d9e5a92d

Комплексное управление стрессом


Барьер может быть установлен между фазой восприятия и эмоциональной фазой. Различные методы релаксации также препятствуют переходу эмоциональных реакций в устойчивое физиологическое возбуждение. Когда возникает физиологическое возбуждение, барьер между ним и ухудшающимся самочувствием должен заключаться в некоторой форме физической активности, которая использует созданные стрессом продукты (например, повышенный уровень адреналина в крови). Помните, что на этой точке физиологического возбуждения ваше тело подготовило себя к ответу на вопрос: "Бороться или сдаваться?".

Физические упражнения (например, бег трусцой) мобилизуют ваш организм на защиту своего потенциала и предотвратят ухудшение здоровья в результате физиологического возбуждения.
Комплексное управление стрессом
Некоторые методики борьбы со стрессом предлагают только один или несколько способов, позволяющих справиться со стрессом. Они устанавливают барьер лишь в одной точке модели теории стресса. Другие программы обучают медитации, йоге или умению обращаться со временем.

Несовершенство этих методик станет очевидным, если представить взаимодополняющий характер действий по борьбе со стрессом в рамках нашей модели.
На каждом этапе цепной реакции, вызванной стрессовой ситуацией, можно устранить лишь часть возникших негативных последствий. Установление барьера (вмешательство с применением определенного приема) только в одном месте позволяет лишь частично ослабить происходящие процессы. Каждый из барьеров способен погасить лишь часть негативного импульса; ни один из них не предотвращает дальнейшее развитие процесса.

Поэтому обучение отдельным приемам борьбы со стрессом приносит некоторую пользу, но не позволяет использовать все имеющиеся возможности.
Комплексное управление стрессом предусматривает вмешательство на всех фазах модели стресса и методы противодействия ему на каждом этапе. Как видно из оглавления этой книги, главы с 5-й по 13-ю знакомят с необходимыми для этого средствами. Каждая из глав фокусируется на одной фазе модели теории стресса и описывает несколько путей анализа и в дальнейшем устранения части стресса, испытанного в этой фазе. Однако вы не должны стремиться полностью устранить стресс. Как мы уже говорили, существует оптимальный уровень стресса.

Устранение стресса в полном объеме не только невозможно, но и нежелательно. Комплексный подход к борьбе со стрессом не ставит такой задачи, а дает представление о природе положительного стресса.
Модель положительного стресса
До сих пор мы фокусировались на негативных последствиях стресса: болезнях, недомоганиях, снижении работоспособности и межличностных конфликтах. Однако мы можем использовать ту же самую модель стресса, чтобы лучше понять его позитивные следствия. Положительным стрессом мы называем такой стресс, который характеризуется позитивными для конкретного человека результатами, а также такой, который создает наиболее благоприятные условия для выполнения работы.


Различные компании предлагают оборудование для установления биологической обратной связи, которое имеет относительно невысокую стоимость. Это аппарат для измерения кожно-гальванической реакции
В качестве примера положительного стресса приведем следующую ситуацию. Я веду курс, который содержит информацию о способах борьбы со стрессом. Этот курс обучения проводится факультативно.

Он включает большинство тем, обсуждаемых в этой книге. Оглавление данной книги отражает порядок изложения и число изучаемых тем. Моя задача вызвать у студентов интерес к изучению предмета.

Так как очень легко упустить один из компонентов, я стараюсь обратить внимание учащихся на взаимосвязь компонентов между собой. Например, они должны понять, что управление временем и биологическая обратная связь
Барьерами могут быть прописанные лекарства или лекарства, принимаемые по своему усмотрению. Также барьер может заключаться в спокойном восприятии ситуации
(biofeedback) две кажущиеся несвязанными между собой темы равноценные составляющие системы управления стрессом.
Я пришел к выводу, что способность занимающихся на моих курсах освоить разнообразный материал как единое целое следует проверять на заключительном экзамене. Экзамен выполняет роль положительного стресс-фактора, вызывая стресс у тех, кому хочется показать себя на экзамене с лучшей стороны и кто под действием стресса прилагает больше усилий для освоения материала. Такой стресс благотворен и полезен и поэтому является положительным.


Используем эту модель стресса для объяснения позитивных последствий. Следующий этап: мои студенты рассматривают тест как угрозу и воспринимают его как стрессовую ситуацию. Это выражается в таких эмоциях, как страх и беспокойство, что приводит к физиологическому возбуждению. Однако из-за этого стресса студенты больше времени отводили на подготовку и, следовательно, сейчас знают больше.

