Кроме этого, на уровне образных гештальтов можно изучать субъективные представления испытуемых о длине перспектив, т. е. о продолжительности их жизни. У части испытуемых продолжительность их жизни буквально "запрограммирована" на уровне пространственно-временных образных гештальтов. Картины будущего времени такими испытуемыми представляются все меньших и меньших размеров, достигают, наконец, размера точки и далее не представляются вообще или же представляются с большим трудом, причем образ самого индивидуума в них отсутствует. У других испытуемых представление о предполагаемой продолжительности жизни отсутствует, что накладывает ограничение на методику А. А. Кроника. Особенно это касается расходящихся перспектив, которые принципиально не сводимы в точку.
Индивидуумы с таким будущим на вопрос о возможной продолжительности жизни отвечают или очень неопределенно, или парадоксом.
Временные ориентации индивидуумов носят интегральный характер и включают в себя несколько показателей временной линии:
расположение образов времени в значимых областях пространства воображения (вверху или впереди), величина образов, их яркость, наличие цвета и движения, а также скорость визуализации.
При изучении развития личности во времени в нашем исследовании было выявлено два способа творческой организации жизни. Для первого типа характерно сочетание творческих, интеллектуальных качеств и показателей социальной адаптированности; представители этого типа строят свою жизнь в большей или меньшей гармонии с социумом и развиваются путем, близким к описанной А. Маслоу самоактуализации. Им было свойственно представлять линию будущего в верхней части пространства воображения. Для второго типа характерны общая креативность и дивергентное мышление; представители этого типа отличаются большей или меньшей степенью социальной дезадаптации, склонны к интроверсии, их развитие ближе к описанному К. Г. Юнгом процессу индивидуации.
На уровне образных гештальтов они представляли расходящуюся линию будущего. При этом данные способы не являются взаимоисключающими, они могут сочетаться, приводя к увеличению разнообразия творческих и нетворческих личностей.
2. РОЛЬ НЕОСОЗНАВАЕМОГО В СПОСОБАХ ЛИЧНОСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ
В предыдущем исследовании основным предметом явился способ воспроизведения, воссоздания в образной неосознаваемой сфере личности ее жизненных глубинных событий переживаний, не всегда доступных и интроспекции самого субъекта, и исследователю, а также преобладание в ее жизни прошлого, настоящего и будущего и их разнообразные способы связи, образные эквиваленты жизненной линии, когнитивных и личностных перспектив. В нем получили доказательство две основные теоретически сформулированные гипотезы нашей концепции личностной организации времени выделение и структурирование жизненного пути как жизненной линии (и ее характеристик) и выделение когнитивной и личностной перспектив. Самым сильным моментом этого доказательства явилось то, что эти структуры выявились через характеристики образной, т. е. неосознаваемой сферы личности, причем в четких, объективно измеряемых параметрах.
Было доказано и то, что неосознаваемая образная сфера воплощает и воссоздает и характер жизненного пути, и некоторые особенности творческих типов личности.
Образные гештальты, выявленные Т. Н. Березиной, обнаружили, как на неосознаваемом уровне происходит структурирование жизненного пути, и личность, отрываясь от своего прошлого, неосознанно "ломает", "разрывает" жизненную линию, придавая ей восходящий или нисходящий характер. Однако важно отметить, что этот неосознаваемый уровень характеризует личность не как субъекта, сознательно и активно организующего время жизни, но как субъекта, "логика" жизни которого оформилась, отложилась в виде некоторых непроизвольных временных ориентации.
Исследование Н. Ю. Григоровской не имеет своим прямым предметом соотношение времени личности и ее жизненного пути, можно сказать, что оно, скорее, имеет это соотношение своим результатом. На первый взгляд, она концентрируется на временной организации личности как таковой, а не на организации личностью времени жизни. Но сам способ построения модели исследования оказывается таким, что выявляет интегральную, отлившуюся в самой личности способность к организации времени жизни и деятельности.
