d9e5a92d

Хорошо ли малыш подготовят к школе?


  1. Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей) ?
  2. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
  3. Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
  4. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Общение

  1. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
  2. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
  3. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Физическое развитие

  1. Хорошо ли ребенок слышит?
  2. Хорошо ли он видит?
  3. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
  4. Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
  5. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
  6. Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительные способности
Зрительное различение

  1. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы?

Например, найти картину, не похожую на остальные?

  1. Может ли ребенок отличать буквы и короткие слова, например б/п, кот/год?

Зрительная память

  1. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?
  2. Знает ли ребенок хотя бы 6-8 названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Зрительное восприятие

  1. Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
  2. Понимает ли ребенок, что читает слева направо?
  3. Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из 15 элементов?
  4. Может ли малыш интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?

Слуховые способности
Различие на слух
Запоминание услышанного
Понимание на слух

  1. Может ли ребенок рифмовать слова?
  2. В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес/вес?
  3. Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
  4. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Отношение к книгам

  1. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
  2. Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда ему читают вслух?
  3. Задает ли ребенок вопросы о словах и других печатных знаках?

А теперь попробуйте сами проверить, готов ли ваш малыш к обучению. Для этого ответьте на вопросы, которые могут выясняться психологом при поступлении в школу.
Может ли ваш ребенок:

  1. Объяснить, чего он хочет, с помощью слов, т. е.. не показывать пальцами, а сказать: куртка, конфета, цыпленок?
  2. Изъясняться связно, например: Покажи мне...?
  3. Понимать смысл того, что ему читают, и следить за отношениями между персонажами?
  4. Четко выговорить свое имя?
  5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
  6. Писать карандашом или мелками на бумаге?
  7. Нарисовать картинки к сочиненной истории и рассказать о них?
  8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
  9. Пользоваться ножницами: вырезать ровно и не поранившись?
  10. Слушать и следовать полученным указаниям?
  11. Проявлять внимание, когда кто-то с ним разговаривает?
  12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
  13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
  14. Положительно оценивать: я - человек, который многое может?
  15. Подстраиваться, когда взрослые меняют тему разговора?
  16. Проявлять интерес или любопытство к окружающим его предметам?
  17. Ладить с другими детьми?

В заключение правдиво и искренне ответьте на следующие вопросы, которые помогут вам оценить ваши взаимоотношения с ребенком. Варианты ответов: почти всегда, иногда, никогда.
1. Нравится ли вам ваш малыш?
2. Слушаете ли вы, что ребенок говорит?
3. Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит?
4. Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?
5. Поправляете ли вы речь ребенка?
6. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
7. Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?
8. Смеетесь ли вы вместе с малышом?
9. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
10. Играете ли вы с малышом в какие-нибудь игры?


11. Поощряете ли вы ребенка в его интересах и увлечениях?
12. Есть ли у ребенка хотя бы одна-две собственные книги?
13. Есть ли у ребенка дома хотя бы одно место (например, полка), которое отведено только ему?
14. Стараетесь ли вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?
15. Обс[ждаете ли вы что-нибудь интересное из прочитанного вами с семьей, с ребенком?
16. Стараетесь ли вы рассказать все за малыша, прежде чем он успеет открыть рот у зубного врача или в магазине?
17. Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?
18. Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
19. Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?
20. Есть ли у ребенка возможность проявлять мощь своих мышц в играх, мять, тискать и шлепать глину и т. п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?
21. Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки по округе?
22. Собираетесь ли вы сводить ребенка в театр, в зоопарк, в музей?
Обработка результатов последнего задания на с. 565.
УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:
ХОРОШО ЛИ МАЛЫШ ПОДГОТОВЯТ К ШКОЛЕ?
Попробуйте самостоятельно изучить способность вашего ребенка к школьному обучению. Это можно сделать во время семейного отдыха. Итак, начинаем проверку.
Умеет ли ваш ребенок слушать и выполнять указания взрослого?
Возьмите тетрадный лист в клетку и предложите ребенку порисовать красивые узоры.

  • Ты помнишь, где у тебя правая рука? Ну-ка вытяни ее в сторону. Куда она показывает? На дверь. Значит, когда я скажу провести линию направо, ты проведешь ее в сторону двери. А если налево, то в сторону окна. Длину линий определим по количеству клеток.

Теперь покажите ребенку, откуда нужно начать рисунок, и диктуйте:

  • Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо и т. д.

При правильном выполнении диктанта должен получиться узор идентичный вашему.
Если ребенок допускает ошибку, поправьте его: 'этот узор тренировочный. Главное, чтобы он понял инструкцию. Пусть самостоятельно доведет рисунок до конца строки. Затем диктуйте следующий:

  • Две клетки вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Две направо. Одна вниз и т. д. Дальше рисуй сам.

Ваша задача - дать ребенку три рисунка, не считая тренировочного. По ходу рисования уже не дается никаких дополнительных указаний, ошибки не исправляются. После двух-трех повторений фигур диктовку прекратите, пусть ребенок самостоятельно продолжит узор до конца строки.
Теперь оценим результаты. Сначала работу по вашим указаниям: безошибочное воспроизведение с голоса - 4 балла, одна-две ошибки - 3 балла, за большее число ошибок - 2 балла. Если ошибок больше, чем правильных участков, ставится 1 балл, если правильных участков нет вовсе - О баллов. Теперь сложите все баллы, полученные ребенком за каждый узор. К концу седьмого года за 2-3 месяца до школы эта цифра должна составить не менее 7 баллов.

Оценки самостоятельного продолжения узоров обычно несколько ниже. Нормой можно считать 5 баллов.
Развита ли у вашего ребенка механическая память?
Вы зачитываете десять слов, не связанных между собой по смыслу. Большинство из них должны быть односложными, но 2-3 могут быть и двухсложными. Например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, пол, весна, сын.
Теперь попросите ребенка их повторить. Во время выполнения всех заданий ничто не должно отвлекать внимание. Итак, малыш вспомнил несколько слов и уже никакие ваши подбадривания не помогают ему припомнить еще что-нибудь. Прочтите все слова снова и попросите его вспомнить и названные, и новые. Как правило, и со второго чтения ребенку не удается запомнить все слова, тогда вы читаете их третий раз, а если нужно - и четвертый.

На листке фиксируйте результаты всех четырех проверок. Пятую проводите через час после заучивания. О хорошей памяти говорят следующие показатели:

  • с первого раза ребенок запомнил не менее пяти слов;
  • в итоге (после 3-4 чтений) выучено 9-10 слов;
  • за час забыто не более двух слов из выученных;
  • по ходу заучивания не было провалов, когда ребенок после одного из чтений вспомнил меньше слов, чем после предыдущего. В большинстве случаев провалы - признак нервного переутомления.

Чтобы получить объективную, а не случайную картину, проверку можно повторить через несколько дней с новым набором слов.
Развита ли у вашего ребенка логическая память?
Дайте ребенку бумагу и карандаш и объясните, что вы хотите посмотреть, как он умеет помогать себе запоминать слова.

  • Я буду говорить слова, а ты к каждому из них быстро сделай рисунок. Неважно, будет ли он хорошим - главное, чтобы помог напомнить слово.

Для запоминания предлагается 10-12 слов и словосочетаний: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка.
Каждое следующее слово говорите только тогда, когда рисунок готов. Если ребенок говорит, что не знает, как нарисовать, объясните ему, что нужна картинка только напоминающая слово, а не воспроизводящая предмет.



Содержание раздела