d9e5a92d

Регулирование интенсивности переживаний


Субмодальности: техники и упражнения Регулирование интенсивности переживаний Часто в жизни бывает так: переживание вроде подходящее к ситуации, но его как-то мало. Или наоборот много. Например, в споре было слишком много агрессии. То есть она там была на месте, но её было много.

Или слышали фразу: Переживания стёрлись. Когда вспоминаешь прошлое, многие приятные события как-то стали более далёкими.
Самое забавное, что говоря так, они обычно рассказывают о том, как это у них там устроено. Действительно, для большинства людей расстояние до изображения, яркость и размер обычно кодируют интенсивность переживания.

  • В аудиальном канале это обычно громкость и расстояние до источника.

Небольшая демонстрация.
Демонстрация Сергей, мне бы хотелось, чтобы ты выбрал какую-то ситуацию из прошлого, интенсивность переживаний в которой ты бы хотел изменить. То есть переживание там подходит, но его сила тебя не устраивает. Тебе бы хотелось побольше или поменьше.
- Да, я выбрал.
Что это, если не секрет?
- Это приятное воспоминание из детства. Когда мне купили велосипед, он…
Стоп, стоп. Достаточно. Я вижу, что это приятное для тебя переживание.

И как бы ты хотел его изменить? Усилить, или наоборот, уменьшить.
- Усилить. Я помню, что тогда это было так здорово, но сейчас это как-то далеко.
Хорошо. Вспомни об этом своём велосипеде… Это больше то, что ты видишь или то, что слышишь?
- В основном вижу.
Отлично, а покажи где находится экран, на котором тебе показывают это кино?
- Вон там, у стены. Экран такой метр на полтора.
Попробуй этот экран отдалить. Что происходит?
- Всё совсем становится далёким. Как будто и не со мной было…
Верни картинку на место. А теперь приблизь её. Что меняется?
- Это всё становится ближе. И более доступным, что ли.
Хорошо, верни опять на место. Теперь попробуй сделать её более яркой. Что меняется?
- Чувство усиливается, но слабее, чем когда приближали.
Замечательно. Выбери такое расстояние до картинки о велосипеде, чтобы ты испытывал такую силу ощущений, которая тебя бы полностью устраивала.
- Да, где-то метрах в двух. Вот здесь.
Подумай, если ты будешь так к этой ситуации относиться, это никак не повредить тебе в жизни?
- Думаю, что нет.
Тогда нам нужно закрепить полученный результат. Сделай так, ты сначала представляешь картинку так, как ты о ней думаешь обычно. А потом быстро передвигаешь на то место, которое ты ей только что подобрал. Потом все образы внутри стираешь, для этого можно просто посмотреть вокруг. Потом опять повторяешь весь процесс сначала.

Так нужно сделать пять – семь раз. Старайся двигать ею как можно быстрее. Готов?

Начали.

- Я сделал это.
Подумай об этой ситуации с велосипедом.
- Да, я вспоминаю, классно тогда было!
Хорошо, спасибо.
Комментарии. - Всегда расстояние будет отвечать за интенсивность?
В визуальном канале оно обычно отвечает за интенсивность. Но в некоторых случаях с расстоянием до образа работать не удобно. Например, если это панорама.

То есть человек находится внутри образа и видит всё вокруг. Тогда удобнее работать с яркостью.
Так может быть так, что на человека больше влияет не картинка, а звук. Например, если это разговор. Тогда, скорее всего, за интенсивность переживания будет отвечать громкость.
- Если мне ситуация не нравится, почему её просто не убрать?
Всё, что с нами произошло – это наш опыт. То, что мы пережили и на чём научились. Этот опыт может быть неприятным – но он наш.

Если мы убираем ситуации – мы лишаемся этого опыта, теряем к нему доступ. И можем опять вляпаться в аналогичную ситуацию. Гораздо более экологично просто сделать переживания подходящей интенсивности.

Да, я знаю, что кипяток очень горячий. И мне не нравится совать в него руку. И я выбираю тот уровень не нравится, который достаточен для того, чтобы руку в кипяток не сунуть, но в то же время уже не доставляющий страданий при воспоминании.
По шагам. 1. Выбор ситуации. Выберите ситуацию, интенсивность переживаний по отношению к которой, вы хотите изменить. Определите, что производит большее воздействие – звук или картинка.
2 а. Выяснение ведущих субмодальностей. Работа со звуком.


Попробуйте сделать звук тише. Можно представить, что перед вами регулятор громкости или дистанционный пульт от телевизора, и вы уменьшаете звук. А возможно это у вас получиться само собой.
2 б. Выяснение ведущих субмодальностей. Работа с изображением. Отодвиньте картинку. Если не получается сразу, можно попробовать взять ее руками и ими и отодвинуть. Можно поработать с яркостью или размытостью.

