Сценарий реформирования будущего общества представлен Вебленом в виде технократической революции. Зависимость общества от инженеров, по его мнению, столь высока, что первая же забастовка автоматически вызывает “паралич старого порядка” и вынудит собственников отказаться от своего лидерства в производстве. В результате произойдет переход власти к представителям инженерии и установится новый порядок.
Веблен предлагал создать “Совет техников”, которому должно быть передано все руководство промышленным производством страны. В этом случае, по его мнению, целью деятельности индустриальной системы станут интересы всего общества.
Несмотря на то, что взгляды Веблена довольно расплывчаты, а иногда наивны, его учение несет в себе большой научный потенциал, оно оказало весьма значительное влияние на последующее развитие общественных наук.
3. Социально-правовой институционализм Дж.Коммонса.
Джон Р.Коммонс (1862-1945 гг.) - автор работ “Распределение богатства”, “Правовые основы капитализма”, “Институциональная экономика”. Коммонс в теории и на практике большое внимание уделял юридическим основаниям экономических решений. Интересуясь природой рыночных сделок, он считал, что лучший путь к установлению разумной стоимости - переговоры, терпеливое выяснение позиций участников сделки.
Институционализм Коммонса во многом отличен от понятий, сформулированных Вебленом. Главное в его учении - коллективные действия, как средство контроля над индивидуальными действиями участников рыночных отношений. Основной задачей экономической науки он считал выработку рекомендаций по перестройке капиталистического общества на разумных основаниях.
В отличие от Веблена, Коммонс считал, что принципы естественных наук и теория естественного отбора Дарвина мало приемлемы к явлениям общественной жизни. В области человеческого поведения, по Коммонсу, отбор носит не инстинктивный, а сознательный харакZер. В основе всего лежит развитие мышления, и люди должны научиться вырабатывать разумные, приемлемые для большинства членов общества принципы и правила совместной деятельности.
Опираясь на положения социальной психологии, Коммонс пришел к выводу, что в основе экономических решений должна лежать идея общественного согласия. Достижение общественного согласия возможно только путем ведения переговоров, а их результатом является принятие решения или то, что Коммонс называет сделкой.
Понятие сделки - ключевое для учения Дж.Коммонса, с его точки зрения оно может быть широко использовано не только в экономической теории, но и праве, этике. В социальной психологии каждая сделка включает в себя элементы зависимости, конфликта и порядка.
Основоположник правового институционализма различает три вида сделок:
В сделке, как считает Коммонс, обязательно присутствуют четыре экономических фактора: денежная цена, передача прав собственности, финансовые обязательства и платеж.
Рассматривая сделку как процесс, можно выделить три этапа ее реализации:
Государственная власть участвует в сделках как исполнительная, законодательная и судебная.
В целом, система разработанная Коммонсом, получила название экономики коллективных действий. Исторически становление этой экономики Коммонс прослеживает в европейских странах, начиная с XVII-XVIII вв. В такой экономике, по его мнению, человек, следующий принципу разумности и действующий в соответствии с этим принципом, всегда может найти свое место.
Однако ясно, что люди, имеющие контроль над государственной властью имеют приоритетное положение, и борьба за власть может иметь решающее и разрушительное для общества значение. Но Коммонс считал, что и здесь многое можно решить, используя общественное согласие, коллективное представительство различных общественных институтов, например, профсоюзов, партий в органах государственной власти и управления.
Ростоу известен не только как крупный ученый, но и известный политик: он был председателем Совета планирования политики при государственном департаменте США, а также специальным помощником президентов Кеннеди и Джонсона.
В своей книге Ростоу осуществляет периодизацию развития общества, исходя из уровня развития производительных сил. Его интересует прежде всего направленность экономического развития. Всего автор выделяет пять стадий экономического роста общества, которые отличны от классификации Веблена, рассматривавшего уровень развития техники совместно с эволюцией человека и общества.
Проводя периодизацию, к первой стадии или стадии традиционного общества, Ростоу относит все восточные деспотии, греко-римскую цивилизацию, средневековую Европу до конца XVII в. Наиболее характерной чертой традиционного общества автор считает низкий уровень производительности труда, преимущественно аграрное хозяйство, иерархическую социальную структуру, неизменную в течение тысячелетий систему ценностей.