Положительный результат: теперь они знают больше о стрессе и о том, как с ним справляться, чем если бы они знали, не пережив эту ситуацию. Они чувствуют себя увереннее, готовятся к экзамену лучше, чем могли бы в противном случае. Таким образом, вы видите, что модель стресса может использоваться для объяснения как негативных, так и позитивных последствий стресса.
Могу поспорить, что и вы испытали воздействие стресса, в результате которого ваша самооценка как человека, способного противостоять трудностям, повысилась. Не имеет значения, был ли этот стресс позитивным событием в вашей жизни, которое потребовало значительного приспособления, или неприятным событием, вынудившим вас произвести переоценку ценностей, например в результате смерти близкого вам человека. В любом случае можно говорить о том, что вы подверглись стрессу, "приносящему пользу".

Ниже приведены другие примеры "полезного" стресса.
1. Вам поручено сделать доклад перед группой людей, стресс заставляет вас хорошо к нему подготовиться.
2. Вы хотите пригласить кого-то на свидание и думаете, как это лучше сделать.
3. Любимый человек говорит вам о тех ваших чертах, которые ему не нравятся. Вы используете эту информацию для самосовершенствования.
Владение собой. Как установить контроль над ситуацией
Если бы нужно было кратко сформулировать содержание этой книги, то я сделал бы это так: вы способны контролировать себя значительно в большей степени, чем думаете либо представляете себе. Умение справляться со стрессом на самом деле представляет собой способность пользоваться имеющимися рычагами управления, не уступая этой возможности кому-то другому или обстоятельствам. Позвольте мне привести пример такого рода контроля, который вы имеете над собой.

Вспомните случай, когда вы на кого-то сильно разозлились. Вспомните, что предшествовало вашему гневу, что произошло перед этим, какой был день? Какая была погода? Чего вы ожидали? Каковы были ваши прежние взаимоотношения с этим человеком?

Что заставило вас разозлиться на этого человека? Также вспомните свою гневную реакцию во всех подробностях. Что вы чувствовали, что
вам хотелось сделать, что вы делали в действительности, каким образом это все выражалось?
Четырнадцатидневная стрессовая диета
День первый: затейте спор с супругом(ой) или любимым(ой). Это простая и распространенная стрессовая ситуация выбрана для начала данной программы, потому что она не вызовет таких серьезных побочных эффектов, как алкоголизм или срочный отлет за границу. День второй: не спите всю ночь.

Вы не сможете выспаться, и потому будущие стрессы скажутся на вас только сильнее.
День третий: проведите его вместе с другом, который недавно бросил курить. Целый день в обществе человека, который будет без конца рассказывать вам, как ему стало хорошо после сорока восьми часов воздержания от табака, - это испытание не для слабонервных. К концу дня вы заметите, что у вас практически пропал аппетит. День четвертый: все свободное время думайте о стоматологе по кличке "Убойная сила".

Подобные размышления в течение целого дня избавят вас от лишнего жира. День пятый: попросите вашу шестнадцатилетнюю дочь объяснить, в чем разница между утренней слабостью и гриппом.
День шестой и седьмой: заставьте себя питаться только кофе, колой и шоколадом и больше ничем. Накопленный в организме кофеин сотворит чудо с вашим стрессовым уровнем на следующей неделе.
День восьмой: сделайте так, чтобы у вас закончился бензин в заброшенном районе города (если у вас есть сотовый телефон, оставьте его дома). Ваше настроение в тот момент будет значительно ниже среднего.
День девятый: разыграйте очередную "серию" "Войны и мира" с участием вашего сына или дочери.
День десятый: пусть ваш начальник найдет на вашем рабочем столе полупустую бутылку водки. А если вы не работаете, то пусть эту же бутылку найдет ваш(а) супруг(а) под вашей подушкой. Страх увольнения на предприятии и конфликты дома очень способствуют диете. День одиннадцатый: потратьте все свои деньги, а также чужие, на покупку лотерейного билета.

Если вы проиграете, а вы на 99,9% проиграете, то беспокойство о выплате долга скажется на вашей талии.
День двенадцатый: закажите устрицы без ракушек или чизбургер в китайском ресторане.



Содержание раздела