d9e5a92d

Модели психотерапевтического совершенства


В качестве "моделей психотерапевтического совершенства" Гриндер и Бэндлер выбрали трех выдающихся психотерапевтов. Кудесника исцеляющих вопросов, основателя гештальт-терапии Фрица Перлза. Уникального психотерапевта, признанного "разрешателя" безнадежных семейных взаимоотношений Вирджинию Сэтир.

И необыкновенного гипнотизера, создателя совершенно новой школы гипноза Милтона Эриксона.
Немного позднее в число этой моделируемой "святой троицы" вошел еще один человек английский антрополог, а также специалист по коммуникации и теории систем Грегори Бэйтсон. И может быть, даже не способы действий, но принципы мышления и идеи
этого выдающегося ученого сделали нейролингвистичес-кое программирование тем, чем оно есть сейчас системным знанием о возможностях человека.
Однако в основе все-таки и прежде всего была практика. Изначально ни Гриндер, ни Бэндлер не собирались создавать новую школу терапии. Они просто хотели определить приемы и способы, применяемые выдающимися психотерапевтами, дабы изучить их самим и передать другим. Ни Джона, ни Ричарда не интересовал вопрос создания некой единой теории они всего-навсего отбирали модели успешно работающей на практике терапии. Да и о какой единой теории могла идти речь, если все выбранные ими великие психотерапевты относились к различным теоретическим школам и просто, что называется, были яркими индивидуальностями!

Однако по мере моделирования деятельности Перлза, Сэтир и Эриксона остановилось все более ясно, что эти, так сильно отличающиеся друг от друга, психотерапевты используют удивительно похожие приемы и способы воздействия на пациентов. И однажды (по прошествию нескольких лет) количество (как ему и положено по законам диалектики) перешло в качество. Весной 1976 года Гриндер и Бэндлер скрылись от окружающих в небольшом бревенчатом домике в горах неподалеку от Санта Круз.

И после 36-часового мозгового штурма, собрав и выстроив все, что они узнали, два этих тогда еще молодых человека откупорили бутылку вина и спросили сами себя: как мы это назовем?
Смысл названия "НЛП". И родилось теперь уже знакомое вам, но все-таки не очень удачное (хотя бы в силу своей громоздкости) словосочетание "нейролингвисти-ческое программирование". Неудачность его, пожалуй, более всего заключается в том, что большинство в первый раз услышавших этот термин людей начинает думать, что НЛП это либо что-то из неврологии, либо нечто из лингвистики, либо вообще относится к компьютерному программированию.

А ведь согласно все тем же Дж. О'Конно-
ру и Дж. Сеймору в их книге "Введение в НЛП", в основе создания этого названия лежали три очень простые, но весьма важные идеи, четко выражающие суть НЛП. Часть "ней-ро" представляла воистину фундаментальную (шутка!) идею о том, что любые поведение и деятельность имеют своим началом чисто неврологические процессы в наших собственных голове и теле. "Лингвистическая" часть напоминала о том, что язык дан нам не только для того, чтобы показывать его лечащему врачу (еще одна шутка), но и для того, чтобы организовывать и упорядочивать наши мысли и действия, а заодно и вступать в общение с другими людьми.

Ну а часть "программирование" просто указывала на способы (программы), с помощью которых мы организуем себя (а мозг нас), дабы получить какие-либо результаты.
Не старайтесь пока разобраться в вышеизложенном по НЛП все это скоро станет вам простым и понятным самым естественным образом (если вы, конечно, дочитаете до конца эту книгу). Завершая же изложение истории нейролингвистического программирования, просто сообщу вам, что в 1977 году Гриндер и Бэндлер провели в Америке серию очень успешных семинаров. И оттого именно этот год полуофициально считается годом рождения НЛП.
Практическое применение нейролингвистического программирования. В 1997 году НЛП отметило свое Двадцатилетие. Не слишком большой срок даже в масштабах короткой человеческой жизни.

Но я не знаю ни одной науки, которая развивалась бы столь стремительно. И так решительно осваивала бы все новые области человеческой деятельности, дабы довести их до блеска и совершенства. Упомянем только три из этих областей психотерапию, обучение и медицину.


Если говорить о психотерапии, то о том, что ней-ролингвистическое программирование это изначально (по методам и истории создания) эффективная психотерапевтическая практика, вы уже знаете. Но даже
не подозреваете о том, насколько она эффективна. В ортодоксальной психотерапевтической науке существуют вполне определенные представления о сроках лечения пациентов. Под краткосрочным в ней понимается ну очень быстрое исцеление пациента примерно за тридцать сеансов. Так вот, в нейролингвистическом программировании для решения весьма серьезных проблем человека в среднем тратится три сеанса!

