d9e5a92d

Главное, не спешить


<

p>возможностях. Чтобы расширить границы вашего собеседника, попробуйте спроситьего: "А что бы случилось, если бы вы изменили это убеждение?", "А что случилосьбы, если бы вы поверили, что возможно заработать большие деньги честным путем?".Еще один подходящий вариант: "А что удерживает вас от того, чтобы сделать это?",например "А что удерживает вас от того, чтобы не помогать родителям/дневать иночевать на работе?".Что могут дать эти вопросы? Самый разный результат! Порой при таких вопросахможет выясниться, что человек не столько "не может заработать большие деньгичестным путем", сколько "не хочет зарабатывать большие деньги честным путем".Частенько модальные операторы используют для того, чтобы вызвать у другогочеловека чувство вины.

Например, начальник говорит: "Тебе следует сегоднязадержатся подольше на работе"/"Ты должен взять с собой работу на выходные". Нестоит поддаваться такому давлению. Просто спросите в ответ: "А что случится,если я не задержусь сегодня на работе и не возьму работу с собой на выходные?"Еще одна функция модальных операторов мотивировать свои поступки или побудитького-то к действию.Например: "Извините, я должна идти домой" звучит более корректно и убедительно,чем "Извините, я иду домой". Или "Ты просто обязан заняться живописью. Ты неможешь зарывать свой талант" скорее подвигнет человека на занятия живописью, чемпростое: "Займись живописью".Важные опущенияОпущения в речи используются чрезвычайно часто и продуктивно.

Самые простые изних происходят тогда, когда ваш собеседник не сообщает вам информацию очеловеке, предмете или отношении.Например, говорит: "Я одинок" или "Я не знаю", "Я переживаю" и т.д.Какие же виды опущений мы употребляем в своих разговорах и как они влияют на ходбеседы?1. Отсутствие референтного индексаРеферентный индекс это человек, который производит или над которымпроизводится описываемое действие. Его всегда легко опознать по наличию типичныхслов, вроде: "кто-то", "они", "оно", "никто", "эта/этот". При этом вашсобеседник не определяет субъект действия.Например: "Меня никто не слушает", "Это никого не волнует", "Это неслыханно!".Чтобы внести ясность и бросить вызов такой речевой модели, спросите: "Кто именновас не слушает? Кого именно это не волнует?

Что именно неслыханно?" Это поможетустранить неясность и недосказанность в разговоре.2. Неспецифические глаголыОни служат для описания неясного и неконкретного действия. Когда кто-топроизносит такие неспецифические глаголы, мы не можем представить себе никакойясной картины.

Яркий пример слова "огорчать", "обижать", "вредить", "заботиться"и т.д.Так, например, когда кто-то говорит вам: "Ты обо мне не заботишься", вас этолишь сбивает с толку (ведь вы понятия не имеете, какое значение человеквкладывает в неспецифический глагол "заботиться"). Точно так же, если подругаговорит вам: "Я разошлась с мужем, потому что он очень обидел меня", выпредставления не имеете, почему они разошлись. Ведь глагол "обидел" можетподразумевать все, что угодно: ударил, нагрубил, изменил и т.д.Чтобы восстановить полную картину событий, стоит задать вопрос: "Как именно?""Я огорчаю своих родителей". "Как именно ты это делаешь?"3. Неполные сравненияПри неполных сравнениях человек всегда опускает стандарт, с которым он савниваетлюдей, события или явления. Яркими признаками неполных сравнений являются слова:"больше-меньше", "лучше-хуже" и т.д.Например, вы говорите другу: "Она очень красива" (но это согласно вашемувнутреннему мироощущению).

Получается, при этом вы сравнили ее со своимподсознательным эталоном красоты и выдали резюме: "она красива".Как-то ко мне за консультацией обратилась женщина, чья семейная жизнь уже давноне клеилась. Судя по ее словам, она была замужем за очень агрессивным человеком,для которого в порядке вещей было оскорбить ее, а то и ударить. Когда япоинтересовалась, зачем она терпит подобное обращение, женщина сказала:"Понимаете, мой муж очень богат.