Можно сказать, что исследовано многопараметральное отношение личности и времени (и именно времени жизни) и ее способность (в типологических разнообразных вариантах) к организации этого времени. Тем самым модель ретроспективна (отношение уже сложилось в предшествующей жизни) и перспективна одновременно поскольку способность это проекция, потенция, ресурс. Эпицентром модели и основной категорией явилась само-
реализация личности, т. е. детерминирующая тенденция (выражаясь терминами Аха) личности к объективации.
В исследовании Н. Ю. Григоровской (1999 г.) была построена и эмпирически проверена модель множественных временных параметров: сознательного (когнитивного и рефлексивного), мотива-ционно-личностного, неосознаваемого эмоционально-смыслового и действенно-практического. Исследовался комплекс, составляющий отношение человека ко времени, включающий способы планирования времени деятельности (и субъективные рефлексивные представления о них); несознаваемые, но доступные вербализации понятия, ассоциации; бессознательные "образы", "метафоры"; даже телесные временные "проблемы".
Опишем подробнее методы и эмпирическую базу исследования. "В эксперименте принимали участие 140 мужчин и женщин, средний возраст тридцать лет.
1. Для исследования способа, каким личность проявляет себя во времени, использовался Организационный тест, моделирующий процесс реальной организации времени, и специальный двухминутный тест на самореализацию.
2. Для получения субъективных показателей, связанных с оценкой людьми своей способности к планированию и его особенностями (долгосрочностью, системностью, гибкостью, ориентацией на выполнение в срок и пр.), применялся разработанный автором опросник (на базе методики О. В. Кузьминой "Временные ценности личности" и опросника планирования времени В. Ф. Серенковой).
3. Для выявления других личностных параметров использовались опросник для измерения потребности достижений Ю. М. Орлова, шкала самооценок личностной тревожности Ч. Спилбергера, метод исследования уровня субъективного контроля.
4. Для изучения неосознаваемых временных особенностей анализировались показатели образной сферы (вербальные и графические): ассоциации на слово "время", графическое изображение времени, а также образы и метафоры, с помощью которых респондентом выражались смысл, суть и действие времени.
5. Уровень рефлексии (времени и способов планирования) определялся анкетой, специально разработанной автором; учитывались и определения времени, которые давали испытуемые, и их комментарии к графическим рисункам.
6. Для определения специфических "проблемных" телесных зон, связанных с условиями самореализации личности во времени, использовался тест "Нарисуй фигуру человека" в интерпретации телесно-ориентированной психотерапии" [43, с. 5-6].
В результате обработки полученных данных было выявлено шесть важнейших комплексных факторов:
"1-й фактор своеобразной организационной способности личности, т. е. способности к планированию деятельности, представляющей собой интегральное качество, включающее гибкость, системность, нестандартность мышления, мотивацию достижения, общую интернальность (и даже выявленную в силу особенностей методики способность к руководству группой);
2-й фактор основных типообразующих критериев, позволивших выделить три типа (о чем ниже подробнее);
3-й фактор успешности субъективного планирования;
4-й фактор выраженности телесных "временных" проблем;
5-й фактор сквозных характеристик, связанных с контрастностью сознательного и бессознательного уровней;
6-й фактор дивергентных стратегий, включающих ориентацию на будущее, гибкость планирования, способность к предвидению, внутреннюю детерминацию времени и т. д.".
В результате сопоставления этих факторов, на наш взгляд, были выделены общие функциональные роли комплексов первоначально выделенных параметров. 1. "Инструментальный", операциональный механизм личностной организации времени обеспечивается способностью к планированию (его долгосрочностью, системностью), локусом контроля и рефлексией времени. 2. Стратегии самореализации во времени обеспечиваются способностью планирования, рефлексией времени (как ментальной стратегией) и ин-тернальностью (как мотивационно-личностной стратегией).
3. Бессознательная сфера личности, выявленная через разнообразные вербальные ассоциативные, метафорические и образные (графические) данные, квалифицирована Н. Ю. Григоровской как специфический ресурс, резерв личности в ее отношении ко времени и в конечном итоге самореализации в жизни.
Но главное достижение в работе Н. Ю. Григоровской это разработанная ею типология темпоральных особенностей личности по материалам, полученным с помощью оригинальной методики изучения неосознаваемых временных характеристик испытуемых (методика Н.