Проверка профессионального соответствия
- В большой компании вы встретили человека, который вас чем-то заинтересовал. Как вы поступите?
а) Тут же найдете повод, чтобы с ним заговорить; 6} Будете ждать подходящего случая, чтобы быть ому представленной;
в) Не сделаете никаких попыток - будь как будет.
- На появившуюся вакансию с заработком выше, чем у вас, претендуете не только вы, но еще двое ваших сослуживцев. Что вы предпримете в этой ситуации?
а) Будете спокойно продолжать работать, полагая, что ваши деловые качества не требуют рекламы;
б) Отнесетесь ко всему равнодушно;
в) Сделаете все, чтобы доказать окружающим, что мы лучше других претенденток.
- Ваш муж любит классическую музыку, вы - легкую. Как примирить эти столь разные вкусы?
а) Попробуете сами полюбить классическую музыку;
б) Будете покупать пластинки с легкой музыкой и стараться перевоспитать мужа;
в) Оставите мужа в покое вместе с его привязанностью.
- Милиция ищет свидетеля уличного происшествия, которое произошло в вашем присутствии. Намерены ли вы объявить об этом и стать свидетельницей?
а) Конечно, иначе и быть не может;
б) Нет, так как не любите ввязываться в какие бы то ни было истории;
в) Нет, так как не уверены, что точно знаете, что произошло.
- Вам нужно срочно позвонить, а у единственного работающего телефона-автомата очередь. Что вы предпримете в этой ситуации?
а) Не обращая внимания на очередь, захватите освободившийся телефон;
б) Будете нервничать, но стоять в очереди и ждать;
в) Попросите очередь пропустить вас вперед, объясняя причину.
- Вы выиграли крупную сумму денег. Как вы ими распорядитесь?
а) Начнете с наслаждением тратить на вещи, которые давно хотелось купить, но не было возможности;
б) На семейном совете решите, как поступить с выигрышем;
в) Часть денег положите на сберкнижку, часть потратите по своему усмотрению.
- Вы с кем-то столкнулись на улице. Ваша реакция?
а) Ледяным тоном говорите: Извините!;
б) Бросаете нелестный комплимент встречному;
в) Бывает - говорите сами себе и молча следуете дальше.
Обработка результатов на с. 130.
Тест
ПРОВЕРКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООТВЕТСТВИЯ
Данный опросник - модифицированный вариант, разработанный Л.Н.Кабардовой.
Внимательно прочитайте вопросы. Ответы оцените в баллах 0, 1, 2 (в скобках).
- Насколько хорошо вы умеете делать то, о чем говорится в вопросе?
а) Делаю, как правило, хорошо (2);
б) Делаю средне (1);
в) Делаю плохо (сосем не умею) (0).
- Нравится ли вам это делать?
а) Нравится (приятно, интересно, легко) (2);
б) Нейтрально (все равно) (1);
в) Не нравится (неприятно, неинтересно, трудно) (О).
- Хотели бы вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в вашу будущую работу?
а) Да (2);
б) Все равно (1);
в) Нет (0).
- Хотели бы вы совершенствоваться в этих действиях?
а) Да (2);
б) Все равно (1);
в) Нет (0).
Свои оценки в баллах занесите в табл. 6 (номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса). В каждую клетку таблицы ответов поставьте баллы, соответствующие вашим ответам на все четыре вопроса. Вы оцениваете сначала ваше умение (вопрос 1), затем отношение (вопрос 2), потом - желание (вопрос 3) и, наконец,- совершенствование (вопрос 4). В этой же последовательности и проставьте оценочные баллы в клетки таблицы.
По номеру шкалы вы узнаете соответствие личностных качеств определенной профессии.
Таблица 6
Шкала
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
|
10
|
|
|
|
|
11
|
|
|
|
|
12
|
|
|
|
|
13
|
|
|
|
|
14
|
|
|
|
|
15
|
|
|
|
|
16
|
|
|
|
|
17
|
|
|
|
|
18
|
|
|
|
|
19
|
|
|
|
|
20
|
|
|
|
|
21
|
|
|
|
|
22
|
|
|
|
|
23
|
|
|
|
|
24
|
|
|
|
|
25
|
|
|
|
|
26
|
|
|
|
|
27
|
|
|
|
|
28
|
|
|
|
|
29
|
|
|
|
|
30
|
|
|
|
|
31
|
|
|
|
|
32
|
|
|
|
|
33
|
|
|
|
|
43
|
|
|
|
|
35
|
|
|
|
|
36
|
|
|
|
|
37
|
|
|
|
|
38
|
|
|
|
|
39
|
|
|
|
|
40
|
|
|
|
|
41
|
|
|
|
|
42
|
|
|
|
|
43
|
|
|
|
|
44
|
|
|
|
|
45
|
|
|
|
|
46
|
|
|
|
|
47
|
|
|
|
|
48
|
|
|
|
|
49
|
|
|
|
|
50
|
|
|
|
|
<
p>
Если вы никогда не делали того, о чем говорится в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах (1 и 2) и попробуйте ответить на вопросы 3 и 4. Если из перечисленных в вопросе нескольких действий вы умеете делать что-то одно, то именно это вы и оцениваете в баллах.
Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова: часто, легко, систематически и т. п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.
Работайте внимательно, не спешите!
- Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.
- Выполнять лабораторные работы по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т. п.).
- Длительное время (более одного года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать).
- Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.
- Сдерживать себя, не выливать на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.
- Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.
- Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
- Вести регулярное наблюдение за растениями и записывать данные наблюдения в специальный дневник.
- Мастерить красивые поделки своими руками: из дерева, материала, металла, засушенных растений, ниток.
- Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.
- В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.
- Изучать химические процессы, решать задачи по химии.
- Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках различных видов растений.
- Создавать произведения живописи, графики, скульптуры. •
- Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.
- На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составлять рассказы по заданной теме.
- Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник).
- Свое свободное время преимущественно тратить па уход и наблюдение за каким-нибудь животным,
- Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.
- Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей.
- При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с текстами.
- Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).
- Регулярно, без напоминания взрослых, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить (животных, клетки), лечить, обучать.
- Публично, для многих зрителей разыгрывать роли, подражать кому-либо, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.
- Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.
- Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.
- Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.
- Разбираться в породах и видах лошадей, птиц, рыб, насекомых и пр.; знать их характерные внешние признаки и повадки.
- Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно.
- Организовывать людей на какие-либо дела, мероприятия.
- Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания формул и законов и умения их правильно применять при решении.
- Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке, производить монтаж и сборку изделий из мелких деталй.
- Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.
- Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.
- Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.
- Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого различные закономерности, следствия.
- Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.
- Заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии - читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.
- Создавать эскизы и изготавливать в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструкторские новинки.
- Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.
- Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.
- Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве (черчение, геометрия, стереометрия).
- Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоокружках и питомниках.
- Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.
- Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.
- Аккуратно и безошибочно выполнять бумажную работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.
- Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технической, логической, математической.
- При уходе за растениями или животными с удовольствием заниматься ручным физическим трудом, легко переносить неблагоприятные погодные условия, специфический запах животных.
- Настойчиво, терпеливо добиваться совершен- тва в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).
- Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.
Обработка результатов на с. 131.
Содержание раздела