d9e5a92d

Целостное и избирательное осознавание


Зачастую рутина мешает нам осознавать нашу жизнь. Когда мы переживаем одно и то же снова и снова, мы привыкаем к этому. Мы становимся нечувствительны к этому переживанию и реагируем на него по привычке, практически не задумываясь о том, что мы делаем.

И с вами, и со мной очень-очень часто так происходит. Я могу сделать такое предположеине: вы каждый день ходите в школу или на работу одной и той же дорогой. Сам" собой разумеется, вы выбрали этот
путь, потому что он кратчайший. Наверняка существует другой, более интересный и яркий путь, но вашим безоговорочным приоритетом является скорость. Дороги могут проходить через сельскую местность, пригород, город или бизнес-центр, дороги, которые разнообразят ваш ежедневный путь, но вы все равно предпочитаете скорость.
Когда мы не обращаем внимания на то, что нас окружает, на другие машины и людей, на разнообразие местности, по которой мы идем или едем, привычность избранного нами пути так же делает нас невосприимчивыми к нашим ощущениям. К тому же мы сами создаем дополнительные препятствия для возникновения этих ощущений мы включаем радиоприемники. Мы едем на работу или в школу, и не успели оглянуться мы уже на месте. Время пролетело.

Мы потеряли его и те переживания, осознавать которые избегали, "нюхая розы". Вспомните:
Обращаете ли вы внимание на окружающую обстановку, добираясь до места назначения?
Пытались ли вы когда-нибудь прочувствовать фактуру материала, из которого сделан руль вашего автомобиля?
Пытались ли вы когда-нибудь прислушаться к звукам, которые издает ваша машина и которых огромное множество вокруг, во время пути?
Если вы ездите на общественном транспорте, пытались ли вы когда-нибудь завязать разговор с людьми, которые стоят рядом?
Выходили ли вы когда-нибудь из автобуса или поезда на остановку раньше или позже, чтобы пройтись по другому маршруту?
Существует много других способов, с помощью которых можно научиться воспринимать жизнь более полно. Когда я учился в старших классах, я представлял, что слеп, закрывая глаза. Это позволяло мне сконцентрироваться на остальных ощущениях; и тогда я чувствовал те запахи, которых не чувствовал раньше, и слышал те звуки, к которым раньше был абсолютно глух.

Более того, когда я открывал глаза, я погружался в психоделическую бездну визуальных стимулов. Например, я мог долго рассматривать цвета обложек книг, которые носил с собой. Вы когда-нибудь пробовали это делать?

Насколько потрясающе это зрелище! Я разглядывал обложки пластинок у себя дома и еду в моем холодильнике. Опять же я делал это, чтобы заставить себя осознавать все переживания, меняя привычный способ поведения.
Целостное и избирательное осознавание
Когда бы я ни задумывался о важности восприятия в целом и селективного осо-знавания в частности, я вспоминаю один день из своей жизни. Это было несколько лет назад когда в моей жизни царил полный кавардак. С утра мне позвонили по телефону и сообщили, что консультация, которую я запланировал, отменяется; потом я получил письмо, в котором говорилось о том, что предложенный мной проект не будет финансироваться; а рукопись, которую я представил на рассмотрение, отвергнута. Можете себе представить я был просто раздавлен.

Мне было так жалко себя, что я мгновенно забыл обо всех успешно проведенных консультациях, обо всех хорошо финансированных научных исследованиях и обо всех написанных и изданных книгах. Сегодня я могу сказать (ведь тогда мой
взгляд на мир был слишком сильно затуманен), что я предпочел осознавать неудачи конкретного дня, вместо того чтобы сфокусироваться на прошлом и будущем успехе.
Но все встало на свои места благодаря двум телефонным звонкам. Сначала мне позвонил коллега из университета, где я раньше преподавал. Он поведал о том, что произошло с двумя деканами, под чьим руководством нам пришлось работать в университете.

Сначала он рассказал о том, как замужняя дочь одного из деканов проснулась посреди ночи, долго не могла заснуть и потому пошла в ДРУО"10 комнату, чтобы что-то взять. Ее муж, который еще спал, когда она встала, услышал шум в доме, спросонья схватил пистолет и, думая, что она это вор, выстрелил ей в голову. В то время, когда я пишу эти строки, она все еще в коме.



