d9e5a92d

Кое-что об искусстве публичных выступлений


И они взяли эти ответы с собой… Перед тем, как вернуться в реальный мир. Вот такие чудеса порождает способность позиционных переходов - переходов по позициям восприятия. Возможность узнать что-то новое, побывать там, где раньше не бывал. Познать то, о чем и не мечтал.

Ну и по мелочам - научиться выходить практически из любой спорной ситуации и находить общий язык с кем только душе угодно. Или с кем ситуация требует.
Как сделать так, чтобы к вам прислушивались.
"К работе относится добросовестно, требовательна к себе и товарищам по работе, за что уважением в коллективе не пользуется…"
Из характеристики
Здорово, когда ваше мнение ставится в расчет! Приятно влиять на происходящее вокруг одним только словом. Радует глаз, когда благодаря вашим словам мир меняется в лучшую сторону.

Все это - льстит и повышает самооценку. Конечно, не ахти какая важная задачка, но все равно - приятно. Тем более что такое в большинстве случаев происходит не часто.

А хотелось бы - всегда.
Вам режут глаз некоторые действия ваших знакомых и вы пока еще не знаете, как об этом сказать тактично? Точнее, вы уже пытались высказать им свое мнение, но натыкались на встречную агрессию. Или холодную стену неприятия и непонимания. Конечно же они делают и очень приятные для вас вещи!

Но слишком редко? Они просто не догадываются, что вам это нужно, а сами попросить… Не догадываетесь. Или не знаете как.
Потому что пока еще не все умеют давать людям обратную связь. Действительно качественную обратную связь, на которую можно ориентироваться. Навык давать обратную связь высокого качества действительно очень сильно пригождается в жизни. Помимо всего, он здорово помогает в учебе - как в изучении, так и в обучении. Когда мы учимся сами, мы собираем обратную связь из внешнего мира.

Когда мы учим, нам нужно обеспечить контакт с учениками и облегчить им знакомство с новым материалом.
К сожалению, в жизни такое встречается гораздо реже, чем того хотелось бы.
Учитель просит учеников:
- Встаньте, кто считает себя тупицей.
После долгой паузы встал Вовочка.
- Ты в самом деле считаешь себя тупицей?
- Ну не совсем. Просто как-то неудобно, что вы стоите один.
Можете представить себе, каково теперь будет отношение класса к такому учителю! Предлагаемый ниже стиль общения позволит вам наладить более конструктивные отношения со своими воспитанниками.
На самом деле, вы уже умеете давать качественную обратную связь. По крайней мере, на это было потрачено достаточно много слов. В этом навыке сливаются воедино множество уже знакомых нам элементов НЛПерского общения.
Стюардесса на борту новейшего суперлайнера:
- Дамы и господа! Приветствуем вас, наших первых пассажиров. К вашим услугам на первом этаже лайнера бассейн и теннисные корты, на втором - библиотека, на третьем - кинозал, на четвертом - дискотека.

А теперь пристегните ремни и мы попытаемся со всей этой фигней взлететь.
В каком-то смысле, это повторение и закрепление пройденного. Буквально списком: раппорт, рефрейминги, хорошо сформулированный результат, позиции восприятия, ассоциация-диссоциация, базовые пресуппозиции… Там есть практически все, о чем написано в этой книге, и множество того, о чем пишут другие.
Все они взаимно поддерживают, дополняют и усиливают друг друга. Это уже единый сплав, из которого можно отлить фундамент эффективного общения.
Критерии качества обратной связи.
Как общий фон "вынесем за скобки" ваше собственное ресурсное состояние и то, что вы уже установили раппорт с вашим собеседником. В самом деле, о каком качестве работы может идти речь, если вы раздражены или наоборот - смущены? Кто захочет иметь с вами дело, если вы не позаботились о доверии и источаете враждебность?
Пьянствуют волк, заяц и черепаха. Как гласит народная мудрость: "Сколько водки не бери, все равно три раза гонцов посылать!" Послали черепаху. Прошло два часа - ни черепахи, ни водки. Волк сердится:
- Я бы уже давно принес!
Заяц:
- Я тоже!
Открывается дверь, в проеме появляется голова черепахи:
- Будете ругаться, вообще никуда не пойду!
Посему, общересурсное ваше личное состояние и предварительная настройка на собеседника - это как личная гигиена. Они поддерживаются всегда, когда только есть возможность. Надеюсь, что эти слова лишние, и вы уже привыкли начинать общение с раппорта и научились управлять своим настроением.


К вопросу об общем настрое: стоит исходить из того, что вы будете давать информацию, а не указания. Ее принимают к сведению и рассматривают. Никто не обязан следовать вашим советам и вообще принимать их.

