d9e5a92d

Социально-правовой институционализм Дж.Коммонса.


Сценарий реформирования будущего общества представлен Вебленом в виде технократической революции. Зависимость общества от инженеров, по его мнению, столь высока, что первая же забастовка автоматически вызывает “паралич старого порядка” и вынудит собственников отказаться от своего лидерства в производстве. В результате произойдет переход власти к представителям инженерии и установится новый порядок.
Веблен предлагал создать “Совет техников”, которому должно быть передано все руководство промышленным производством страны. В этом случае, по его мнению, целью деятельности индустриальной системы станут интересы всего общества.
Несмотря на то, что взгляды Веблена довольно расплывчаты, а иногда наивны, его учение несет в себе большой научный потенциал, оно оказало весьма значительное влияние на последующее развитие общественных наук.

3. Социально-правовой институционализм Дж.Коммонса.
Джон Р.Коммонс (1862-1945 гг.) - автор работ “Распределение богатства”, “Правовые основы капитализма”, “Институциональная экономика”. Коммонс в теории и на практике большое внимание уделял юридическим основаниям экономических решений. Интересуясь природой рыночных сделок, он считал, что лучший путь к установлению разумной стоимости - переговоры, терпеливое выяснение позиций участников сделки.
Институционализм Коммонса во многом отличен от понятий, сформулированных Вебленом. Главное в его учении - коллективные действия, как средство контроля над индивидуальными действиями участников рыночных отношений. Основной задачей экономической науки он считал выработку рекомендаций по перестройке капиталистического общества на разумных основаниях.
В отличие от Веблена, Коммонс считал, что принципы естественных наук и теория естественного отбора Дарвина мало приемлемы к явлениям общественной жизни. В области человеческого поведения, по Коммонсу, отбор носит не инстинктивный, а сознательный харакZер. В основе всего лежит развитие мышления, и люди должны научиться вырабатывать разумные, приемлемые для большинства членов общества принципы и правила совместной деятельности.
Опираясь на положения социальной психологии, Коммонс пришел к выводу, что в основе экономических решений должна лежать идея общественного согласия. Достижение общественного согласия возможно только путем ведения переговоров, а их результатом является принятие решения или то, что Коммонс называет сделкой.
Понятие сделки - ключевое для учения Дж.Коммонса, с его точки зрения оно может быть широко использовано не только в экономической теории, но и праве, этике. В социальной психологии каждая сделка включает в себя элементы зависимости, конфликта и порядка.
Основоположник правового институционализма различает три вида сделок:


  • рыночные сделки, которые охватывают продавца, покупателя, а также судебные органы, если в этом возникает необходимость;

  • административные сделки, включающие отношения руководства и подчинения;

  • распределительные сделки, которые, в основном, связаны с действиями государства; этот вид сделок включает в себя налогообложение, формирование бюджета, регулирование цен и т.д.


В сделке, как считает Коммонс, обязательно присутствуют четыре экономических фактора: денежная цена, передача прав собственности, финансовые обязательства и платеж.
Рассматривая сделку как процесс, можно выделить три этапа ее реализации:


  • переговоры;

  • принятие обязательства;

  • его выполнение.


Государственная власть участвует в сделках как исполнительная, законодательная и судебная.
В целом, система разработанная Коммонсом, получила название экономики коллективных действий. Исторически становление этой экономики Коммонс прослеживает в европейских странах, начиная с XVII-XVIII вв. В такой экономике, по его мнению, человек, следующий принципу разумности и действующий в соответствии с этим принципом, всегда может найти свое место.
Однако ясно, что люди, имеющие контроль над государственной властью имеют приоритетное положение, и борьба за власть может иметь решающее и разрушительное для общества значение. Но Коммонс считал, что и здесь многое можно решить, используя общественное согласие, коллективное представительство различных общественных институтов, например, профсоюзов, партий в органах государственной власти и управления.


