ТЕОРИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
1. Характерные черты институционализма.
2. Социально-психологический институционализм Т.Веблена.
3. Социально-правовой институционализм Дж.Коммонса.
4. Социально-статистический, эмпирический институционализм.
5. Экономические аспекты теории индустриального общества.
1. Характерные черты институционализма.
Институционализм - одно из наиболее оригинальных современных экономических учений, включающее в себя элементы индивидуальной и общественной психологии, социологии, истории, юриспруденции, культуры.
Представители этого направления рассматривают общественное развитие через призму различных институтов. Институт - это укоренившийся, широко распространенный обычай, образ мыслей, это, наконец, различные учреждения, соответствующие политическим, экономическим, культурным и другим структурам общества.
Междисциплинарный подход к анализу экономических явлений не исчерпывает всего своеобразия учения институционалистов. Сами экономические факторы не рассматриваются ими как определяющие, на первое место в жизни общества ставятся факторы внеэкономические.
В своих исследованиях институционалисты использовали исторический подход, они пытались не только отыскать исторические корни изучаемых явлений, но и выделить определенные стадии или фазы общественного развития. При этом их подход отличался от марксистского учения об общественных формациях, так как институционалисты не выделяли и не анализировали категорию производственных отношений.
Одновременно в марксизме и институционализме можно выделить и общую черту - социальный критицизм, негативное отношение к существующему общественному строю. Однако институционалисты были сторонниками реформаторства, установления социального контроля над экономикой.
Кроме того следует отметить такую черту институционализма, как эмпиризм. Представители этого направления отвергали абстрактно-дедуктивные построения в экономике, стремились подтвердить свои выводы обширными фактическими данными, статистическими исследованиями.
2. Социально-психологический институционализм Т.Веблена.
Основоположником институционализма является Торстейн Б.Веблен (1857-1929 гг.) - известный американский экономист и социолог. Наибольшую известность получила его первая книга “Теория праздного класса”.
Т.Веблен родился в США, в семье норвежских эмигрантов. Несмотря на весьма скромный достаток, родители сумели дать ему образование, в колледже он был учеником профессора политэкономии Дж.Кларка, известного представителя неоклассического направления. Однако сам Веблен был очень критично настроен по отношению к господствовавшей в то время и преподававшейся в университетах США неоклассической доктрине.
Собственные его взгляды были скорее близки марксистскому учению, но Веблен разделял далеко и не все взгляды Маркса. Оригинальность научных позиций не способствовала успешной преподавательской деятельности, и, будучи уже в зрелом возрасте, Веблен получает некоторое признание и возможность писать по интересующей его тематике. Кроме “Теории праздного класса” ему принадлежат следующие работы “Теория делового предпринимательства”, “Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства”, “Империалистическая Германия и промышленный переворот” и др.
Большая часть работ Т.Веблена носит не только экономический характер, они могут быть отнесены и к области философии, социологии, в них использованы материалы из археологии, этнографии, географии.
“Теория праздного класса”, написанная в 1899 г., дает общее представление о содержании институционализма.
В этой работе Веблен анализирует как с развитием общества обладатели собственности оказываются привилегированной группой, которая становится во главе общественной иерархии. Именно эту “верхушку” общества автор называет “праздным классом”. Веблен исследует систему ценностей праздного класса, его образ жизни, влияние на представителей других социальных слоев общества и дает следующую меткую характеристику: “Основа, на которой в конечном счете покоится хорошая репутация... денежная сила. И средствами демонстрации денежной силы, а тем самым и средствами приобретения, и сохранения доброго имени являются праздность и демонстративное материальное потребление”.55
Поэтому учение Веблена иногда называют социальным дарвинизмом.
Стержнем всего развития общества, с точки зрения представителей этого направления, является эволюция институтов. Институты зарождаются, развиваются, наследуются, это и есть собственно процесс общественного развития. Вот как об этом пишет сам Веблен: “Жизнь человека в обществе, точно так же, как и жизнь других видов, - это борьба за существование, а, следовательно, это процесс отбора и приспособления. Эволюция общественного устройства явилась процессом естественного отбора социальных институтов.
Продолжающееся развитие институтов человеческого общества и природы человека, как и достигнутый в этом плане прогресс, можно в общих чертах свести к естественному отбору наиболее приспособленного образа мысли и процессу вынужденного приспособления индивидов к окружению, постепенно изменяющемуся с развитием общества и социальных институтов, в условиях которых протекает человеческая жизнь. Социальные институты не только сами есть результат процесса отбора и приспособления, формирующего преобладающие или господствующие типы отношений и духовную позицию; они в то же время являются особыми способами существования общества... и выступают действенным фактором отбора. Так что изменение институтов ведет к дальнейшему отбору индивидов с наиболее приспособленным складом характера и к приспособлению привычек и темперамента отдельных людей к изменяющимся вследствие образования новых институтов окружению”.56
Изучая эволюцию человечества, развитие институтов и процесс накопления социального опыта, Веблен пришел к выводу, что можно выделить следующие стадии общественного развития:
Проводя классификацию, экономику Веблен отождествлял с производством, распределение и обмен рассматривались им лишь как денежное выражение производственного процесса. В производстве же главную роль он отводил развитию техники.
Веблен отрицал положение классической политической экономии о том, что основным мотивом поведения человека следует считать максимизацию собственной выгоды. Основную роль в эволюции общества, с его точки зрения играли инстинкт мастерства (заложенное в человеке стремление к творчеству), инстинкт праздного любопытства (желание познать окружающий мир); родительское чувство или забота о ближнем. По Веблену инстинкты не наследуются, они уходят корнями в социальный опыт человечества и видоизменяются под влиянием институтов.
При анализе инстинктов Веблен приводил примеры из антропологии, философии и истории культуры.
Эволюционный процесс, считал основоположник институционализма, приводит к образованию определенных этнических типов, хорошо приспособленных к сложившимся в обществе институтам. Нордическая раса, с его точки зрения, наиболее гибкая и приспособленная.
Институциональный отбор в теории Веблена способствовал выделению двух типов людей: миролюбивого и воинственного, причем последний преобладает. В связи с процессом эволюции современного человека, следовательно, можно считать представителем хищного типа, варваром, для которого институт частной собственности определяет все направление его мыслей и руководит всеми его поступками.
Основное противоречие капитализма Веблен рассматривал как противоречие между производством и бизнесом. На промышленной стадии развития, которой достигло общество, материальные интересы подчинены интересам получения прибыли. Производство создает полезные для общества блага, бизнес заинтересован только в выгоде.
Это противоречие, подробно исследованное, основоположником институционализма, получило название дихотомии Веблена.
Веблен считал, что “капитаны бизнеса” в погоне за получением прибыли не могут обеспечить необходимую высокую организацию в рамках индустриальной системы. Будущее - за инженерами, к которым все больше переходят производственные и управленческие функции, капиталисты же, как правило, оставляют за собой финансовую деятельность.