d9e5a92d

Репрезентативные системы и нлп-коммуникации


взаимодействии с самим собой ("тихо сам с собою я веду беседу") и "на выходе", и "на входе" будут присутствовать одни и те же параметры репрезентативных систем. Однако когда я начал описывать техники НЛП-исцеления, оказалось, что многие из них просто требуют наличия знаний о репрезентативных системах и ключах доступа. Так что воленс-ноленс мне пришлось обратиться к этой теме еще и потому, что все-таки, все-таки, все-таки я верю, что эту книгу будут читать не только больные, но и врачи.

А уж им без элементарных знаний о НЛП-коммуникации просто не обойтись...
Репрезентативные системы как модели восприятия. Итак, репрезентативные системы. В нейролингвистичес-ком программировании под этим подразумеваются просто-напросто индивидуальные (индивидуальные!) модели восприятия и принятия того, что передают нам наши органы чувств. Известны пять основных способов, с помощью которых мы познаем окружающий мир: зрение, слух, ощущения, вкус и запах.

Наиболее важны первые три из них визуальный (V), аудиальный (А) и кинестетический (К) каналы получения информации, а также четвертый, свойственный только людям (а не всему прочему живому): логический, или иначе, дискретный (Д) формулы, графики, схемы и тому подобные достижения человеческого разума. Итого получается четыре репрезентативных системы: визуальная, аудиальная, кинестетическая и дискретная (УАКД), которыми естественно пользуется в своей жизни любой человек. Однако в том-то и дело, что только одна из них является для него предпочитаемой своей, родной, понятной, любимой и близкой.

И именно поэтому всех живущих на земле людей специалисты по НЛП подразделяют (весьма условно!) на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов.
Обясню все это более подробно, так как по опыту тренингов знаю, что эта в общем-то простая информация почему-то не всегда сразу "доходит".
Итак, окружающий мир предстает перед нами в виде образов (V), звуков (А) и ощущений (К). Соответственно, познавая этот мир, мы его видим (V), слышим (А) и чувствуем (К). По мере вступления в более сознательные возрастные категории мы об этом мире можем еще и прочитать, заодно изучая его по глобусу или карте (дискретный канал Д). Запечатлеваясь в нашем мозгу, все тот же окружающий мир его слепок опять-таки предстает в виде образов (V), звуков (А), ощущений (К) и слов/схем (Д) (можете сколько угодно рыться в своей собственной голове все равно не найдете ничего, кроме этого вот УАКД).

Думаю, что это понятно. А теперь о гениальном открытии энэлперов, до которого в принципе могли бы дойти и вы сами. Как известно, люди не равны в своих способностях у кого-то что-то получается лучше, а у кого-то хуже.

Так почему не предположить, что и их способности познавать мир с помощью "вижуслышу чувствую читаю/изучаю" тоже не равны! И среди этих четырех каналов восприятия у каждого из нас есть один излюбленный, лучше всего освоенный и наиболее часто используемый (или V, или А, или К, или Д). Тот, который и называется в НЛП предпочитаемая репрезентативная система.
Проявление репрезентативных систем в жизни людей. Знали бы вы, сколь многое следует из того факта, что всех нас по признаку предпочитаемой репрезентативной системы, условно можно подразделить на визу-алов, аудиалов, кинестетиков и дискретов. Ведь это один из самых мощных "фильтров", определяющих нашу "карту". А так как "карта" задает характер жизнедеятельности человека, то и жизнь, и судьба кинестетически, визуально, аудиально и дискретно ориентированных индивидов во многом создается этими их генетическими предрасположенностями (в настоящее время принято считать, что предпочитаемая репрезентативная система это врожденное образование). "На старте" жизнь визуалов, аудиалов и кинестетиков складывается при-
мерно одинаковым образом. Вас интересует, почему среди вышеперечисленных нет дискретов? А потому, что ими не рождаются, а становятся как правило, в результате сильной психотравмы, которая как бы отрезала какой-либо из каналов, а то и все сразу.

Эти несчастные дети в буквальном смысле увидели (видели), услышали (слышали) или ощутили (чувствовали) что-то такое, что их нервная система оказалась не в силах "разжевать", "проглотить" и "переварить" (пищевая аналогия, которую ввел Ф. Перлз, здесь вполне уместна). И их же собственный мозг "обезопасил" им жизнь, превратив образы, звуки и ощущения окружающего мира в нетревожащие, отстраненные и отчужденные схемы...


