d9e5a92d

Качества творческой личности


Для успешной работы над поставленной творческой Целью требуются определенные качества творческой личности. Какие? Можно ли их развивать и как? Психологами предложено множество вариантов творческих качеств, но они носят описательный характер1: либо эти качества есть, либо их нет (со всеми вытекающими последствиями).
В 1967 году известный канадский биолог Г.Селье в своей книге "От мечты к открытию" представил свой взгляд на структуру творческих качеств и один из первых попытался дать некоторые конкретные рекомендации по их развитию.
Впервые комплекс качеств творческой личности, носящий рекомендательный характер, был предложен в 1984 году Г.С.Альтшуллером и И.М.Верткиным2. Они выявили шесть основных качеств, которые можно воспитывать и развивать:


  1. наличие новой, значительной, общественно полезной Достойной Цели;

  2. наличие программы (пакета программ) достижения поставленной цели и контроль за их выполнением;

  3. высокая работоспособность в выполнении намеченных планов;

  4. хорошая техника решения задач;

  5. "умение держать удар" - способность отстаивать свои идеи;

  6. результативность.
    Впоследствии авторы несколько изменили свою схему, удалив "результативность" и введя "способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижения Достойной Цели."
    О таком комплексе творческих качеств, но с некоторыми изменениями, отражающими точку зрения автора данной книги, пойдет дальнейший разговор.
    Поисковая активность Развитая поисковая активность, направленная на познание, - тяга к неведомому и небывалому - является определяющим для творческой личности качеством. Она задает главный мотив ее жизни - стремление расширить горизонты познания человека и его возможности, пронизывает все этапы становления творческой личности и все ее последующее творчество. Только благодаря этому качеству формируется главный вектор творческого поиска, происходит последующий выбор Цели и работа над ней.
    В главах 4, 5 мы уже подробно рассмотрели роль этого качества, возможные пути его развития - научно-фантастическая, приключенческая, научно-популярная литература, выбор соответствующего "идеального героя", развитие воображения, многообразие интересов, выработка навыков систематического самообразования.
    Ряд последующих рекомендаций по развитию творческого мышления также косвенно способствует ее развитию.
    * * * Загадочный порт
    Задача N35:
    Проводя подводные археологические раскопки у берегов острова Крит, Ж.-И.Кусто обратил внимание, что у древних критян был единственный морской порт Амнис. И располагался он в месте, продуваемом всеми ветрами, совершенно негодном для якорной стоянки судов. Даже для современного судна стоянка в вечно бурлящей гавани Амниса представляла серьезную опасность.
    Как же древние критяне - великолепные мореходы - могли выбрать столь неудачное для порта место?!
    Стремление к осмысленному творчеству и верность выбранной творческой Цели Трем работникам, таскающим тяжелые камни на стройке, был задан один вопрос: "Что ты здесь делаешь?" Первый ответил: "Таскаю эти проклятые камни." Второй - "Зарабатываю на жизнь." А третий ответил: "Я строю этот прекрасный дворец."
    Последний ответ - ответ творческой личности, ибо ей присуще стремление поставить во главу угла своей жизни творческую Цель.
    О творческой Цели, подготовке к ее выбору и о некоторых секретах ее правильного выбора подробно говорилось в главах 4, 5, 7. Выбор творческой Цели есть конкретное проявление поисковой активности. Творческая Цель служит надежным маяком, указывающим верное направление поступков и действий.
    Вторая составляющая этого качества - верность выбранной Цели, то есть стремление отдавать все силы ее достижению, готовность к преодолению возникающих трудностей: мало знать направление, надо быть готовым идти в нем. Без верности Цели, своей Мечте это немыслимо.
    Подлинная верность Цели основана на убежденности в правильности своего пути, на сильнейшей тяге к новому, на осознании важности и значимости своей работы. Слепое же упорство или желание славы - весьма зыбкие, легко разрушимые опоры.
    Мы уже познакомились с самоотверженной верностью И.А.Ефремова своей Цели. Подобных примеров в науке и технике великое множество, и читатель сам может выбрать достойный подражания образец. Вот лишь один подобный пример.
    Выдающийся ученый А.Л.Чижевский в годы сталинских репрессий был арестован по ложному обвинению. Во время заключения он сумел предотвратить возникшую в лагере эпидемию тифа, и в благодарность за это начальник лагеря разрешил ему заниматься научной работой. Верный своей Мечте, но резко ограниченный в возможностях, Чижевский решает исследовать влияние Солнца на кровообращение - для этого достаточно примитивного оборудования медицинского кабинета.
    В январе 1950 года приходит неожиданная весть - он оправдан и свободен! Нетрудно предсказать действия обычного человека в такой ситуации. Но Чижевский отправляется к начальнику лагеря и упрашивает его... продлить срок заключения еще на месяц! - необходимо закончить очень важные наблюдения...
    * * * Живучие бактерии
    Задача N36:
    Однажды известный бактериолог Луи Пастер узнал, что в местах захоронения овец, умерших от сибирской язвы, спустя двенадцать лет были обнаружены возбудители этой болезни. То, что бактерии столь длительное время сохраняли на поверхности свои болезнетворные свойства, противоречило всем известным фактам. В чем секрет их живучести?


