d9e5a92d

Их величества субмодальности


Немногие умы гибнут от износа. По большей части они ржавеют от неупотребления. К. Боуви
Метод якорения, который я изложил для вас в предыдущей главе, вообще-то используется во всех основных модальностях, представляющих ипостаси человеческого опыта визуальной, аудиальной и кинестетической. Однако главной его модальностью была, есть и будет модальность кинестетическая визуальное и аудиальное якоре-ние встречается в НЛП куда реже. А вот исторически более поздний, но тоже универсальный метод НЛП метод взмаха почти целиком и полностью выполняется именно в визуальной модальности.

Поскольку представляет собой некоторое сознательное оперирование картинками и образами, где кинестетические чувства и ощущения играют подчиненную в основном, сигнальную роль. Познакомимся же с этим универсальным методом поближе, изучив:
базовые техники взмаха,
внеконтекстные и некоторые иные взмахи, а также

технику создания Сильного Себя.
5.1. Базовые техники взмаха
Взмах как магическое действо. Из воспоминаний глубокого детства: "Взмахнула лебедь крыльями и обернулась прекрасной девицей". Или: "Махнул тут дракон крыльями и превратился в красивого юношу".

Или: "И тогда взмахнула платком Василиса Прекрасная и оборотилась птицей небесною".
Скажите, что обединяет три вышеприведенных отрывка? Только два момента: взмах (крыльями ли, платком ли не важно) и мгновенное чудесное превращение. Не знаю, как вы, а я в детстве и даже позднее частенько горько сетовал на то, что не обладаю таким вот могучим взмахом, чтобы с его помощью превращаться в кого захочу...
Что, вы тоже сетуете по этому поводу? Напрасно! Я же сказал, что сетовал то есть не сетую теперь.

Ибо в самом начале своего изучения неиролингвистического программирования познакомился с удивительно эффективной техникой личностных превращений, которая как раз и называется совсем по сказочному: техника взмаха.
Пример использования техники взмаха. Борис обратился ко мне с пустячной для многих, но отнюдь не для него (как же часто мы глупо-снобистски считаем волнующие других проблемы пустяками, даже не пытаясь войти в чужую "карту", в которой этот пустяк проблемище) проблемой: страхом перед инспекторами ГАИ, а ныне
ГИБДД
. Я попросил его представить эту встречу и по изменившемуся лицу Бориса понял, что проблема налицо (простите за невольный каламбур). Тогда я предложил ему Сделать следующее. Вообразить, что он как бы уходит в отпуск от самого себя, а я на все время этого отпуска буду его заменять. Как "исполняющий обязанности" Бориса, я,
естественно, должен делать все то, что делает и он. А значит, и бояться инспекторов ГАИ так же, как боится он. А раз так, я должен знать, когда именно мне надо начинать их бояться.

Так что я должен увидеть или услышать для того, чтобы точно знать, что мне надо начинать бояться?
Вы уже поняли, что я решил определить с помощью этого приема (в НЛП он называется техника "отпуск от самого себя")! Да, вы правы, именно это. Триггер (он же ключ), запускающий программу страха.

Ту самую картинку (хотя бывает, что и звук), которую мозг Бориса закодировал как "исходную" для возникновения этого чувства. Некий "пусковой" файл этой не слишком приятной программы его биокомпьютера.
Оказалось, что картинка-триггер выглядит донельзя просто: инспектор ГАИ, поднимающий жезл (а дальше уже только страх, потливость, жалкие оправдания и прочее весьма неприятное). И я попросил Бориса, обведя эту картинку рамкой, на время оставить ее в покое, задавшись другим интересным вопросом: может ли он вообразить себя таким, для которого это не проблема?
Довольно быстро мы установили, что "таким, для которого это не проблема" то есть спокойным, невозмутимым, расслабленным и уверенным в себе, Борис бывает на совещаниях руководимого им отдела. Тогда я попросил его представить себя таким, какой он есть на совещаниях, и, убедившись, что этот образ себя ему нравится и что он подходит к ситуации с гаишниками (то самое требование экологии например, свойственный многим руководителям начальственно-повелительный тон был бы здесь совершенно неуместен), приступил к следующей простой манипуляции.


