d9e5a92d

Лозаннская школа


В динамической же ситуации предприниматель выступает как новатор, движущий технический прогресс, добивающийся снижения издержек производства за пределы средних издержек и получающий за это дополнительный доход.

5. Лозаннская школа.
Основателем лозаннской математической школы является Леон Вальрас (1834-1910 гг.) - швейцарский экономист, профессор Лозаннского университета. В главном труде Вальраса “Элементы чистой политической экономии или теории богатства общества” впервые в истории науки была построена модель общего равновесия, которая предназначалась для описания всех взаимосвязей рыночного хозяйства.
Модель базируется на анализе спроса и предложения и состоит из нескольких систем уравнений. Ведущее место занимают системы, характеризующие равновесие двух рынков - производительных услуг и продуктов потребления.
На первом рынке в роли продавцов выступают владельцы факторов производства (земли, труда, капитала). Покупателями являются предприниматели, производящие потребительские товары.
На втором рынке владельцы факторов производства и предприниматели меняются ролями.
Например, равновесие рынка производственных услуг описывается следующей системой уравнений:

Qt = at Da + bt Db + ...
Qp = ap Da + bp Db + ...
Qk = ak Da + bk Db + ...

В модели на рынке присутствуют два товара: “a” и “b”, и три вида ресурсов.
Qt - предложение земли как ресурсов;
Qp - предложение трудовых ресурсов;
Qk - предложение денежных капиталов;
Da и Db - величина совокупного спроса на товары “a” и “b”;
at, ap, ak - количества производительных услуг, расходуемых
bt, bp, bk для производства единицы продукции.

Аналогичную систему можно построить и для рынка потребительских товаров.
Спрос и предложение зависят от цен на все услуги и товары. Цены равновесия - это такие цены, при которых спрос равен предложению. Именно эти цены, по мнению Вальраса, обеспечивают каждому участнику экономической системы максимум полезности.
Модель Вальраса - статическая. В ней имеются следующие допущения: полная загрузка производственного аппарата, нулевая безработица, отсутствие циклического колебания, отсутствие технического прогресса.
Идеи швейцарского экономиста заложили основы эконометрики - науки, использующей математические методы в исследовании, описании и прогнозировании экономических процессов. Сами же принципы построения модели Вальраса заложены в основу широко известной матрицы “затраты - выпуск”, предложенной Василием Леонтьевым, американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии.
Другой представитель Лозаннской школы В.Парето (1848-1923 гг.) в своем “Учебнике политической экономии” реформирует уже сложившиеся в неоклассической школе понятия ценности и полезности.
Если на массу благ взглянуть с точки зрения субъекта, обладающего ограниченными денежными доходами, то она представляется в виде множества их комбинаций, наборов. При этом, по Парето, нельзя оценить полезность каждого набора и нельзя сказать насколько один набор полезнее другого. Но функция, отражающая последовательность, порядок предпочтения рациональным субъектом этих наборов, может служить достаточно полным описанием его поведения.

Таким образом, Парето заменяет понятие субъективной полезности на понятие субъективного предпочтения.
Парето исследовал вопрос о существовании решения теоремы Вальраса об общем равновесии, само решение этой теоремы было найдено только в 50-е годы нашего столетия. Однако Парето удалось сформулировать условия равновесия, которое получило название “оптимума Парето”. Равновесие характеризовалось им как состояние, при котором невозможно улучшить положение кого-либо из субъектов обмена, не ухудшив положение хотя бы одного из остальных.

Развитие системы в сторону оптимума связывается с таким перемещением ресурсов, которое увеличивает благосостояние как минимум одного человека, не нанося при этом ущерба другому. Вследствие сформулированного принципа в теории Парето отсутствует категория единого оптимума, а предполагается бесконечно большое число несопоставимых между собой оптимумов.
Несмотря на несовершенство моделей представителей лозаннской школы, трудно переоценить их вклад в развитие экономической науки. Вся современная теория макроэкономического равновесия, в том или ином виде, использует основы, Oаложенные лозаннской школой.




Основные понятия
Маржинализм. Благо. Полезность.

Предельная полезность. Уравнение обмена. Кривые безразличия. Австрийская школа предельной полезности.

Ценность. Потребности. Блага первого, второго и т.д. порядков.

Запас блага. Альтернативное использование ресурсов. Ограниченность ресурсов. Теория вменения. Частный хозяйственный порядок.