Сам Дж.Коммонс получил известность не только как ученый, но и как довольно крупный общественный деятель. Он принимал активное участие в развитии рабочего движения, занимался практическими вопросами регламентации трудовых отношений, представлял профсоюзное движение при разработке коллективных договоров с предпринимателями и решении трудовых споров.
При всем различии идей Веблена и Коммонса, в них присутствует и общее начало: основополагающая роль общественных институтов в развитии экономики, приоритет неэкономических факторов.
Идеи социально-правового институционализма получили практическое воплощение в разнообразных способах и методах регулирования рынка, становлении правовых институтов рыночной экономики. Это направление развития экономической мысли более оптимистично и прагматично, чем учение Веблена, так как утверждает, что разумное начало способно восторжествовать в развитии общества.

4. Социально-статистический,
эмпирический институционализм.
У.Митчелл (1874-1948 гг.) - ученик и последователь Т.Веблена, развивая его идеи сформировал новое направление институционализма, которое называют социально-статистическим, конъюнктурно-статистическим, а также эмпирическим. У.Митчеллу принадлежат работы: “Золото, циклы и заработная плата”, “Экономические циклы”, “Лекции о типах экономической теории”.
Митчелл разделял теорию эволюции Веблена и, так же как и его учитель, считал, что главные факторы экономического развития заключаются в психологии людей, их традициях и обычаях. Однако, в отличие от Т.Веблена, ставившего на первое место инстинкты, как проявление психологии личности, Митчелл основное внимание уделял социальной психологии, религии и культуре.
Отличало его от Веблена и общее отношение к реалиям жизни общества. Сочинения Веблена проникнуты неприятием действительности, несогласием с существующим порядком, острым социальным критицизмом. Митчелл воспринимает сложившиеся общественные институты, например, институт частной собственности как факт, уделяя основное внимание не критике, а исследованию и описанию тех количественных закономерностей, которые вытекают из существования данного общественного института.
У.Митчелл вошел в историю экономической мысли прежде всего как известный специалист в области экономических циклов, давший институционализму Веблена эмпирическое представление.
На протяжении четверти века У.Митчелл возглавлял национальное бюро экономических исследований США, где под его руководством было проведено большое число разнообразных статистических исследований. Конкретный материал, отражавший динамику хозяйственной жизни различных стран, обрабатывался с использованием математических методов. В результате проведенных работ были выявлены колебания и циклы в динамике экономической конъюнктуры, выраженные через такие параметры, как цена золота, процент за кредит, курс акций и др.
При исследовании экономических циклов Митчелл рассматривал кризис как низшую стадию делового цикла, и был сторонником прогнозирования экономической динамики с целью предотвращения негативных последствий кризисных явлений.
Благодаря работам Митчелла и других представителей этого направления прогнозирование как стадия, предшествующая программированию или индикативному планированию национальной экономики, надежно вошло в экономический инструментарий и получило довольно широкое распространение в экономически развитых странах.

5. Экономические аспекты теории индустриального общества.
Периодизация эволюции общества, разработанная в трудах Веблена получила дальнейшее развитие в концепции индустриального общества. Первым в печати с целостным трудом по этим проблемам выступил американский экономист и социолог Уолт Ростоу. Его работа носит название “Стадии экономического роста”, в американском издании содержится еще подзаголовок “Некоммунистический манифест”.

Ростоу известен не только как крупный ученый, но и известный политик: он был председателем Совета планирования политики при государственном департаменте США, а также специальным помощником президентов Кеннеди и Джонсона.
В своей книге Ростоу осуществляет периодизацию развития общества, исходя из уровня развития производительных сил. Его интересует прежде всего направленность экономического развития. Всего автор выделяет пять стадий экономического роста общества, которые отличны от классификации Веблена, рассматривавшего уровень развития техники совместно с эволюцией человека и общества.
Проводя периодизацию, к первой стадии или стадии традиционного общества, Ростоу относит все восточные деспотии, греко-римскую цивилизацию, средневековую Европу до конца XVII в. Наиболее характерной чертой традиционного общества автор считает низкий уровень производительности труда, преимущественно аграрное хозяйство, иерархическую социальную структуру, неизменную в течение тысячелетий систему ценностей.

Интересные записи



Содержание раздела