d9e5a92d

Прецизионная модель


Есть великое множество способов уклоняться от реального разговора с помощью ленивого, сверхобобщаю-щего языка. Если вы хотите эффективно вести беседу, то вы должны знать, как бороться со словесным мусором, когда он всплывает в разговоре, и знать, как задавать конкретные вопросы, чтобы выявить конкретную информацию.

Чем ближе вы подходите к полному представлению о том, что на уме у вашего собеседника, тем легче вам повернуть разговор в деловое русло.
Одним из способов борьбы со словесной шелухой является следование так называемой прецизионной модели общения, которую можно наглядно представить на своих десяти пальцах. Ее можно очень удобно изобразить с помощью кистей рук.

Уделите несколько минут для того, чтобы запомнить предлагаемую схему. Поднимите руки прямо перед собой, а затем сместите их вверх и влево, где, как вы уже знаете, легче всего запоминается информация визуального характера. Смот-
Прецизионная модель
Что произойдет, если вы это сделаете? Что



Универсалии
является причиной или мешает?
Все?
Левая рука
Существительные
Слишком много Слишком дорого
Каждый? Никогда?
Как конкретно?
Кто или что конкретно?
В сравнении с чем?
Следует
Не следует
Обязан
Глаголы
Правая рука
Не могу
риге на свои пальцы по очереди и повторяйте про себя нужные вопросы, пока не кончатся пальцы левой руки и вы не запомните первые пять пунктов. То же самое проделайте и с пальцами правой руки. Повторяйте этот процесс несколько раз для всех своих пальцев, глядя на слова и вопросы и четко фиксируя их в памяти.

После этого проверьте, можете ли вы, глядя на какой-нибудь палец, мгновенно вспомнить те слова и вопросы, которые были связаны с ним. Учите эту схему до тех пор, пока ассоциации не станут автоматическими.
Сейчас, когда эти слова и вопросы твердо укоренились в вашей памяти, я объясню, что они значат. Прецизионная модель - это ваш гид, который поможет вам выбраться из некоторых наиболее часто встречающихся языковых ловушек.

Это карта с указанием наиболее опасных ловушек, в которые попадает человек. Главное - заметить их, когда они только расставляются, и направить разговор в нужном направлении.

Схема дает нам способ квалифицировать отвлечения, уклонения и обобщения в речи собеседника, но в то же время продолжать контакт с ним.
Давайте начнем с мизинцев. На правой руке мизинцу соответствует слово универсалии, на левой - Все?

Каждый? Никогда?. Универсалии прекрасны, но только тогда, когда они достоверны.

Например, если вы говорите, что любому человеку нужен кислород или все учителя вашего сына окончили институт, вы просто констатируете факты. Но гораздо чаще универсалии уводят вас в область пустой болтовни. Например, вы видите кучку балующихся детей на улице и говорите: Теперешние дети невоспитанны. Один из ваших служащих что-то напутал, и вы говорите: Я не знаю, за что я этим людям плачу.

Они никогда не работают. В обоих случаях - а именно так мы используем часто универсалии - мы переходим от ограниченной правды
к обобщенной неправде. Возможно, те дети и вели себя слишком шумно, но далеко не все из них страдают отсутствием хороших манер. Возможно, один из ваших служащих показался вам некомпетентным, но далеко не все они таковы. Поэтому, когда вы услышите подобного рода обобщение, сразу же перейдите к модели языковой точности.

Повторите это утверждение, подчеркнув то слово, которое носит универсальный характер.
Все дети страдают плохими манерами? Спросите себя: Все ли?
Да, действительно не все. Только вот эти конкретные дети.
Ваши служащие никогда не работают? Спросите себя: Действительно ли никогда?
Да, пожалуй, это не так. Просто этот конкретный парень что-то напутал, но я не могу сказать, что это происходит постоянно со всеми.
Теперь давайте рассмотрим безымянный палец на правой руке, рядом с которым написаны слова: Следует, не следует, обязан, не могу. Если кто-то говорит вам, | что он не может что-то сделать, какой сигнал он посылает в свой мозг? Ограничительный, который и на самом деле вызывает уверенность в том, что он не может это сделать.

Если вы спрашиваете, почему он не может что-то сделать или почему ему нужно делать тол, что он делать не хочет, у него обычно нет недостатка в ответах. Способ вырваться из порочного круга - это спросить: А что произойдет, если вы все-таки сделаете это?



