Другие виды разрывов во временной линии не связаны с какими-то событиями в жизни человека и отражают тенденции личности разрывать траекторию своего развития в данной точке. Главным образом, это касается разрывов между прошлым и настоящим, настоящим и будущим. Временная линия, действительно, может образовывать трансспективу, понимаемую В. И. Ковалевым как некое временное образование, соединяющее в настоящем перспективу (будущее) и ретроспективу (прошлое) и дающее возможность "сквозного видения" и сквозного движения по образам в любом направлении, как из прошлого в будущее, так и из будущего в прошлое [65].
Ярким примером сквозной временной линии может быть следующая модель.
Испытуемый П. Линия прошлого составлена из образов, которые находятся в нижней половине пространства воображения (картины, прошлого с течением времени приближаются к испытуемому, постепенно поднимаясь, но никогда не доходят до средней линии); настоящее он видит перед собой в виде небольшой картины, а линия будущего удаляется вверх. Все образы находятся на одной прямой и представляют собой функцию от времени. Испытуемый легко визуализирует образы, как прошлого, так и настоящего и будущего.
Пространство "внизу" обычно представляется менее важным, личность "помещает" там картины второстепенных событий, образы мало значимых людей. Пространство "вверху", наоборот, привлекает повышенное внимание, сюда личность относит образы значимых людей и событий. Возможно, нисходящий или восходящий характер жизненной линии непосредственно отражается на временной линии. Линия, направленная вниз, носит нисходящий характер, линия, направленная вверх, носит восходящий характер.
Хотя, скорее всего, это не единственный способ выражения характера жизненной линии.
Таким образом, временная линия превращается в личностный вектор, наиболее ярко проявляющийся на линии будущего. Восходящий характер вектора будущего, как было показано в нашем исследовании, говорит о самоактуализирующейся личности (в терминах А. Маслоу), о гармоничном сочетании творческих и целе-волевых качеств, с одной стороны, личностных тенденций и запросов общества с другой. Человек с восходящим вектором будущего обладает творческими и интеллектуальными способностями, уверенностью в себе и своих силах, хорошей приспособленностью к обществу, общественным нормам и требованиям, самообладанием и высокой самооценкой.
К. А. Абульханова также связывает существование жизненной линии с самореализацией личности, ее саморазвитием. Однако понятие саморазвитие шире, чем понимаемая по А. Маслоу самоактуализация. Именно поэтому восходящий характер жизненной линии может выражаться на временной линии и другим способом, нежели направлением личностного вектора.
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Перспектива одно из важных понятий в личностной организации времени. Как мы уже отмечали, в рамках концепции лич-
ностной организации времени существует не одна перспектива, а несколько. При этом две перспективы: когнитивная и личностная, получают свое отражение на нашей модели. Что же касается жизненной перспективы, то, согласно основным положениям теории, она связана с жизненной позицией.
Как нам кажется, обе они больше связаны с сознательным уровнем организации психического, и поэтому в меньшей степени проявляются в языке пространственно-временных образных гештальтов.
По определению, когнитивная перспектива отражает способность личности предвидеть будущее, прогнозировать и структурировать его. В наших исследованиях способность к прогнозированию и планированию будущего проявлялась уже в момент построения временной линии. Некоторые испытуемые легко представляли картины будущего, и картины эти обладали четкостью и яркостью.
Другие испытуемые затруднялись в представлении образов будущего (имеются в виду случаи, когда человек испытывает сложности в визуализации практически всех образов будущего, а не какого-нибудь одного, ибо последнее может быть связано с планированием неприятного события). Образы будущего появлялись у испытуемого с большим трудом, часто спустя некоторое время, и были нечеткими, мутными, туманными.
Испытуемый И; 23 года. Отказывается представлять образы. будущего, мотивируя это тем, что "поскольку я не знаю детально, что там будет, как я могу это представить в образе.". При повторной просьбе экспериментатора ("мол, что бы ни случилось, умываться-то ты. все равно будешь" ) с большим трудом и спустя значительное время вообразил несколько нечетких картин.
Еще некоторое время спустя он отметил, что "от опыта остался очень неприятный осадок".
На момент обследования испытуемый находился на перепутье жизненного пути, он закончил вуз по не актуальной и теперь не интересной даже ему специальности и уже некоторое время находился без работы и без средств к существованию, что привело к развитию пессимизма.
Представление образов будущего характеризует когнитивную перспективу. Чем быстрее появляются образы будущего, чем они субъективно "более четкие и яркие", тем лучше разработана у данного испытуемого когнитивная перспектива. Чаще всего хорошая визуализация образов вела к структурированности линии будущего.
Поэтому показатель "структурированность линии будущего" также связан с существованием когнитивной перспективы, но в меньшей мере, чем предыдущий.
Испытуемый О., 23 года. Образы прошлого приближаются слева, настоящее видит перед собой, будущее представлено яркими большими картинами, постепенно поднимающимися вверх. Мето-
.„.. 117
дика'вызвала у испытуемого интерес, по завершении эксперимента он выразил настойчивое желание рассказать экспериментатору содержание своих видений. Этот испытуемый также закончил вуз. Но какая разница между двумя этими выпускниками!
Незадолго до эксперимента испытуемый О. участвовал в конкурсе, получил стипендию и поступил в аспирантуру в Америке, куда и собирался поехать через некоторое время.
Мотивационный компонент представлений о будущем (личностная перспектива) связан с особенностями уже выстроенной в воображении субъекта последовательности образов будущего. А способность построить эту последовательность была связана с когнитивной перспективой. Главной характеристикой личностной перспективы является показатель "сцепления" образов будущего. Сцепленной считалась такая линия будущего, если при попытке мысленно подвинуть один из образов остальные самопроизвольно приходили в движение и двигались за перемещаемым образом.
Соответственно, если остальные образы не двигались и перемещаемый образ двигался изолированно, то линия будущего считалась не сцепленной. Показатель сцепления линии будущего положительно коррелировал с такими личностными особенностями, как уверенность в себе, своих качествах, с социальной уверенностью, твердостью характера и приспособленностью к социуму, с целеволевыми характеристиками и образовательным уровнем испытуемых [23, 29].
Говоря о перспективе, невозможно не остановиться на представлениях испытуемых о продолжительности своей жизни и их отношении к смерти.
Исследователи часто полагают, что у каждого человека существуют представления о возможной продолжительности их жизни.