Мета-модель в форме СДО.
Мета-модель - это один из самых мощных инструментов НЛП. Но при этом практики НЛП зачастую предпочитают ею пользоваться минимально. Почему? А уж больно она сложная - набор из 13 правил (постепенно сократившийся до 6, но и этого как-то много).
Да и часто не совсем понятно, когда и по какому поводу её применять стоит.
Поэтому нам захотелось посмотреть, можно ли сделать описание мета-модели более простым и понятным. В результате получилась, как нам кажется, довольно стройное и логичное описание, которое может оказаться достаточно полезным.
Карта, территория и прочее
Каждый из нас создает некоторую репрезентацию мира, в котором мы все живем. То есть все мы создаем для себя карту или модель, которой пользуемся для порождения собственного поведения. В значительной степени именно наша репрезентация мира задает наш будущий опыт в этом мире: то, как именно мы воспринимаем этот мир, с какими выборами сталкиваемся в своей жизни.
Джон Гриндер, Ричард Бэндлер Структура магии
Уровни карты.
Карты бывают разных уровней. Карта нижнего уровня - сенсорный опыт - это просто запись всего, что прошло через сенсорные фильтры. Мы не можем как-то редактировать содержание этого уровня, новые записи добавляются туда помимо нашего желания, естественным образом. Этой информации много, она подробна, но пользоваться ею неудобно.
Информация с этого уровня может быть доступна нам, когда мы находимся в трансе.
Карта более высокого уровня - структурированный опыт - это информация, отобранная как наиболее важная, и уже обработанная: не только факты, но и убеждения, мнения, размышления и прочее. Этот уровень доступен для редактирования и изменения. Структурированный опыт - то, чем мы пользуемся постоянно.
Карта верхнего уровня - вербальное описание опыта - словесное описание структурированного опыта.
Это выстраивание карт напоминает то, как создаётся документальный фильм. Люди ходят и разговаривают, флаги полощутся, поезда едут, вертолёты летают - это территория. Всё происходящее записывается на камеру - это сенсорный опыт. Потом из всего объёма записей выбираются определённые эпизоды, что-то обрабатывается на компьютере, добавляется музыка и голос диктора - это структурированный опыт.
А вот рассказ об этом фильме - это уже вербальное описание опыта.
На каждом уровне информация упаковывается, и её становится всё меньше. Обратите внимание, что карта следующего уровня описывает карту предыдущего, которая для неё является территорией.
Очевидно, что карта нужна в первую очередь для того, чтобы было легче ориентироваться на территории. Как только человек забывает об этом, как только перестают работать процессы построения карт снизу вверх, и появляется обратный процесс - перестройка нижнего уровня карты под верхний - вот тут и начинаются проблемы.
Карта - это не территория!
Наше словесное описание не является сенсорным представлением!
Наши оценки не являются воспоминаниями!
Воспоминания о событиях не являются самими событиями!
Это первый способ создания карты - удаление лишней информации.
Кроме этого, мы можем обобщать. Обратив внимание на несколько событий или характерных признаков, сделать общий вывод: - Маша сегодня в юбке, Оля сегодня в юбке - весной женщины надевают юбки.
И последнее. Искажение. Вы можете посмотреть на смайлик :о) и увидеть лицо.
Хотя если вы подойдёте к зеркалу и посмотрите на своё лицо, там вы не увидите чёрных кривулек, кружочков и точек.
Эти три процесса помогают нам сжать информацию так, чтобы ею можно было достаточно эффективно пользоваться.
Процессы, посредством которых люди обедняют собственную репрезентацию мира, совпадают с теми процессами, посредством которых они обедняют выражение своей репрезентации мира.
То есть, мета-модель в первую очередь является моделью сбора информации и, только если повезёт, моделью терапевтического изменения.Если Клиент добирается до сенсорного уровня опыта, то у него появляется возможность переоценить опыт и, соответственно, перерисовать карту на уровне структурированного опыта, сделав её более эффективной. Вся мощь мета-модели как раз и состоит в том, что ответы на многие вопросы Клиент не может дать, основываясь только на структурированном опыте (которым он обычно пользуется в повседневной жизни), но вынужден вновь обратиться к сенсорному опыту для получения дополнительной информации. С большой долей вероятности, получив эту информацию, он внесёт изменение на уровень структурированного описания.
Если нет (или внесённых изменений недостаточно) - на этот случай как раз и существуют разнообразнейшие техники НЛП.
Судя по всему, если мы ставим целью максимально точно узнать Глубинную Структуру Клиента, то мета-модель будет работать в первую очередь как модель сбора информации. Если же мы ставим целью помочь Клиенту перестроить его карту, то мета-модель можно использовать и как метод терапевтической интервенции, в таком случае изменения ГС будут служить индикатором.
Классические описания мета-модели
По Фрэнку Пьюслику и Льюису[2] способов нарушить Мета-модель 8 (12), у Андрея Плигина и Александра Герасимова[3] таких способов 6, у Джозефа О’Коннора[4] и Майкла Холла[5] их по 13.
В этой таблице мы попытались сопоставить предлагаемые паттерны мета-модели.