Сначала я попросил Бориса увидеть картинку-триггер большой и яркой. Затем в ее нижний правый угол поместить образ себя из ситуации совещания невозмутимого, спокойного, расслабленного и уверенного в себе, но маленького и темного. И сразу, как только я
произнесу волшебные слова "раз, два, три ВЗМАХ!", очень быстро представить, как маленький и темный образ нового себя, увеличивая размеры и яркость, перекрывает картинку с инспектором ГАИ, которая также быстро потемнеет и скукожится.
Я предложил Борису сделать так семь раз, все ускоряя процесс взмаха, но обязательно очищая "экран воображения" например, просто глядя на любой предмет в Komi итев перерыве между взмахами. И подчеркнул, что такое вот "очищение" это очень важное условие. Ибо взмах должен делаться только в одном направлении: от картинки-триггера к образу нового себя.

А если он в перерыве между взмахами не очистит экран, чисто машинально его мозг может сделать обратный взмах (от уверенного образа к картинке его неуверенности), что ни к чему хорошему не приведет.
После того как мы с Борисом семь раз (тут я немного перестраховался обычно хватает трех-пяти повторений) осуществили процедуру взмаха, при последующей проверке (представлении картинки-триггера) обнаружилось, что образ инспектора ГАИ не только не вызывает у него больше никаких отрицательных эмоций, но и попросту как-то "не воспроизводится". А через час после того, как мы расстались, он позвонил мне, чтобы радостно сообщить, что по дороге домой его остановили гаишники, но это не только не испугало его, но, наоборот, "вы бы видели, как спокойно и уверенно я с ними разговаривал ну точно так, как со своими подчиненными..."
Взмах и основы его теории. Для любителей теорий могу коротко сообщить, что в технике взмаха мы работаем с таким мощнейшим психологическим образованием, как Образ Самого Себя. Именно этот образ и является для нашего мозга своеобразной записью программы поведения в соответствующей ситуации.

Но если образ этот не эффективен, ситуация становится заведомо проигрышной. И тогда мы предлагаем соб-
ственному мозгу новый эффективный образ себя, который отныне становится новой же программой поведения в этой ранее проигрышной, а теперь вполне удачной ситуации...
Могу также сообщить вам, что основные затруднения в использовании техники взмаха обычно связаны с двумя моментами: картинкой-триггером (ее нужно определить максимально точно т.е. найти именно то, что запускает реакцию) и новым образом себя. С первым мы с вами уже немного разобрались здесь очень хорошо работает прием "отпуск от самого себя". Что же касается поиска этого самого нового образа (себя), то он заметно облегчится, если вы поймете, что образ этот можно не только вспомнить (так, как мы это сделали с Борисом ведь если вы, например, неспокойны в какой-то ситуации, не может быть, что в вашей жизни не существует ситуаций, в которых вы бываете весьма спокойны), но и вообразить. Как бы "скалькировать" нового себя с кого-нибудь из знакомых, для которых эта ситуация не проблема, или даже с литературного или киногероя (а что в этой ситуации сделали бы Супермен или Бэтман?).

Для того чтобы это осуществилось, я обычно предлагаю своим клиентам сделать следующую технику создания желаемого образа себя (описание техники сделано мною).
1. Отыщите реального человека или воображаемого героя, который способен эффективно и "экологично" справиться с представляющей для вас затруднения ситуацией.
2. Разверните эту ситуацию как кинофильм или видеоклип и несколько раз посмотрите, как именно этот человек или герой действует в ней, играя роль в этом фильме или клипе.
3. Теперь, если вас устраивает образ этих действий, как бы "выньте" этого человека или героя из первого кадра фильма или клипа, "вставьте" туда себя и еще несколько раз просмотрите этот фильм или клип, но уже с со-
т/ff иеление с помощью НЛП
бой в главной роли и действующим так, как до вас действовали все тот лее герой или человек. Все, что вас будет не устраивать (не нравиться) в новом поведении, измените, использовав собственное воображение.
4. И, наконец, как следует наигравшись, "извлеки-те" из фильма или клипа новый образ эффективного себя и уже с ним осуществите изменение с помощью техники взмаха.
Простое описание техники взмаха. Для того чтобы пункт 4 вы осуществили грамотно и, как говорится, "с чувством, толком и с расстановкой", познакомьтесь с важнейшими этапами и стадиями осуществления простого варианта техники взмаха (описание взято мною из книги Р. Бэндлера "Используйте свой мозг для изменения").
1. Выясните контекст, т.е. сначала определите, где вы "поломались" или "застряли". Когда или где вы хотели бы вести себя или реагировать иначе, чем сейчас?



Содержание раздела