    Творческое мышление Несомненна исключительная важность этого качества для постановки творческой Цели, для выявления и решения конкретных задач, необходимых для ее достижения, для оценки возможных последствий достижения Цели и перспектив работы.
    Анализ творческих биографий позволяет выявить характерные составляющие творческого мышления. Так, для него характерна диалектичность мышления, т.е. видение объектов (фактов, понятий) в развитии, видение их противоположных сторон, способность выявлять и преодолевать противоречия, возникающие в процессе развития.
    Сознательно или неосознанно эти свойства мышления проявляют все выдающиеся творцы науки и техники.
    Одним из наиболее последовательно использовавших диалектику в творчестве, был И.А.Ефремов. В статье некоторые соображения о биологических основах палеозоологии" он писал: "Сущность диалектического анализа биологических или палеонтологических и вообще всяких явлений заключается прежде всего во вскрытии двойственности, противоречивости всякого явления и всякого развития. В сочетании с историческим подходом анализ развития противоречий и единства противоположностей должен дать хорошие результаты." Эти слова он блестяще подтвердил собственными выдающимися достижениями - от создания нового научного направления в палеонтологии (тафономии), до исследования проблем далекого будущего.
    Следующей важной особенностью творческого мышления является системность мышления, т.е. видение многообразия свойств и взаимосвязей между различными объектами (фактами, понятиями). По поводу этого русский химик Л.А.Чугаев писал: "...из всех признаков, отличающих гениальность и ее проявления, два кажется, являются наиболее показательными - это, во-первых, способность охватывать и объединять широкие области знания и, во-вторых, способность к резким скачкам мысли, к неожиданному сближению фактов и понятий, которые для обыкновенного смертного кажутся далеко отстающими друг от друга и ничем не связанными по крайней мере до момента, когда такая связь будет обнаружена и доказана...
    Эти черты мы как раз и находим у Менделеева." Этой же особенностью мышления в полной мере обладали такие выдающиеся личности, как К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, К.А.Тимирязев, О.Ю.Шмидт, В.М.Бехтерев, И.А.Ефремов и многие другие.
    Не менее важна роль развитого воображения, о котором уже упоминалось в главе 4.
    Человеческое мышление сковано множеством стереотипов, которые заставляют действовать в определенных ситуациях стандартно, почти не задумываясь. И это жизненно необходимо во многих ситуациях. Представьте, если бы, скажем, пожарные, приехав на пожар, раздумывали, как им поступить на этот раз, или, если бы врачи каждый раз пытались по новому лечить одну и ту же болезнь...
    Иначе обстоит дело в творчестве, которое всегда - прорыв в неизвестность, требующий новых представлений о предмете, поиска новых путей. Здесь стереотипы мышления из помощника превращаются в коварного врага, нашептывающие, что так никто не делает, это считается невозможным, так нельзя... И вот появляются паровозы с механическими ногами, электродвигатели, подозрительно напоминающие паровые машины и т.п.
    Ярким примером вредного влияния стереотипов мышления на творчество является история открытия пенициллина. С конца прошлого века микробиологи бились над созданием лекарств против болезнетворных микробов. Исследователям очень сильно досаждала плесень - извечный враг микробиологических лабораторий.
    Проникая в колбы, она уничтожала микроорганизмы, срывая эксперименты, уничтожая с трудом выращенные культуры... Ученые всеми средствами пытались избавиться от нее. И только незаурядное воображение А.Флеминга позволило ему в 1928 году преодолеть сложившийся стереотип и увидеть в заурядной плесени могучее лекарство.
    В главе 4 уже рассматривалась важная роль научно-фантастической литературы в развитии воображения.


    Содержание раздела