Не менее 3 раз.
Слушай музыку.
Вы все слушаете музыку. А попробуйте научиться немного управлять собственным восприятием и выделять:
В последнем случае старайтесь слышать внутри себя все инструменты.
Когда и это у вас будет хорошо получаться, можно объединить это упражнение с предыдущим – вспоминая какую-то мелодию, выделяйте отдельный инструмент или голос, в зависимости от того, что вы слушаете.
Не менее 7 раз.
Аудиальное конструирование. А теперь потренируемся придумывать что-то свое. Представьте:
1. Как бы ваш знакомый(ая) рассказал стихотворение “Идет бычок, качается...” (или любое другое, которое вы не слышали в его исполнении).
2. Как звучит флейта под шум моря.
3. Как звучит ваша фамилия, произнесенная задом наперед.
После того, как у вас это будет хорошо получаться, можно попробовать:
1. Как ваш знакомый читает то же самое стихотворение, когда ему грустно, весело, интересно, радостно, он удивлен
или взволнован.
2. Добавьте инструментов – как звучит небольшой симфонический оркестр под шум моря.
3. Как ваши знакомые произносят вашу и свою фамилию задом наперед.
Старайтесь здесь также не напевать и не произносить про себя, а именно слышать в голове. Но это как у кого получится...
Не менее 5 раз.
Кинестетика. Кожная чувствительность. “Осознание”. Возьмите несколько кусочков материи и попробуйте определить, чем они отличаются.
При этом желательно, чтобы вы четко перечислили эти различия. Помните, что нужно описать не впечатление, а то, как оно было получено. Один материал не болееприятный, а мягкий и теплый на ощупь.
Чем ткани могут различаться:
1. толстая или тонкая;
2. мягкая или жесткая;
3. гладкая или ворсистая;
4. плотная или рыхлая;
5. шелковистая или шершавая;
6. по типу плетения и т.п.
Работать можно не только с кусками ткани или различными частями одежды (рубашка, свитер, майка, носок ...), но и с различными бумажками или кусочками дерева.
Не менее 7 раз.
“Выбор”.
Возьмите 5-6 одинаковых по размеру кусочков различной бумаги, более-менее похожих друг на друга, и попробуйте не глядя определять их. Для этого можно на них написать цифры.
Не менее 7 раз.
“Игра в слепых”.
Возьмите по маленькой щепотке крупинок нескольких видов: пшена, гречки, риса, мака, – что найдется, главное, чтобы вся кучка свободно умещалась под одним пальцем. Попробуйте с закрытыми глазами сказать, сколько крупинок сейчас под пальцем, но не перебирая их, не пересчитывая поштучно, а определяя сразу наощупь.
Нормально – отличать количество от 1 до 7.
“Игра в шулеров”.
Возьмите несколько кусочков плотной бумаги и пронумеруйте их, накалывая или процарапывая цифру иголкой. Попробуйте также геометрические фигурки или разное количество точек.
“Краски”.
Точно так же, возьмите 4-5 кусочков одной и той же бумаги и раскрасьте их разными типами красок: карандаш, ручка, фломастер, гуашь. Ваша задача – определить их наощупь.
Кинестетика. Внутренние ощущения. “Осознание”.
Как вы помните, к внутренним ощущениям относятся как ощущения внутри мышц, так и в желудке или мочевом пузыре.
Вспомните несколько внутренних ощущений и попробуйте описать их в терминах:
1. тепло – холод;
2. дрожь, вибрация;
3. тянущее / давящее ощущение;
4. направление к/от;
5. стоит на месте – двигается;
Не менее 20 минут.
“Взвешивание”.
Для этого упражнения желательно иметь более-менее точные весы. Вы кладете предмет в сумку и пробуете определить его вес. А потом проверяете на весах – насколько вы точны.
“Пульс”.
Попробуйте ощутить пульс в большом пальце вашей правой руки. Если трудно – можно сначала потереть палец или прижать его к какой-нибудь поверхности.
А теперь последовательно попробуйте ощутить пульс:
1. В указательном пальце правой руки.
2. В среднем.
3. В безымянном.
4. В мизинце.
5. В большом пальце левой руки.
6. В середине ладони левой руки.
7. А теперь попробуйте провести его из ладони левой руки в ладонь правой, через руку, плечи так, чтобы не было перескока. И чтобы ощущение пульса не расползалось, а шло в виде небольшой области размером с монету.
8. Проведите пульс из правой руки по правому боку в указательный палец правой ноги.
9. Вы еще долго можете гонять его по всему телу.
Кинестетика. Мета–ощущения. Вспомните эмоцию или чувство и попробуйте описать его в терминах:
1. Качество: покалывание, тепло, холод, вибрация, расслабление, напряжение...
2. тепло – холод;
3. дрожь, вибрация;
4. тянущее ощущение;
5. стоит на месте – двигается;
6. направление к/от;
Грусть – это теплое тянущее ощущение в плечах, вибрация спереди посередине тела, но не на поверхности кожи, а внутри. Она начинается где-то в горле и распространяется вниз, к солнечному сплетению. И это ощущение, пожалуй, теплое, а вибрация мелкая.
Учтите, что мета-ощущения имеют свойство зарождаться в одном месте, потом передвигаться и становиться постоянными в другом. Так что вы можете попробовать прокрутить их задом наперед и понаблюдать, что получится.
Не менее 7 эмоций.
Кинестетика. Вкус, Запах.
Для тренировки повышения чувствительности вкуса и запаха можно порекомендовать пока только целенаправленное погружение в состояние “только вкус” или “только запах”.
Попробуйте максимально сосредоточиться на запахах, которые вас окружают, на тончайших их оттенках. Представьте, что вы собака, для которой обоняние – это важнейшее из чувств. Весь мир – это запахи, запахи, запахи.
И вы среди них, вы погружаетесь в этот мир ароматов, где каждая вещь, каждый человек, каждый предмет имеет свой собственный неповторимый оттенок запаха, свой исключительный и только ему единственному присущий...
Не менее 20 минут.