Маслоу) [82] и, наконец, с расширением сознания, интеграцией неосознаваемых сфер и выходом через бессознательное на более высокий уровень самоосознания (процесс индивидуации по К. Г. Юнгу, подробно рассмотренный нами в другой работе [24]).
Существуют, как минимум, два представления о жизненном пути творческих личностей и особенностях взаимоотношения творческой личности с социумом. С одной стороны, это взгляды гуманистических психологов (А. Маслоу, Г. Олппорт, К. Роджерс и др.), идеализирующих эти взаимоотношения, представляющих, во-первых, каждого человека потенциально творческой личностью, во-вторых, связывающих творческое развитие личности (самоактуализацию) с социальным ростом, эмоциональной и психологической зрелостью, возрастанием социальной адаптивности, уравновешенности, жизненного спокойствия и оптимизма.
С другой стороны, другими авторами подчеркивается противоречие между личностью, тем более творческой, и социумом: "между отдельным человеком, личностью, тем более яркой индивидуальностью и социальной действительностью всегда существует противоречие. Оно существует потому, что социум никогда не удовлетворяет потребностей индивида, а индивид никогда не отвечает требованиям социума" [1, с. 16].
Вероятно, просто существуют разные личности, одни развиваются в удивительной гармонии с социумом, другие противореча ему. Проведенное нами эмпирическое исследование выявило значительную зависимость между особенностями интрапсихического пространственно-временного континуума и некоторыми творческими характеристиками (творческий склад и творческая продуктивность по MMPI, дивергентный способ решения проблем и прогнозирующий способ планирования времени). Вообще творческие показатели коррелируют со многими характеристиками образной сферы, а именно со структурированностью линии прошлого, расхождением линии прошлого, расположением линии прошлого в левой области пространства воображения, расположением образов прошлого в верхней области пространства воображения, расхождением линии будущего, удаляемостью линии будущего и расположением линии будущего в верхней области пространства вооб-
ражения. В каждом описании творческий компонент играет свою роль, формируя общую характеристику личности.
Но особенно тесна связь творческих характеристик личности с двумя показателями организации пространственно-временного континуума, и оба этих показателя относились к будущему времени, т. е. были сопряжены с перспективами развития личности. Первый показатель это расположение вектора будущего в верхней области пространства воображения. Второй показатель последовательное увеличение размеров образов будущего и расходящаяся перспектива.
Наши данные дают возможность говорить не о творчестве вообще, а позволяют выявить разные типы творческих личностей, на необходимость чего указывал В. Н. Дружинин, предлагая в такой типологии соотносить показатели творчества и интеллекта [53]. Выделенные в наших исследованиях два способа представления восходящего характера жизненной линии можно связать с двумя типами творческих личностей. Первые из них располагают линию будущего в верхней части пространства воображения.
Вторые представляют расходящуюся линию будущего.
Для развития индивидуумов первого типа характерна тенденция к самоактуализации, понимаемой в терминах А. Маслоу как процесс последовательной реализации всех своих возможностей и способностей и становление здоровой, эмоционально и психологически зрелой, великолепно социально адаптированной, уравновешенной и оптимистичной личности. Недаром расположение линии будущего в верхней части ПВК входит в кластер целеволевых характеристик и положительно коррелирует с такими шкалами MMPI, как самообладание, уравновешенность, уверенность в себе и своих силах, приспособленность к обществу, высокая самооценка. У представителей этого типа наряду с творческими способностями высокое развитие получают показатели интеллекта: расположение образов будущего вверху коррелирует как с творческими характеристиками (творческий склад и творческая продуктивность), так и интеллектуальными (интеллектуальная активность).
Дивергентное мышление это мышление, "идущее одновременно в различных направлениях", оно варьирует способы решения проблем и может привести к неожиданным выводам и следствиям, в то время как конвергентное мышление проявляется в том случае, когда человек решает задачу, требующую от него на основе множества различных начальных условий выбрать единственно верное решение [144].
Показатель "расходящаяся линия будущего" в наших исследованиях образовывал собственный кластер, кластер дивергентных характеристик, куда наряду с ним входили: дивергентный способ решения проблем и прогнозирующий способ планирования будущего (составление нескольких вариантов плана). Расхождение линии будущего в наших исследованиях коррелировало также с творческими шкалами MMPI: творческий склад и творческая продуктивность, и шкалами, говорящими о чувствительности и социальной дезадаптации. Следует отметить отсутствие корреляций между расхождением линии будущего и показателями интеллекта, во всяком случае определенными по тесту MMPI.
Мы определили параметр расхождения линии будущего как одну из временных характеристик дивергентного мышления. Мышление же вообще (конвергентное или дивергентное) это все-таки нечто большее, чем только способ решения проблем или способ планирования будущего, изучаемый в нашем исследовании. Поэтому, определяя с помощью нашей методики то, как конвергентным или дивергентным способом представляет свое будущее испытуемый, мы можем судить о предпочитаемом способе мышления данного испытуемого в отношении к будущему, но, безусловно, не можем делать о его способе мышления вообще.
Можно представить высокотворческую личность с дивергентным мышлением, нисколько не ориентированную на будущее (если такое, конечно, возможно), вероятнее всего, у нее будет сходящаяся линия будущего, что никак не умаляет ее творческих достижений.
Развитие индивидуумов при наличии расходящейся линии будущего предположительно близко к описанному К. Г. Юнгом процессу индивидуации [134]. Выше мы проанализировали представления о продолжительности своей жизни у индивидуумов с расходящейся и сходящейся перспективой. Испытуемые с расходящейся линией будущего более склонны распространить творческий период своей жизни до самого ее конца, который, в свою очередь,
ражения. В каждом описании творческий компонент играет свою роль, формируя общую характеристику личности.
Но особенно тесна связь творческих характеристик личности с двумя показателями организации пространственно-временного континуума, и оба этих показателя относились к будущему времени, т. е. были сопряжены с перспективами развития личности. Первый показатель это расположение вектора будущего в верхней области пространства воображения. Второй показатель последовательное увеличение размеров образов будущего и расходящаяся перспектива.
Наши данные дают возможность говорить не о творчестве вообще, а позволяют выявить разные типы творческих личностей, на необходимость чего указывал В. Н. Дружинин, предлагая в такой типологии соотносить показатели творчества и интеллекта [53]. Выделенные в наших исследованиях два способа представления восходящего характера жизненной линии можно связать с двумя типами творческих личностей. Первые из них располагают линию будущего в верхней части пространства воображения.
Вторые представляют расходящуюся линию будущего.
Для развития индивидуумов первого типа характерна тенденция к самоактуализации, понимаемой в терминах А. Маслоу как процесс последовательной реализации всех своих возможностей и способностей и становление здоровой, эмоционально и психологически зрелой, великолепно социально адаптированной, уравновешенной и оптимистичной личности. Недаром расположение линии будущего в верхней части ПВК входит в кластер целеволевых характеристик и положительно коррелирует с такими шкалами MMPI, как самообладание, уравновешенность, уверенность в себе и своих силах, приспособленность к обществу, высокая самооценка.