики – 45%;
Аудиалы – 5%;
Дигиталы –5%;
Если говорить о культуре, то можно сказать что в России и США визуально-кинестетические культуры. А вот в Англии аудиально-визуальная культура. В то же время почти все древние культуры были кинестетическими – вспомните хотя бы древнеиндийские или персидские рисунки.
При этом учтите что у людей разных типов свой стиль одежды, свои компании, свои разговоры и своя работа. Например, среди чиновников весьма большой процент дигиталов и аудиалов, впрочем как и среди военных.
Но при этом надо помнить, что вообще говоря, деление по типам весьма условно, и хотя действительно существуют люди пользующиеся практически одним каналом, но их достаточно мало. Большинство же достаточно эффективно пользуются несколькими, просто один они предпочитают больше. Вот об этом канале предпочтения и идет речь.

Отличия. Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организа-ции мышления, памяти, способов обучения.
Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.


Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал – произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.
Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен видеть весь лист. Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя (вспомните про алфавит).
Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а Аудиал – рассказать подробнее. Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья.
На практике это можно применить следующим образом. Например, вы продаете пылесос или швейную машинку. Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов.

Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно. Аудиалу желательно дол-го рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков. Дигиталу выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.

Винни-Пух и все-все-все... Моя жена Лида как то подметила, что хорошей демонстрацией типов людей по каналам может служить восхитительные мультфильмы серии Винни-пух (наши, а не Диснеевские).


Винни-Пух, естественно, Кинестетик - плотный, двигающийся, озабоченный, что бы поесть. Жестикулирует в нижней части туловища, эмоциональный, дома бардак, голос низкий, постоянно почесывается...
Пух почувствовал что должен немедленно преподнести бедному ослику какой-нибудь подарок. Он побежал к себе домой,
возле дверей дома он наткнулся на Пятачка, пытающегося достать до кнопки звонка.
- Здравствуй, Вини.
- Привет, Пятачок. Ты что тут делаешь?
- Хочу позвонить. Я шел мимо...
- Давай помогу. А ну отойди. Плохие новости, Пятачок: у Ослика Иа хвост пропал. (Звонит) Что-то не открывают. (Стучит) Да что они там, заснули что ли?
- Пух, ведь это же твой дом!
- А, верно. Ну тогда войдем.


Кролик, скорее, Визуал (очками это особенно подчеркивается) - тощий, ходит и сидит прямо, жестикуляция выше головы, дома все красиво расставлено. Голос, кстати, достаточно высокий.
- Что значит я? Я бывают разные!
- Я - значит я, Винни-Пух.
- Ты в этом уверен?
- Ну конечно!
Кролик наклонился к самому носу медвежонка, и прищурил свои близорукие глаза.
- Действительно, Винни-Пух...



Сова более походит на Аудиала - особенно это заметно по большому желанию поговорить по любому поводу и проверке орфографии на слух (помните, как она надписывала горшок). Жестикуляция на среднем уровне, пытается передать максимум информации голосом.
Вот, к примеру, диалог Винни-Пуха с Совой по поводу поздравительной надписи на горшочке из-под меда:
- Я хотел... чтобы ты написала на нем: Поздравляю. Пух.
- И это все?!!
- А что еще?
- Надо написать так: Поздравляю с днем рожденья! Желаю счастья в личной жизни!
- Здорово! Так и напиши. Только прибавь еще: Пух.


На роль Дигитала явно претендует Ослик Иа - завязший в рассуждениях, понурый, говорящий очень обще и на отвлеченные темы с самим собой:
- Ну вот, я так и думал. С этой стороны ничуть не лучше. А все почему и по какой причине? И какой из этого следует вывод?

К какому типу принадлежит Пятачок, определить не удалось - и мы постановили считать его полимодальщиком, то есть хорошо ориентирующемся во всех каналах сразу.

Упражнения. 1. Упражнение Калибровка невербальных признаков. Наблюдая за человеком, заполните таблицу, отмечая преобладающие признаки:

Имя
Движения
Поза
Голос
Дистанция
Дыхание
Результат
Вася
В
К
В
В
В
В
Петя
А
В
А
К
А
А

Не менее 7 человек.
2. Упражнение Характерные слова. Слушая человека, записывайте В, А и К слова. При повторении слова просто ставится их общее количество.

Канал
В
А
К
Предикаты
ярко - 2
ясно - 4
резкость
четкость - 2
цветной
радужный
мелодия
слушать
чувствовать
двигаться
тепло - 3
мокро
ощущение
Количество
11
2
7


Содержание раздела