Наверное, я покажусь вам чересчурмеркантильной, но у меня дети. Мне хочется обеспечить им достойноесуществование. По крайней мере, они живут в роскоши, и это служит мнеутешением". Ее слова показались мне несколько странными (сама она отнюдь непроизводила впечатление жены обеспеченного человека), но я не стала спорить.Как-то раз спустя пару месяцев мне довелось увидеть ее супруга. По правдеговоря, сначала я не поняла, что это и есть ее "богатый муж".

Подумала,наверняка какой-то бедный родственник. Это был лысеющий дяденька средних лет встаромодной спортивной куртке, на сильно подержанной иномарке, годов эдаквосьмидесятых. Сначала я удивилась.

Но потом подумала, что это и есть идеальнаяиллюстрация "неполных сравнений". Человек, который в моем понимании и по моиммеркам был "бедным родственником", в глазах своей жены был "богатым мужчиной",на иномарке.Во избежание таких разночтений стоит сразу стараться установить некие стандарты,по которым другой человек проводит сравнение. Для этого можно спросить: "Что выимеете в виду под словом богат/умен/красив?

Богат/умен/красив по какимстандартам?"Если вам говорят что-то вроде: "У тебя получается хуже всех", ответьте: "Это покаким стандартам?"Как вы уже, наверное, убедились, мало кому из нас удается "фильтровать" своюречь. Все мы допускаем многочисленные неточности в речи. Однако теперь вызнаете, какие именно тонкости языка могут привести к непониманию и разночтениям.Используйте их с умом в своих целях. А если кто-то пытается обернуть силу языкапротив вас, бросайте ему вызов и побеждайте в споре с помощью приведенных вышевопросов-подсказок. Конечно, поначалу вам может показаться, что нелегкозапомнить сразу такое количество речевых ловушек.

На самом деле довольно скоровы сначала научитесь замечать эти самые ловушки, а потом логически вспоминать,как их разрушать.Помните, важнее всего видеть и обезвреживать искажения! На втором месте постепени важности идут обобщения, и наконец наиболее безобидными являютсяопущения!Практическое заданиеНа этой неделе попробуйте последить за своей речью, а также за речью своихродных и друзей. Внимательно вслушивайтесь и отмечайте про себя, когда кто-тоиспользует в своем языке приведенные выше нарушения. Если вам удастсявспомнить, как нужно отвечать на то или иное нарушение, не стесняйтесьответить.

По крайней мере, вы сможете наглядно увидеть, как работаетлингвистическое мастерство.Неуязвимый, или что делать, когда тебя критикуют?Зная, к каким языковым тонкостям и хитроумным приемам может прибегать вашоппонент, вы легко сможете продумать и сделать свои ответные ходы. Несколькослов, бьющих не в бровь, а в глаз, мигом приведут вас в дамки. На самом делестать профессиональным оратором (или профессиональным спорщиком, кому как большенравится) не так уж сложно.Согласно одному из основных законов НЛП вы всему можете научиться с первой жепопытки. Соответственно, если раньше во время бурной дискуссии вы постоянночто-то неубедительно мямлили, то теперь, зная некоторые НЛП-хитрости, вы легкоможете победить в споре. Говорить четко, аргументированно и убедительно, искуснопарируя выпады оппонента.

Главное, не спешить. Спокойно выслушайте собеседника,дайте себе время обдумать ответ и говорите. Говорите, говорите, говорите.

У васвсе получится.Однако спор или дискуссия еще не самая сложная форма коммуникации. Даже есливаш соперник опытный коммуникатор, вы всегда сможете победить в споре или спомощью здравого смысла, или с помощью железной логики, или благодаря чувствуюмора, или уж на худой конец с помощью громкого голоса и кулаков.Другое дело, когда вас критикуют. Мало кто из людей умеет адекватно реагироватьна критику. Обычно встречаются несколько крайностей. Либо мы полностьюсоглашаемся с невысокими оценками своих способностей и проникаемся искреннимубеждением, что мы мало на что годны.

Либо наоборот, начинаем оспаривать: "Да тыпросто ни черта в этом не смыслишь! Да я талант! Моя идея гениальна.

Просто тебене хватает мозгов, чтобы ее оценить!" И то и другое одинаково бессмысленно ибесполезно.Между тем тот человек, который научится адекватно реагировать на критику, будетобладать огромными ресурсами. Ведь он сможет контролировать сиюминутныенегативные эмоции и извлекать из критического отзыва полезную для себяинформацию, которая позволит ему преуспеть.



Содержание раздела