Посмотрите, что влияет сильнее, с этим и работайте.
3. Изменение оценки ситуации. После того, как вы смогли уменьшить звук, отвлекитесь, потом попробуйте вспомнить ситуацию в первоначальном варианте и опять уменьшите громкость. Так надо сделать раз 5-7. Учтите, что уменьшать громкость надо очень быстро, стараясь с каждым разом делать все быстрее и быстрее.

Вспоминать можно и медленно, а вот уменьшать звук надо стараться чрезвычайно быстро.
При работе с изображением сделайте то же самое с расстоянием. Или с яркостью, если она влияет сильнее. Или с размытостью...
4. Проверка. Попробуйте после этого восстановить ситуацию в первоначальном виде. Если все работает – звук сам, без вашего вмешательства, станет тише. (Картинка отодвигается, становится более размытой…). Если нет – попробуйте проделать пункт 3 еще раз, но на большей скорости. Если не получиться, попробуйте проделать все то же самое, но не уменьшать звук, а отодвигать картинку. То есть попробуйте не со звуком, а с изображением.

А если работали с изображением, попробуйте со звуком.
Обучение подсознания. Сейчас мы работали с отдельной картинкой. Но наверно хотелось бы иметь внутри автомат, который сам бы регулировал силу переживаний.

Это не означает, что вы больше не сможете вспоминать неприятные ситуации. Это означает, что ваше бессознательное само теперь сможет выбирать наиболее подходящую интенсивность переживаний.
5. Обучение подсознания. Проделайте пункты 1-4 еще с 3-4 ситуациями.
6. Проверка работоспособности. Вспомнить несколько неприятных ситуаций. Как меняется ваше восприятие?
- У меня действительно, как только неприятную ситуацию вспоминаю, она становится несколько дальше.
- Для меня это вызвало внутри какой-то процесс. Такое впечатление, что там идёт глобальная переоценка.
- Я в конце концов просто представил себе регулятор интенсивности и выставлял его как мне нравится. Где побольше, где поменьше.
Смена оценки Субмодальности кодируют отношение. Значит, меняя субмодальности, можно менять отношение. Не только регулировать силу переживания, но и менять оценку: плохое на хорошее (или нейтральное), замешательство на понимание.

Давайте попробуем это сделать.


Общая схема при смене субмодальностей достаточно стандартна. Есть то, что мы хотим изменить, и то, что мы берём за эталон. Если мы меняем отношение к ситуации из прошлого: «рабочая» ситуация (неприятная), «эталон» - приятная ситуация. Дальше нам нужно просто найти различия в субмодальностях между «рабочей» и «эталонной» ситуацией.

И субмодальности «рабочей» сделать такими же, как у «эталонной».
Закрепление результата. В некоторых случаях желательно результат закрепить. Это может быть полезным, если при изменении обнаруживается, что новый образ неустойчив, и образ ситуации постоянно пытается вернуться в старое, нежелательное состояние.
Предположим, что вы уже нашли субмодальные различия между рабочей и эталонной ситуацией.

  • Процесс описан для В канала, для А канала надо заменит слова образ и картинка, на разговор или звук, а вид на что вы слышите.

1. Два вида рабочей ситуации. Вам нужно определить два вида рабочей ситуации: старый (нежелательный) и новый (желательный).
2. Процесс смены. Посмотрите на старую картину рабочей ситуации, резко смените её на новую картинку рабочей ситуации, отвлекитесь: посмотрите вокруг. Повторите процесс 5-7 раз.
3. Проверка работоспособности. Проверьте, насколько устойчиво изменение. Если вы представляете себе старую картинку рабочей ситуации, она должна стать менее устойчивой: расплываться, удаляться, меняться на новую. Иногда говорят, что её трудно удержать.
Смена субмодальностей неприятной ситуации

Неприятная ситуация Приятная ситуация


Маленькая
Чёрно-белая
Тусклая
Внизу слева
Есть движение
Диссоциация
Большая
Цветная
Яркая
Спереди
Есть движение
Диссоциация

Вы находите 3-4 субмодальных различий. Меняете их у «рабочей» ситуации и определяете: изменилась ли оценка ситуации. Если нет, то ищете ещё 3-4 субмодальных различия, опять меняете.

Определяете, изменилось ли отношение.
По шагам. 1. Ситуации. Выберите из собственного опыта две ситуации:
Рабочую – отношение к которой вы хотите изменить.
Эталонную – ситуацию, по отношению к которой вы испытываете желательные переживания.
2. Субмодальные отличия. Найдите три-пять субмодальных отличий Рабочей и Эталонной ситуации.
3. Изменение. Замените субмодальности Рабочей ситуации на субмодальности Эталонной.
4. Проверка. Если оценка ситуации стала желательной, то вы закончили. Если нет, то вернитесь на второй шаг и найдите еще несколько отличий.



Содержание раздела