Субъективная ценность. Объективная ценность. Окольные способы производства. Факторы ожидания в теории процента. Кембриджская неоклассическая школа.

Спрос. Предложение. Рыночная цена. “Ножницы” цен. Краткосрочный период. Долгосрочный период.

Квазирента. Издержки производства. Предпринимательский доход.

Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция. Монополия.

Американская неоклассическая школа. Статика экономики. Динамика экономики.

Функции предпринимателя. Распределение богатства. Закон убывающей предельной производительности труда и капитала.

Производственная функция. Оптимизация производства. Лозаннская школа. Условие равновесия спроса и предложения. Равновесие производства.

Субъективное предпочтение. Оптимум Парето.

Контрольные вопросы
1. Как графически можно изобразить функцию полезности, предположив, что по оси “Х” вы откладываете порцию какого-либо блага, а по оси “У” - полезность, которую вы получаете от его приобретения или использования?
2. При ответе на этот вопрос будет полезно вспомнить достижения австрийской школы в области теории процента. Приходилось ли вам встречаться с таблицами дисконтирования в банках, страховых компаниях? Если нет, то следующий пример вы сможете решить и без таблицы дисконтирования. Допустим, что вы хотите иметь сумму в 1000 долларов через три года, положив деньги в банк. Банк обеспечивает 10% годовых.

Какой суммой вам надо располагать сейчас? Каким образом вы объясните прирост денег?
3. Неоклассики традиционно исходят из того, что функция полезности для каждого индивида независима от постороннего влияния и рыночных цен. Встречали ли вы на практике какие-либо отклонения от этого постулата?
Почву для размышления вам могут дать “эффект Веблена” и “эффект повального увлечения”.
В своей работе “Теория праздного класса” основоположник американского институционализма Т.Веблен исследовал феномен “демонстративного потребления”. Он заключается в том, что в глазах некоторых потребителей низкая цена товара - свидетельство его непрестижности и низкого качества, а также утери им исключительности в глазах общества. Напротив, при росте цен у таких потребителей происходит рост покупок.
Можете ли Вы из своего личного опыта назвать потребителей и товары, на которые распространяется “эффект Веблена”?
Другой, противоречащий неоклассической теории спроса пример приводит американский экономист Х.Лайбенстан. По его наблюдениям спрос на определенные продукты может увеличиться, если его покупают другие. Он назвал это явление “эффектом повального увлечения”.
Знаете ли вы подобные примеры? На какие группы потребителей, по вашему мнению, в большей степени распространяется “эффект повального увлечения”?
Можете ли вы привести примеры каких-либо еще товаров, спрос на которые составляет исключение из общей неоклассической теории?
4. А.Маршалл писал: “Способности, которые должны быть присущи идеальному предпринимателю, столь велики, и столь многочисленны, что очень мало людей могут в очень высокой степени обладать всеми ими”.51
Какие же способности должны быть присущи идеальному предпринимателю? Согласны ли вы с точкой зрения Маршалла, что быть предпринимателем дано далеко не каждому?
5. Пусть на некотором предприятии единственным переменным ресурсом является труд. Остальные факторы фиксированы. Соотношение между числом привлекаемых рабочих и объемами выпускаемой продукции представлено в следующей таблице:


Число рабочих (чел.)
0
1
2
3
4
5
6
Выпуск продукции (шт.)
0
40
90
126
150
165
180


Чему равен предельный продукт каждого рабочего?
При найме какого рабочего начнет сокращаться предельный продукт?
При каком числе рабочих достигает максимума средний продукт?
Достижения какого направления неоклассической школы заложены вами в основу расчетов?
6. Дайте определение, что представляет собой производственная функция?
7. При каких условиях действует закон убывающей предельной производительности факторов производства?

Литература
1. Австрийская школа в политической экономии. - М., 1992.
2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М., 1994. - С.288-303.
3. История экономических учений. Ч.1. - МГУ, 1989. - С.261-270.
4. Маршалл А. Принципы политической экономии. - М., 1982. - Т.1, 2, 3.
5. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли: от пророков до профессоров. - М., 1996. - С.367-408.
6. Такаши Негиши. История экономической теории. - М., 1995. - Гл.10.
7. Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М.-СПб., 1996. - С.144-185.


Интересные записи



Содержание раздела