d9e5a92d

Рефрейминг содержания


7-е занятие. Рефрейминг Содержания. Если кратко...
1. Рефрейминг - это способ изменения отношения (оценки).
2. Рефрейминг Содержания подразделяется на Рефрейминг Смысла (значения) и Рефрейминг Контекста.
3. Вы можете свести любую проблему либо к виду: Я испытываю Х когда Y (при чем Х – это что-то неприятное), и тогда вы можете сделать переформирование смысла, либо к виду: Я слишком Z, и тогда вы можете сделать переформирование контекста.
4.Формальное разделение такое: если фраза ответа может начинаться начинается «Зато...», то это рефреймингконтекста, а если с «Это означает...» – то смысла.
5. Рефрейминг Содержания не может работать всегда и везде, по той простой причине, что не всегда люди хотят менять отношение. Чаще для них важнее изменить поведение.
7. Для того, чтобы рефрейминг попал точно в цель, вам нужно знать карту Клиента, и особенности его ценности. Рефрейминг работает только в том случае, если он предлагает что-то достаточно важное для него.
Если тебе изменила жена, радуйся, что она изменила тебе, а не Отечеству.
А. П. Чехов.


Что такое рефрейминг. С английского слово reframe можно перевести множеством разных способов – это и замена рамки у картины, и наоборот, замена картины в рамке. Обычно, при переводе на русский, применяют слово переформирование, хотя оно и передает общее настроение этого термина, но при этом, как вы понимаете, несколько теряет в смысловом значении и в игре слов...
Давайте проведем небольшой эксперимент. Вспомните образ неприятной для вас ситуации...
А теперь поместите его в золотистую рамку. У кого изменилось отношение к этому событию?
А теперь сделайте рамку искрящейся. Что произошло?
– Образ стал менее напряженным.
– Всё как-то стало более спокойным.
Это только образная метафора.
Рефрейминг (или переформирование) – это способ поменять оценку, сменить ее на другую.
На пеньке стоит Ёжик и кричит:
– Я сильный! Я сильный! Я сильный!
Рядом проходит Медведь, послушал – и как дунет на Ёжика. Того уносит в кусты.
Ёжик встает и произносит:
– Я сильный, но легкий!
Существует очень много видов переформирования. То, чем мы начали заниматься, называется Рефреймингом Содержания. Это единственный вид переформирования, для которого требуется знание содержания проблемы.

Для всех остальных обычно этого не нужно.
А какие еще рефрейминги бывают?
Например, Договор Частей, Шестишаговый Рефрейминг, Интеграция Противоположных Частей. Некоторые мы пройдем.
Итак, Рефрейминг Содержания. Он направлен на то, чтобы поменять значение события. А вместе со сменой значения изменится и отношение.
Это можно сделать двумя способами:
Первое: прямо предложить это другое значение (рефрейминг значения, смысла).
Второе: найти такой контекст, в котором это событие само по себе будет обладать другим смыслом.


Можно сказать, что любая проблема – это неуравновешенные весы, на одной чаше которых находятся наши желания, а на другой – то, что мы имеем в данный момент. Решение проблемы – это восстановление равновесия. И как вы понимаете, это можно сделать разными способами.

Можно дать человеку то, что ему не хватает, а можно изменить желания.
Но есть еще один способ. Представьте себе коромысло, на которое подвешены два полных ведра разного объема. Вода не прольется, если удачно выбрана точка опоры.
Так и в жизни: бывает очень важно найти такую точку зрения, которая поможет обрести гармонию.
Рефрейминг – это возможность выйти за пределы ограничений, посмотреть на событие с другой стороны. Рефрейминг содержания не меняет ни самого поведения, ни желаний. Он меняет только отношение, в результате чего достигается искомое равновесие.

И я надеюсь, вы уже понимаете, что иногда более эффективно помочь человеку изменить собственное поведение, чтобы он мог достичь желаемого, а иногда более полезно изменить отношение.
Если проблема заявлена как негативное восприятие окружения или самого себя (муж не любит, погода всегда плохая, работа омерзительная, дети невозможные), тогда, на мой взгляд, более полезно менять оценку ситуации. Если же заявленная проблема состоит в трудностях поведения (не могу сменить работу, не могу выучить английский, не умею отказывать), то тогда переформирование содержания, скорее всего, поможет меньше.


Хотя иногда смена оценки весьма помогает при изменении поведения, и наоборот.
Здесь все будет зависеть от желания клиента и от его карты. Рефрейминг содержания – очень простая и в то же время очень трудная вещь. Сам по себе он прост, но нужно его подобрать так, чтобы он максимально соответствовал карте другого человека.
К тому же рефрейминг должен восприниматься (и подаваться) как нечто ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ. Только в этом случае он будет действительно эффективен. В виде шутки он, скорее всего, не сработает.
Но это тоже для кого как.