Я от всего сердца сочувствую Гарри, чьей дочери (и соответственно ему) выпало такое испытание.
Затем мне позвонил другой коллега и рассказал историю, которая приключилась со вторым деканом, когда тот подрезал деревья. Чтобы подрезать верхушку дерева, он достал стремянку, прислонил ее к стволу и полез наверх. Чтобы достать конец верхушки, он наклонился и потянулся к ней, стоя на самом краю лестницы в результате чего упал и приземлился на пень. Пока он лежал в госпитале, я позвонил ему и предложил посильную помощь со своей стороны. Когда я приехал к нему, он стал рассказывать об этом несчастном случае, о своих травмах (на тот момент боль не отпускала его ни на день) и о физиотерапии, которую ему предстоит пройти.

Но он сказал две вещи, которые я запомню на всю жизнь. Первое: "скорая помощь" ехала двадцать минут, в течение которых он боялся пошевелиться, так как упал спиной на пень и думал, что повредил позвоночник. Когда его положили на носилки, он понял, что может шевелить пальцами ног и рук, и, осознав это, заплакал.

И второе: он рассказал, как тепло приняли его служащие больницы, какими замечательными были водители "скорой", и как здорово, что он был жив и мог двигаться. Я позвонил ему, чтобы оказать поддержку и подбодрить, а получилось так, что он подбадривал меня. Уоррен был на грани смерти, ужасно боялся паралича и испытывал ужасную боль, когда говорил со мной, но он предпочел рассказать о том, как ему повезло!
После этих телефонных разговоров моя консультация, выгодное предложение и рукопись казались просто мелочами жизни. Я был здоров, у меня была прекрасная семья и работа, которую я очень любил. Я решил провести остаток дня, радуясь.

Я решил сконцентрироваться на всем хорошем, что есть в моей жизни.
Еще я вспомнил одну студентку, которая написала своим родителям, что с ней произошел несчастный случай, когда она выпала из окна шестого этажа своего общежития. Она рассказала, как писала левой рукой, потому что ее правая рука была парализована. Однако в госпитале она познакомилась с дежурным, они полюбили друг друга и решили сбежать и пожениться, как только девушка выздоровеет. Хотя юноша и не имел хорошего образования, был другой расы и вероисповедания, а кроме всего, сидел на героине, писала она, он обещал ей быть хорошим мужем. Все письмо было написано в таком духе, кроме последнего предложения, в котором она заявляла, что все написанное неправда.

Не было никакого несчастного случая, никакого паралича и никакого дежурного в госпитале; однако, продолжала она, "Я завалила химию в этом семестре и просто хотела, чтобы вы правильно это восприняли".
Благодарное отношение
Как я уже упоминал раньше, я провожу семинары по психологии стресса для родителей, а также бабушек и дедушек в доме Рональда Мак-Дональда в Вашингтоне. Я провожу подобные семинары и в других домах Рональда в Атланте, Портланде, Денвере и Хьюстоне. Один из таких семинаров заставил меня в корне поменять отношение к тому, что происходит в моей жизни.
Дети родителей, которые приходят в дом Рональда Мак-Дональда, страдают от серьезных заболеваний и находятся на лечении в местном госпитале. У многих из них рак, лейкемия, серьезные врожденные дефекты. Родители не могут себе позволить жить в гостиницах, пока их дети находятся на лечении.

И дом Рональда предназначен как раз для них. Мы часто называем его "Дом, который построила Любовь".
Семинары по психологии стресса мы начинаем с того, что каждый рассказывает о том, как он попал в дом Рональда. Я рассказываю свою историю, а они -свои. На том занятии две матери рассказывали о болезни своих детей. У одной ребенок подросткового был смертельно болен раком. Он находился на лечении в местном госпитале.

У вгорой был новорожденный, жить которому оставалось крайне мало. Когда они говорили об этом, все, о чем я мог думать, это о том, как мне повезло, потому что у меня есть двое детей, которые, слава Богу, живы и здоровы. Я представить себе не мог, как кто-нибудь да и я сам мог выдержать такой стресс, о котором говорили эти матери. "Хуже просто некуда", подумал я после того, как обе матери сказали, что у них умирает уже второй ребенок!

Но внезапно понял, что был не прав.
Несмотря на тяжесть ситуаций, в которых находятся родители, в течение занятий они учатся "благодарному отношению". То есть они учатся радоваться тому, что у них есть, не закрывая глаза на болезнь их детей. Б каждой ситуации можно найти что-то, за что можно благодарить судьбу. Мать больного подростка научилась быть благодарной за все те годы, которые она провела со своим сыном, признав, что у матери новорожденного такого шанса не будет.

Родители, живущие в доме Рональда, учатся быть благодарными за здоровье других своих детей, за те дни, когда их больные дети хорошо себя чувствуют и общаются друг с другом, за опытность персонала больницы и за ту поддержку, которую им оказывают (другие члены семьи, церковь или синагога, персонал дома Рональда Мак-Дональда).



Содержание раздела