А избавление от некоторых неприятностей типа психотравм и возникающих на их почве фобий (от аварий до изнасилований) вообще делается за один сеанс! Ну а буде "все болезни от нервов", то в контексте нашей книги психотерапевтическая часть НЛП нам очень и очень пригодится... Никогда не забуду свою первую пациентку шестидесятилетнюю женщину, у которой после шунтирования мозга "во избавление" от мозговой водянки наступила совершенно черная "сухая" депрессия без мыслей, эмоций и чувств, если не считать одного-единственного желания: скорее бы умереть.

Ко мне тогда еще начинающему энэлперу она обратилась просто от отчаяния, так как многомесячное лечение у психиатров и невропатологов ничего не дало. Для того чтобы "возродить ее к жизни" (это ее, а не мои слова), мне понадобилось пять сеансов...
В области обучения (не педагогики, а именно обучения причем чему угодно) нейролингвистическое программирование также успело себя зарекомендовать с наилучшей стороны особенно по части "эффективной краткосрочности". Приведу одну только историю, подтверждающую вышесказанное.
В книге "Исцели свое тело" Л. Хэй описывает, как Э. Робине, Мастер НЛП, однажды пришел к некоему йогу, обучавшему огнехождению (знаете, наверное, что есть такие чудаки, которые бегают по горящим углям и при этом, как ни странно, не получают никаких ожогов), и поинтересовался, за какое время он мог бы научиться этому своеобразному искусству. На что йог ответствовал, что для
того, чтобы пройти хоть раз по углям, потребуются годы тренировок и медитаций. Такого времени у Робинса не было, и тогда он то ли уговорил, то ли попросту "купил" этого йога на несколько часов индивидуальной работы. Все это время он посвятил не обучению огнехождению, а моделированию этого действительно любопытного процесса.

И вскоре спокойно прошел по раскаленным углям, а чуть позднее открыл семинар, на котором всего за полдня обучал всех желающих шлепать босиком по этой, мягко говоря, малокомфортной поверхности. Но если Э. Робине с помощью нейролингвистического программирования обучил сначала свой, а потом уже и чужие организмы индифферентно-равнодушно реагировать на столь болезненные условия, сохранять здоровье своих ступней в невыносимой и чреватой сильнейшими ожогами ситуации, то не кажется ли вам, что точно так же можно смоделировать и иной, когда-то знакомый вам физиологический процесс ваше собственное здоровье? Которое все мы основательно подутрачиваем от обжигающего воздействий нашей нелегкой жизни...
Собственно, в последнем абзаце, весьма лихо играя словами, я подвел вас к третьей области НЛП-совершенствования не столько даже медицине, сколько восстановлению здоровья, исцелению от пусть даже очень тяжелых болезней. Распространяться об этом не буду в конце концов именно программам психосоматического исцеления и посвящена эта книга. Ну а что касается примеров, то надеюсь, что приведенные в начале этой книги описания излечения такой смертельно опасной болезни, как рак, оказались достаточно убедительны.

Так что я закрываю тему о возможностях нейролингвистического программирования и приступаю к ответу на вопрос о причинах этих возможностей.
Но прежде несколько упражнений, которые я настоятельно рекомендую вам проделать (так же как и все остальные). Проделать, несмотря на то, что некоторые
из них покажутся вам странными и не имеющими прямого отношения к волнующему вас предмету вашему драгоценному здоровью. Дело в том, что сущность рекомендуемой мною системы психосоматического исцеления как раз и заключается в специально разработанной системе упражнений. А результат воздействия этой самой системы целиком и полностью определяется тем, насколько последовательно и тщательно вы упражнялись. Без выполнения упражнений влияние от изучения этой книги на ваше здоровье будет примерно таким же, как воздействие беглого прочтения руководства по каратэ, ушу или айки-до на ваши навыки самозащиты. То есть, мягко говоря, незначительным.

Так что отложите все в сторону и приступайте к упражнениям.
Упражнение 1.
Вспомните обо всех случаях психосоматических исцелений, о которых вы слышали и читали (или которые видели собственными глазами). Воссоздайте как можно больше деталей этих исцелений. И расскажите о них кому-нибудь доброжелательному и не скептичному, предварив или закончив свое сообщение теоретическим обоснованием с точки зрения нейросоматичес-кого контура, проблемы Веры и Языка, а также Думающего и Доказывающего.



Содержание раздела