Такой вопрос может прояснить ситуацию: он просто не знал о своих возможностях, а теперь, когда увидел их, взвесит все положительные и отрицательные побочные последствия своей деятельности.
Аналогичный процесс происходит в вашем внутреннем диалоге. Когда вы говорите себе: Я не могу это сделать, - следующее, что вы должны спросить у себя:
А что произойдет, если я все-таки сделаю это? Ответ на этот вопрос вызовет у вас целый ряд положительных, полезных ощущений и действий.

Он создаст новые представления о возможностях и новые состояния, которые повлекут за собой новые действия и, возможно, новые результаты. Достаточно задать себе такой вопрос, и вы начнете изменять свою физиологию и свое мышление, направляя их на отыскание новых возможностей.
Кроме того, вы можете спросить: Что мешает мне сделать это сейчас? - и таким образом понять, что конкретно вам необходимо изменить.
Теперь давайте рассмотрим средние пальцы обеих рук и проанализируем глаголы и вопрос: Как конкретно? Помните, что для эффективной работы вашего сознания нужны конкретные сигналы. Смутные намеки и неопределенные мысли только засоряют его. Если кто-то говорит: Я чувствую себя подавленным, он просто описывает свое общее состояние. Он не сообщает вам ничего конкретного.

Он не дает вам никакой информации, над которой вы могли бы работать, добиваясь положительного результата. Попытайтесь разрушить это неопределенное состояние, прорвавшись сквозь туман неопределенных слов.

Если кто-то говорит, что он подавлен, нужно спросить, в чем конкретно это состояние проявляется и что конкретно заставляет его чувствовать себя таким.
Когда он станет конкретнее, можно переходить в разговоре с ним от одного пункта модели уточнения к другому. Итак, попросив его быть конкретнее, вы можете добиться такого ответа: Я подавлен, потому что вечно все путаю у себя на работе.

У вас может возникнуть желание проверить, является ли это утверждение истинной правдой? Скорее всего, нет. Поэтому спросите: Вы всегда все путаете на работе?

Скорее всего, ответом будет: Да нет, не всегда, пожалуй. Прорвавшись через этот словесный мусор, к конкретным фактам, вы
становитесь на путь выяснения реальной причины такого его состояния, после чего сможете принять определенные меры к ее устранению. Обычно выясняется, что человек допустил несущественную промашку в работе, которая выросла в его воображении до размеров полного провала.
Теперь соедините вместе указательные пальцы: один из них представляет имена существительные, а другой - Кто или что конкретно? Всякий раз, когда вы слышите ссылки на людей, названия мест или вещей в обобщающем выражении, отвечайте фразой: Кто (или что) конкретно? Это в точности то же, что вы проделываете с глаголами, переходя от абстрактной болтовни к реальным фактам.

Вы не сможете работать с бесформенным облаком обобщений, существующим только в чьем-то воображении. Вы сможете чем-то помочь, только находясь на почве реальных фактов.
Неконкретные имена существительные - самая опасная разновидность словесного мусора. Как часто нам приходится слышать: Они меня не понимают! или Они никогда не дадут мне шанса! Интересно, кто имеется в виду под словом они?

Если это какая-то крупная организация, в ней всегда есть кто-то, кто принимает решение. Поэтому вместо того, чтобы ломать голову над этим абстрактным, малопонятным словом они, нам нужно найти способ выйти на конкретное лицо, принимающее конкретные решения.

Использование неконкретных местоимений типа они часто оказывается уверткой, скрывающей нежелание разобраться в ситуации. Если вы не знаете, кто эти они, вы не способны изменить ситуацию, но, сосредоточившись на конкретных лицах, вы сможете контролировать ее.
Если кто-то говорит: Ваш план не сработает, вам нужно конкретно выяснить, что имеется в виду. Ответ типа: Нет, он сработает не внесет ничего нового в раз-
говор и не позволит изменить ситуацию. Часто оказывается, что неудачный не весь план, а какая-то малозначительная его часть. Попытка реорганизовать весь план, не зная, в чем его несовершенство, похожа на полет самолета без радара. Вы должны все зафиксировать, но найти именно то, что создает проблему. Если вы выясните, в чем заключается проблема, вы вступаете на путь внесения ценных изменений.

Помните, чем точнее карта передает особенности территории, тем она ценнее. Чем больше вы узнаете об этой территории, тем больше у вас будет сил изменить ее.



Содержание раздела