d9e5a92d

Непокорный водород


Кроме того, существуют специальные приемы и методы развития воображения, которые, наряду с приемами и методами развития остальных составляющих творческого мышления, составляют обширный арсенал ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач является на сегодня уникальным средством развития творческого мышления. Поскольку настоящая книга посвящена общим проблемам творческой личности, то автор счел возможным ограничиться лишь небольшими выдержками из ТРИЗ - элементарными приемами решения творческих задач (см. разделы "Наука побеждать") и некоторыми дополнительными упражнениями (см.

Приложение 2).
Для серьезного развития составляющих творческого мышления необходимо начинать систематическое изучение ТРИЗ. Список литературы по ТРИЗ приведен в Приложении 4.
И, наконец, творческим личностям присуща независимость мышления. С одной стороны, для того, чтобы сказать новое слово в науке и технике, необходима собственная точка зрения, независимая от авторитетов. Достаточно вспомнить уже упоминавшиеся открытие теплой сверхпроводимости и создание самолета, сделанные вопреки мнению авторитетных специалистов.
С другой стороны, необходима независимость от собственных взглядов и убеждений, т.е. способность признавать свои ошибки и заблуждения: без этого немыслимо продвижение вперед. Пожалуй, лучше всех по этому поводу высказался М.Фарадей: "Я готов признать, что могу во многом ошибаться, - никому не дано быть абсолютно правым в физической науке, по сути своей находящейся в стадии становления и изменения."
Право на независимость мышления приходится отстаивать порой очень решительными действиями. Например, Ж.-И.Кусто, решив полностью посвятить себя науке, задумал организовать полностью независимую и самофинансируемую исследовательскую организацию. Причина: никто не сможет оказать давление и повлиять на направления исследований. Независимость, особенно важную при экологических исследованиях океана, Кусто строго блюдет и по сей день.

Так, в ассоциацию "Фонд Кусто", насчитывающую 260 тыс. членов, не имеют права вступать люди, занимающиеся коммерческой деятельностью.
Основные пути развития независимости мышления - косвенные: через самообразование "по Циолковскому" и развитие остальных составляющих творческого мышления.
Кроме вышеперечисленного, творческое мышление включает в себя определенное мировоззрение. Оно индивидуально для каждой личности, но содержит и общие черты: признание познаваемости мира, бесконечности процесса познания и его важной роли в развитии человечества, признание в качестве единственных критериев истины научно установленные факты.
* * * Непокорный водород
Задача N37:
Суть эффекта Рассела, открытого в начале века, состоит в том, что фотопластинка, поднесенная в темноте к очищенной от окисной пленки поверхности металла, оказывается засвеченной. Выяснилось, что в этом повинен атомарный водород, возникающий при взаимодействии металла с парами воды. Далее выяснилось, что пластинка чернела даже на расстоянии в десятки миллиметров от поверхности. Но атомарный водород не может пролетать такие расстояния! Он должен объединяться в молекулы задолго до цели.

В чем же причина непонятного поведения атомарного водорода?

Работоспособность


Выдающиеся творческие личности прежде всего были великими тружениками, обладали высокой работоспособностью. Нет особой необходимости подчеркивать, что без этого качества физически невозможно достижение поставленных Целей.
Работоспособность складывается из способности много работать и умения хорошо организовать свою работу.
Удивительной способностью много работать обладал известный русский геолог и писатель В.А.Обручев. За 70 лет творческой работы - более 44000 страниц написанных книг, статей, дневников, сотни учеников. Общая протяженность его геологических маршрутов превысила 30 тыс. км.
Рабочий день Ж.Верна на протяжении всей жизни составлял в среднем 16 часов. Когда его спрашивали, как ему удается сохранять столь высокую работоспособность, он искренне удивлялся: "Не надо меня хвалить. Труд для меня - источник единственного и подлинного счастья...



