Не сдаваясь надвигающейся старости, вы умеете принимать активное участие в жизни ваших уже довольно взрослых детей, не забывая, конечно, и про себя. Кроме того, вы являетесь не только супер, но и вечной матерью. И кое-что для вашего мужа: при вас он не может быть никем другим, как только суперотцом.
УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА: МАЛЫШ НАЧАЛ ХОДИТЬ
Определите, что для вас в суждениях психологов было новым, что бы вы обязательно использовали в воспитании своего ребенка?
Внимание - кризис!
Развитие ребенка таит в себе много подводных камней. На смену постепенному накоплению изменений в личности ребенка приходит бурный перелом, появляются своеволие, капризы, прочие сложности. Ребенок в очень короткий срок неузнаваемо меняется.
Такой кризис наступает в конце первого года жизни.
Что же происходит?
Как смягчить кризис?
Главное - понять, что начинается новый этап в жизни ребенка и прежние методы обращения с ним бесполезны, даже вредны. Невозможно повернуть развитие вспять или остановить его. Ваша задача - ввести малыша в открывающийся перед ним мир.
Чтобы не портить нервы, сделайте свой дом максимально безопасным. Уберите лекарства повыше и заприте их на ключ. Не оставляйте на столах ножи, ножницы и иголки.
Не давайте ребенку пуговиц, которыми он может подавиться.
Но это только полдела. Уберечь ребенка от всего на свете вам не удастся. Он все равно будет грызть, сосать и глотать все, что попадется ему под руку, потому что рот остается пока основным инструментом исследования, и ваша главная цель - дать ему в руки новый, более совершенный.
И этот инструмент - умелое обращение с предметами.
Оно включает прежде всего умение пользоваться заложенными в предметах свойствами. В каждой игрушке - от кубика до модели космической ракеты - скрыт огромный развивающий смысл. Малыш с вашей помощью должен понять, что кубик - это не только и не столько предмет, который можно грызть и которым можно стучать, а прежде всего - материал, из которого можно построить сначала башню, потом дорожку, потом домик, а затем и целый город.
Возьмите в свои руки руководство игрой малыша, и вы увидите, как, поняв принцип обращения с игрушкой, ребенок начнет совершать собственные открытия. И это будет для него гораздо интереснее, чем грызть башмаки и выбрасывать игрушки из манежа. Не забывайте только похвалить малыша - ваша оценка пока единственное мерило его успехов.
Инициатива ребенка, подкрепленная поощрением взрослого,- залог успешного продвижения вперед. На смену погремушкам и пищалкам в игровой уголок вашего ребенка должны прийти те предметы, с помощью которых можно изучать самые разные свойства вещей, конструировать и проявлять смекалку.
Постоянную занятость мамы или бабушки на кухне можно использовать с большой пользой для малыша. Посадите его в высокий стульчик рядом с собой и, готовя еду, объясняйте ребенку, что вы делаете, показывайте и называйте те предметы, которые держите в руках. Через некоторое время вы убедитесь: ваши действия перенесены ребенком в ролевые игры.
Тест
СКАЖИ МНЕ, КАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗОБРАЖЕНО...
Проверьте, правильно ли вы угадали эмоциональное состояние на каждом рисунке. Правильные ответы: 1 - внимание, удивление; 2 - сомнение, недоумение; 3 - недовольство, брезгливость; 4 - отвращение; 5 - агрессия, жестокость; б - смех; 7 - горе, печаль; 8 - презрение.
Если вы правильно прочитали шесть и более рисунков, значит, вы внимательны, наблюдательны, хорошо различаете нюансы мимики, что предсказывает наличие у вас большого воспPтательного потенциала. Вы хорошо сможете разобраться в психологии ребенка, вовремя заметить изменения в его поведении, проявите сочувствие и сопереживание.
Какой должна быть игра?
В детстве она является важнейшей деятельностью ребенка, помогает развивать его воображение, мышление, память, речь. В полюбившихся забавах ребенок испытывает ощущение свободы, в момент игры он может стать кем угодно и быть где угодно. Это очень важно - ведь в реальной жизни ребенок полностью зависим от взрослого.
Нам, взрослым, важно уметь включиться в игру ребенка на равных - авторитет и преимущества возраста здесь теряют свою силу. Надо позаботиться о том, чтобы в течение дня у детей было достаточно свободного времени на развлечения, чтобы игрушки были интересными, разнообразными и понятными им, находились в доступном месте. Нельзя резко обрывать игру детей; если им пора есть или спать - дайте еще 5-10 минут, чтобы они могли ее закончить.
Требуя порядка в комнате, все-таки не заставляйте ребенка разрушать с таким трудом построенный им домик, тем более если завтра он опять ему понадобится.
Нельзя диктовать сыну или дочке, во что и как играть, даже если вам не нравятся их игры. Дайте возможность ребенку свободно выражать любые свои эмоции, даже агрессию, разыгрывать любые сюжеты, раздевать и разбирать игрушки независимо от их стоимости.
Итак, начнем играть с детьми. Но как? Знаете ли вы, например, что с трехлетним ребенком играют иначе, чем с шестилетним?
Дети 3 - 4 лет
Включаясь в игру, взрослый выполняет в ней главную роль - много говорит, показывая, что и как делать. Когда он врач - ставит градусник, делает уколы; когда повар - режет овощи, варит суп. При этом надо использовать не только игрушки, но и различные предметы: палочку вместо градусника, ложку вместо шприца. Нужно показать ребенку, что один и тот же предмет в разных игровых ситуациях может быть чем угодно - стоит только пофантазировать.
Подвижные игры для малышей должны включать от 1 до 32 правил. Из настольных - простейшие виды лото, матрешки, конструкторы, мозаика.
Дети 4 - 5 лет
Они уже понимают прелесть игры со сверстниками. Поэтому в игре взрослый участвует уже на вторых ролях: дочки, пациента, пассажира. Вы можете стать режиссером - придумать игру по сюжету небольшой сказки. Дети любят одеваться в костюмы, маски.
У девочек резко возрастает интерес к маминым туфлям, сумочкам, бусам. Хорошо, если вы сможете пожертвовать кое-что из этих сокровищ для детских забав. Совершенно необходимы в этом возрасте шумные игры с подушками, одеялами, креслами...
В эти годы ребята любят сооружать дома, крепости из подручного материала, например подушек.
Дети 5 - 6 лет
Настало время учить ребенка осваивать бадминтон, различные подвижные игры с бегом, прыжками. Используйте элемент соревнования - кто быстрее добежит, дальше прыгнет. Покажите, как выбрать водящего с помощью считалки, объясните, как правильно считаться, вспомните свои детские считалки. Характер игр становится творческим, созидающим. Особенно активно развивается воображение ребенка, его способность комбинировать полученные ранее впечатления в новые сочетания, поэтому и привлекают игры по нестандартным сюжетам.
Можно предложить, например, вообразить встречу Колобка и... Красной Шапочки. Дети увлекаются шашками, домино, настольным бильярдом.
А готовя ребенка к школе, купите ему магнитную азбуку, кубики с буквами. Используйте игры на развитие внимания, памяти, координации.
Играя, ребенок познает мир. Поэтому обучение детей в игре в дошкольный период - лучший способ привить им различные навыки.
Игрушки
Часто причиной детской скуки становятся сами игрушки. Их скудный ассортимент, плохое качество, неудачный цвет и даже количество. Дети нередко просто манипулируют ими (например, куклу раздевают-одевают).
Ребенка же нужно научить их оживлять.