Вы не в праве что-либо требовать. Другое дело, что как правило информация получается действительно ценной и принимается с благодарностью.
Особо отмечу, что приводящиеся ниже в произвольном порядке критерии обратной связи высокого качества должны присутствовать в вашей речи одновременно. По крайней мере, кроме тех случаев, когда о последовательности указано напрямую. Поначалу это может показаться непривычным и даже сложным, но уже со второго раза у всех получается значительно лучше.

Надеюсь, хотя бы некоторыми навыками, составляющими эти критерии, вы уже владеете так же естественно, как и чтением.

  • Начните с того, что уже сейчас получается хорошо. Скажите, что было бы здорово оставить, и говоря о достоинствах, вы еще более подкрепляете их.
  • Только после этого можно начинать говорить, что стоит добавить, чтобы получилось еще лучше. Заметьте: в каждый момент беседы мы акцентируем внимание только на хорошем!

- Дорогой, тебе понравился обед?
- Соль была превосходна! Жаль только, что ты не налила побольше супу.

  • Говорите максимально конкретно и только о том, что можно увидеть, услышать или почувствовать. То есть о том, что можете сами показать, рассказать и сделать.
  • Рассказывайте о действиях и избегайте любых оценок. По тому, что человек делает вряд ли удастся судить о его способностях, намерениях, ценностях… Все это лежит в сфере ваших догадок и не является полезной для него информацией.
  • Используйте в своей речи прошедшее время, говорите о том, что было. Оставьте будущее и настоящее на его усмотрение - вы говорите о прошлом и все глаголы у вас в прошедшем времени.
  • Выйдите в третью позицию восприятия. Говорите и о себе, и о нем в третьем лице. Это поможет снять эмоциональность и оставить сухие факты.
  • Акцентируйте внимание на том, что ваше мнение субъективно и вы тоже можете ошибаться, так что решать все равно ему.
  • Последний штрих. Если это уместно (например, когда вы в роли учителя), пусть ваш собеседник в начале сам скажет все, что он по этому поводу думает. У него может быть множество прекрасных идей, которые уже совпадают с вашими. Отлично - вам же работы меньше!

Ничего списочек? Да, НЛП дало действительно много инструментов усовершенствования обратной связи. Их только нужно немного осмыслить и можно начинать пользоваться. Не беда, если пока удаются не все пункты!

Даже несколько из них значительно украсят упаковку вашей обратной связи.
А пока - реальный пример интеграции всех приведенных критериев в собственной речи.
Кое-что об искусстве публичных выступлений.
Как-то мне удалось попасть на занятие молодежного клуба "Дебаты". Суть их работы - научиться публичным выступлениям, а также - уметь аргументировано отстаивать любую из предложенных точек зрения.
Пришел, как новичок. Посидел, посмотрел игру: "Правительство выдвигает и защищает некоторую программу, оппозиция - доказывает, почему ее принимать нельзя. Парламент внимает, а затем - голосует".

Чудесная игрушка! В ней так много из психологии!
После игры пошла обратная связь от парламента. Говорили и об удачных моментах, и о недостатках. Приводили самые шикарные из прозвучавших аргументы, говорили, что можно было бы сказать еще. Делались поправки и по стилю речи - народ учился.

Причем - грамотно.
Вышел и я. Произношу примерно следующее: "Ребята, мои слова будут словами зрителя, который впервые посмотрел вашу игру.
(Подготавливаю нишу для перехода в третью позицию.)
Этому зрителю очень понравились выступления участников игры. Особенно впечатлило то, что участники грамотно использовали все предоставленное им время для выступлений - буквально секунда в секунду. Очень понравилась уверенность в выступлении Премьер-министра и количество выдвигаемых им аргументов. Особенно впечатлили его грамотные уходы от ответов на предложенные вопросы.

Видимо, сказывается солидный опыт игр".
(Последняя фраза не относится к обратной связи, так как не несет никакой информационной нагрузки. Это просто набор приятных слов, подкрепляющих раппорт с аудиторией. Речь сопровождается жестами в сторону уже пустующих мест игроков и упоминаемого зрителя - меня то есть. Такой прием позволяет всем участникам диссоциироваться от своих игровых ролей и просто учиться на их примере.)
Теплые слова по поводу особенностей их выступлений нашлись для каждого из участников игры. Каждый смог примерить на себя свою долю превосходства над новичком. Которого все с удовольствием продолжали слушать:
"Хотелось бы сказать пару слов, как человеку, знакомому с психологией.



Содержание раздела