Это - моя жизненная функция. Как только я кончаю очередную книгу, я чувствую себя несчастным и не нахожу покоя до тех пор, пока не начну следующую. Праздность является для меня пыткой."
Известно, что Т.Эдисон и О.Хэвисайд могли сутками не выходить из своих лабораторий. И подобным примерам нет конца.
Такое фантастическое трудолюбие не дается от рождения, а, в первую очередь, есть следствие сильнейшей поисковой активности, высочайшей верности своей Цели. Оно развивается еще на стадии становления творческой личности, в процессе систематического самообразования, а в дальнейшем - непосредственно в процессе творческой работы.
Однако сама по себе способность много работать еще не означает высокой работоспособности в смысле ее продуктивности, мало что значит без умения хорошо организовать свою работу.
В настоящее время существует большое количество литературы, посвященной вопросам повышения эффективности своего труда. Поэтому лишь кратко остановимся на важных моментах.
Хорошая организация работ по достижению поставленной Цели невозможна без рационального планирования. Многие выдающиеся творческие личности уделяли этому первостепенное внимание. Планы достижения Цели должны быть конкретными, выполнимыми, поддающимися контролю за их выполнением.

О некоторых особенностях построения таких планов см. Приложение 3.
Для достижения Цели необходимо проделать большой объем работы. Следовательно, надо развивать в себе навыки рационального использования времени. Рассмотрим опыт некоторых творческих личностей по "сжатию" времени.
Известный зоолог А.А.Любищев разработал систему учета времени, помогающую стать хозяином своего времени. Все затраты времени он разделил на полезные (творческая работа, самообразование, выполнение служебных обязанностей), необходимые (сон, еда, личная гигиена, занятия физкультурой и т.п.), и на так называемые "отбросы времени" (собрания, совещания, поездки в транспорте, ожидание на остановках, на вокзалах и т.п.). В течение 56 лет он вел письменный учет этих затрат.
Систематический учет затрат времени позволяет:


а) обрести личный опыт объективной оценки затрат на различные виды деятельности, следовательно, строить реальные планы;
б) выявлять нерациональные потери полезных и необходимых затрат времени, сокращать их, постепенно устраняя причины потерь;
в) сокращать или полезно использовать "отбросы времени".
Простейший способ превращения "отбросов" в полезное время: сформировать пакет неспешных дел, проблем, которыми можно заниматься в подобный условиях. Так, А.А.Любищев в трамваях, в поездах, в ожидании приема врача, в очередях... изучил английский, немецкий и французский языки.
Дополнительно "спрессовать" время помогает прием совмещения. Суть его в том, что освоение новых знаний, необходимых, но вспомогательных навыков надо стремиться совмещать с основной творческой работой. То есть следует стремиться выполнять какую-либо работу таким образом, чтобы ее результаты оказались полезными сразу для нескольких целей.

Например, Любищев, будучи специалистом по насекомым, изучал немецкий язык по новому немецкому определителю насекомых.
* * * Задача N38:
Вы считаете себя занятым человеком? Попробуйте в течение всего одной недели провести полный учет затрат времени на все свои дела и увлечения. В конце недели сравните, какая доля времени расходовалась полезно.

Как соотносятся эти затраты с вашими планами на будущее? Подумайте, что следует изменить в вашем бюджете времени?
Подробнее с системой Любищева можно ознакомиться в повести Д.Гранина "Эта странная жизнь".
Анализ творческих биографий позволил выявить необычайно эффективный путь сокращения возможных потерь времени - принцип аккумуляции знаний. Суть его в том, что для достижения поставленной Цели необходимо стремиться использовать ВСЕ знания и навыки, обретенные ранее и обретаемые вновь, даже "посторонние", "случайные".
Вспомним уже упоминавшиеся примеры. А.Л.Чижевский сумел использовать все свое многообразие юношеских интересов для создания основ гелиобиологии. Многообразные детские и юношеские увлечения Ж.-И.Кусто - кино, литература, плавание, конструирование - все их он в дальнейшем направил на достижение поставленных Целей. И это в большой степени способствовало его успеху.

Тафономия создавалась И.А.Ефремовым на базе его обширных познаний в зоологии, палеонтологии, геологии, истории, философии.
Великий Чарли Чаплин вообще не планировал свои будущие фильмы: становился перед киноаппаратом, не имея даже набросков сценария, и на ходу начинал импровизировать. Колоссальная часть отснятого материала, нередко оригинального по замыслу, при этом шла в отход. И несмотря на такой "кошмарный" метод работы, он снял огромное количество замечательных фильмов. Как?!

Секрет был раскрыт в фильме английской телекомпании "Thames television" - "Неизвестный Чаплин": практически все забракованные сюжеты использовались в последующих фильмах.
Иными словами, у подлинной творческой личности, как у гоголевского Плюшкина, НИЧТО не пропадает даром.



Содержание раздела