d9e5a92d

Экологическая проверка


Если «Нет», приводим всё в исходное состояние и возвращаемся на шаг 3.
Если «Да» - идём дальше.

  • Если список субмодальностей закончился, а критическая субмодальность всё ещё не найдена – возвращаемся на шаг 2 и дополняем список.

5. Новые возможности. Попросите Клиента вспомнить Рабочую ситуацию и проверьте невербальные признаки. Попросите его подумать о том, как бы он мог вести себя в этой ситуации по-другому. Найдите не менее 3-х вариантов нового поведения.
6. Экологическая проверка. Проверьте экологию: - Может ли полученное изменение как-то повредить вам в жизни?
Демонстрация. Итак, Дима, у тебя есть ситуация, отношение к которой ты хотел бы изменить? И это больше связано с разговором?
- Да.
Как мы назовём эту ситуацию?
- Крик наверное. Там на меня кричат…
Хорошо. Крик, почти как фильм. И эта ситуация связана в первую очередь с тем, что ты слышишь?
- Да, я слышу разговор, прокручиваю его у себя в голове…
Теперь нам нужна эталонная ситуация, в которой тоже есть разговор, но которая тебе нравится.
- Есть такая.
Как назовём?
- С друзьями.
Отлично. Теперь нам нужно найти субмодальные различия между Криком и С друзьями. Где звук громче?
- В неприятной ситуации громче.
А в ней звук стерео или моно?
- Стерео…, не могу сказать.
В какой ситуации звук выше?
- Опять в неприятной. Там как будто визг какой-то.
В какой ситуации звук более звонкий или глухой.
- Когда с друзьями, там немного более глухой.
Когда ты слышишь эти разговоры, скорость нормальная, или где-то быстрее, медленнее?
- В неприятной немного побыстрее.
А длительность записи большая? Может где-то только небольшой кусочек. Иногда так бывает – как будто ленту магнитофона закольцевали…
- В неприятной ситуации это практически одна фраза. И она повторяется. А в ситуации с друзьями – там я могу вспомнить разговоры, о чём потом болтали. Не всё дословно конечно, но…
Замечательно. Теперь давай попробуем изменить твоё восприятие Крика. Сделай в ней звук немного тише.
- Она становится чуть менее напряжённой…
Хорошо, верни прежнюю громкость. А теперь сделай звук в Крике более глухим.
- Сделал. Она стала менее скандальной, но всё ещё достаточно неприятная.
Хорошо, сделай прежнюю звонкость. Теперь замедли в Крике скорость воспроизведения.
- Не получается.
Представь, что у тебя диктофон с клавишей подстройки скорости. Знаешь, на кассетных диктофонах обычно ставят такую специальную ручку, чтобы можно прослушать побыстрее или помедленнее разговор. Вот представь, что Крик записан на кассету этого диктофона.

И ты можешь регулировать – делать быстрее или медленнее. Попробуй.
- Да, получается.
Теперь замедли скорость так, чтобы она стала такой же, как в С друзьями.
- Делаю. Да. Хм.

Она как-то сразу стала глуше, и я теперь припоминаю практически весь разговор.
Замечательно. Подумай, а как бы ты мог по-другому поступить в этой ситуации? Найди три – четыре варианта…
- Да, я мог бы
Подумай, то, что ты теперь будешь по-новому относится к этой ситуации может как-то повредить тебе в жизни?
- Нет, Скоре наоборот. Я наверно буду намного легче переносить такие агрессивные события…
Спасибо.
Комментарии. Итак, какая субмодальность была критической в данном случае?
- Судя по всему, скорость воспроизведения.
Да. Обратите внимание, как изменилось состояние Димы, когда он начал менять скорость воспроизведения. Если человек начинает менять критическую субмодальность – это будет сразу заметно в невербалике.
- Какие субмодальности чаще всего бывают критическими?
Очень хитрый вопрос. Потому что, для каждого отношения свой набор. Для нравится – не нравится это: цвета, положение в пространстве, черно-белое – цветное, ассоциация – диссоциация в визуальном канале, громкость и высота тона в аудиальном канале.
Для навязчивости будет немного другое: яркость, наличие фона, изменение пропорций для визуального канала. В каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно. Люди разные.
- Как поступать, если в ситуации есть и звук, и картинка?
Определите, что влияет сильнее. Если непонятно, найдите субмодальные отличия в визуальном и аудиальном каналах, и меняйте субмодальности по одной и в том, и в другом канале. Что-то сработает.





Содержание раздела