Итак, стартуют все одинаково. Потому что свободны в выборе способа познания мира. И визуалы его с интересом наблюдают, аудиалы вслушиваются в окружающее и с удовольствием слушают рассказы о нем, а кинестетики "щупают" столь близкую им предметную среду (если одну и ту же вещь последовательно дать визуалам, аудиалам и кинестетикам, можно увидеть, что первые будут ее рассматривать, вторые попросят рассказать о ней, а третьи начнут ее ощупывать и попытаются разобрать "на детали").
Равенство представителей трех (нет, уже четырех) типов кончается в школе, ибо большинство преподаваемых там предметов носит преимущественно визуально-дискретный характер. Уже в первых классах отстают, а после переходят в аутсайдеры учебного процесса кинестетики им ведь почти ничего не дают пощупать, а только все рассказывают и показывают. Чуть дольше Держатся аудиалы в основном за счет повествовательной части изучаемого предмета.

Однако с переходом в старшие классы "сдаются" и они, а первенство в успеваемости обретают быстро схватывающие все глазами визуалы и вечные "ботаны"-дискреты именно последние чаще всего и бывают круглыми отличниками.
А потом школа заканчивается. Наступает время выбора жизненного пути. Области деятельности. Профессии. Естественно, что от того, насколько эти самые путь, область и профессия будут совпадать по характеру используемой информации (визуальной, аудиальной, кинестетической и/или дискретной) с предпочитаемой репрезентативной системой осваивающих их человека, в очень сильной степени зависят его успешность и эффективность.

Например, везде, где нужно что-то рассказать или кого-то уговорить, лучше всего справляются аудиалы. Естественно также, что из них быстрее и проще получаются музыканты и композиторы. Так же, как из визуалов художники и кинофотооператоры.

Дискреты незаменимы в абстрактно-теоретических дисциплинах, а кинесте-тики везде, где для того, чтобы добиться успеха, нужно что-то сделать руками (между прочим, если хорошие художники, как правило, визуалы, то среди скульпторов встречается масса кинестетиков), попробовать на вкус (дегустаторы) или даже понюхать (специалисты по запахам).
Различия между визуалами, аудиалами, кинестетика-ми и дискретами проявляются и в том, как они реагируют на стресс. Визуалы предпочитают роль "обвинителя", обличающего других во всех смертных грехах и, кстати, принимающего соответствующую случаю агрессивную позу. Аудиалы стараются либо отстраниться от неприятностей (реже), либо (куда чаще) принять роль "отвлекателя" например, во время конфликта они могут неожиданно прервать оппонента, спросив, сколько времени, или просто улизнуть, сославшись на что-то важное.

Кинестетики предпочитают роль "умиротворителя" и конечно, если их не задели "за живое" стараются как-то сгладить разногласие, извиниться или попросить прощения. Ну а дискреты немедленно принимают роль и позу "компьютера" и суперлогически (а часто донельзя занудливо) начинают обяснять происшедшее.
Репрезентативные системы и НЛП-коммуникации.
Ну а теперь о том, почему все это составляет основу НЛП-коммуникаций. Наверное, вы согласитесь со мной, что для того, чтобы ваше общение и взаимодействие с кем-либо (между прочим, не только словесное, ибо мы общаемся еще и с помощью языка тела жестов, поз и т. д.) оказалось успешным, нужно, во-первых, понять партнера и быть (стать) понятным ему хотя бы в том, что вы хотите донести и сообщить, а во-вторых (если хотите для этого), вам важно говорить на языке вашего оппонента. Логично?

Вполне!
А теперь представим следующую ситуацию (классическую для нейролингвистического программирования). Жену-визуала жутко раздражает привычка ее мужа-кинестетика разбрасывать вещи где ни попадя. С ее визуальной точки зрения это просто возмутительно, ибо нарушает гармонию столь любезного ее сердцу зрительного пространства. И жене даже невдомек, что ее кинестетически ориентированному мужу глубоко наплевать на эту вот визуальную гармонию, так как ему куда милее именно этот беспорядок, в котором так легко не глядя нащупать нужную вещь!

Непонимание, вызванное несовпадением предпочитаемых репрезентативных систем, налицо. Однако пойдем дальше. Пытаясь обяснить мужу необходимость сохранения видимого порядка, жена раз за разом выдает ему сентенции типа "Неужели ты не видишь?.." Но ведь действительно не видит!

И не слышит, а точнее не понимает ее. Ибо ему нужна кинестетически ориентированная фраза "Неужели ты не чувствуешь?.." НЛП советует во всех подобных случаях подбирать "во убеждение" оппонента фразу, "работающую" в его репрезентативной системе. Например, в данном случае жене достаточно было бы сказать буквально следующее: "Когда я вижу этот беспорядок, я чувствую примерно то же, что ощутил бы тК если бы лег в постель, полную сухарных крошек".



Содержание раздела