Рефрейминг смысла. Переформирование смысла гораздо шире, чем просто поиск слов с разным значением.
Однажды к Вирджинии Сатир пришел мужчина, банкир, и привел свою дочь.
– Она меня не слушается. Она упряма, – заявил он.
Вирджиния немного поговорила с ним, после чего сказала:
– Вы ведь достигли всего сами? Вам не оставили наследства, у вас не было отца, который бы просто передал вам управление банком?
– Да! Я достиг всего сам! Я начал с нуля!
– И вы были настойчивы в достижении своей цели?
– О, да! Я трудился как вол.
– Так почему же вам не нравится то, что ваша дочь унаследовала ваши качества. Что она такая настойчивая?
– Да, действительно! Спасибо. Мы пошли...
Эта история действительно произошла. И в ней не изменилась сама ситуация. Не изменилось поведение девочки. Просто ее поведению отец стал приписывать совершенно другое значение.

Упрямство превратилось в настойчивость!
Еще одна история.
У меня есть знакомая семейная пара. Жена баскетбольного роста вышла в новой очень-мини-юбке. Муж ее спрашивает:
– Бабки плюются?
– Да.
– Значит, то, что нужно.
Для того, чтобы сделать рефрейминг смысла, вам нужно либо знать значение, которое придает человек событию, либо точно о нем догадываться. Если девушка говорит: Я чувствую неловкость, когда на меня смотрят мужчины, то это может означать множество разных вещей. Например, она может предполагать, что когда на нее смотрят мужчины, то они ее сексуально хотят; что у нее прыщи на лице, и она этого стесняется; что она привлекает слишком много внимания; что обращают внимание на ее неловкость (существующую или мнимую).
И для того, чтобы рефрейминг сработал, вам необходимо знать это значение. Вы можете задать прямой вопрос: А что это для вас обозначает? Или можете, полагаясь на интуицию, сделать наиболее подходящее переформирование и отследить реакцию – если вы не попадете, Клиент вам сообщит об этом (вербально или невербально).
– Я чувствую неловкость, когда на меня смотрят мужчины.
- А что плохого в том, что вы кому-то нравитесь?
- Это-то и плохо! Он мне в отцы годится, а все туда же...

Здесь можно отреагировать по-разному:
- А может, вы просто напоминаете ему его дочь?
- Но если вы вызываете сильные чувства даже у пожилого мужчины, скорее всего, вы весьма привлекательно выглядите.

Рефрейминг Контекста. В переформировании контекста вы изменяете значение не напрямую, а ищите ситуацию, где данное поведение будет иметь совершенно другое (положительное) значение.
Злость может быть полезна в спорте (спортивная злость), агрессивность – в драке, жадность – в обучении (жадность к знаниям), и так далее.
- Я слишком молчалива.
- Зато не скажешь ничего лишнего.
- Молчаливых любит начальство.

Когда я занимался ребефингом, мне попалась бумажка озаглавленная: 100 способов изменения отношения к ситуации. Там было как раз 100 вариантов рефрейминга контекста. Вот один, который мне запомнился больше всего: Зато будет о чем после вспомнить.
Этапы рефрейминга. 1. Калибровка. Внимательно наблюдайте за поведением человека (калибруйте), когда он говорит о проблеме.
2. Варианты. Подумайте о том, какие есть еще варианты восприятия проблемы (точки зрения). Найдите их как можно больше, но не менее 3-х.
3. Выбор наилучшего. Выберите наилучший (с вашей точки зрения) вариант и выскажите его.
4. Повторная калибровка. Калибруйте ответную реакцию человека. Если она явно изменилась (в нужную сторону) – то рефрейминг сработал. Если нет – вернитесь на 2-ой шаг.

УПРАЖНЕНИЯ. Упражнение 1. Факты и суждения. Рефрейминг это способ сменить отношение, оценку.

Но оценка – это вполне субъективное мнение по поводу некого факта, события: стул стоит у окна, Иван Петрович пришел в 8.45, сегодня днем было 14 градусов тепла... Оценками этих событий могут быть:
1. Стул возле окна совершенно не нужен.
2.Иван Петрович постоянно опаздывает.
3.Сегодня прохладно.
Если говорить в терминах НЛП, факт – это то, что обладает сенсорной очевидностью. А оценка – это субъективное мнение человека.
Задание. Разделите лист пополам и напишите с одной стороны только факты (не менее 20 штук), с другой стороны только суждения (оценки) данных фактов.
1.Стул стоит у окна – Стул возле окна совершенно не нужен.
2.Иван Петрович пришел в 8.45 – Иван Петрович постоянно опаздывает.
3.Сегодня днем было 14 градусов тепла – Сегодня прохладно.



Содержание раздела