d9e5a92d

Метод евтушенко при лечении логоневроза


ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-СТРЕССОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
МЕТОДОМ В. Г. ЕВТУШЕНКО
ПРИ ЛЕЧЕНИИ ЛОГОНЕВРОЗА
Одним из наиболее распространенных видов речевых расстройств у детей и взрослых является заикание.
Заикание дискоординационное нарушение речи, как правило, связанное с выраженными в той или иной степени неврологическими и невротическими расстройствами. Лица, страдающие заиканием, лишены возможности нормального общения с окружающими. Постоянные затруднения в речи травмируют психику больных, вызывая различные невротические расстройства.
В зависимости от того, преобладают ли судороги в артику-ляторном, голосовом или дыхательном аппаратах, различают артикуляторную, голосовую и дыхательную формы заикания. Однако на практике наиболее часто встречаются смешанные формы: артикуляторно-дыхательная, дыхательно-голосовая.
Различают также два вида судорог, прерывающих речь, кло-нические и тонические. Обычно при заикании наблюдаются оба вида судорог, при этом, если больше выражены тонические судороги, говорят о тоно-клоническом заикании, если преобладают клонические судороги, о клоно-тоническом заикании.
При лечении заикания терапия не должна сводиться к борьбе с отдельными симптомами, требуется устранение основной причины болезни, укрепление нервной системы и организма в целом.
Формирование невроза при заикании связано с неправильным развитием личности в условиях психической травматиза-
ции. Поэтому большое значение при лечении заикания приобретает применение различных форм психотерапевтического воздействия: рациональной и суггестивной психотерапии, внушения в бодрствующем состоянии, аутогенной тренировки, самовнушения. В системе психотерапевтических мероприятий по лечению заикания наиболее эффективным является применение групповой психотерапии.
Учение о заикании является одной из частных проблем как патологии, так и дефектологии и вместе с тем представляет собой область психоневрологии и медицинской педагогики. Статистические данные указывают на значительную распространенность заикания среди населения (от 1,5 до 2,5%).
Трудности решения проблемы заикания в значительной степени связаны с многочисленными причинами, обусловливающими его возникновение. Эти трудности объясняются сочетанием при заикании как собственно речевых нарушений различной степени, так и участием в генезе заболевания и в клинической картине психологических факторов, во многом определяющих его течение.
Заикание обычно возникает в раннем детстве, в период формирования и развития фразовой речи. Его причинами часто являются испуг, перенапряжение речевой функции, как правило, у детей с известной недостаточностью нервных механизмов в регуляции речевой деятельности.
Эта недостаточность может развиваться в результате неблагоприятно протекающей беременности, тяжелых родов, частых простудных болезней, травм головного мозга в раннем детстве. Следует также учитывать роль наследственной предрасположенности в виде слабости речедвигательного анализатора.
В. М. Шкловским была разработана комплексная система логотерапии, в которой объединены логопедические занятия и активная психотерапия, сочетающая различные варианты суггестивного метода с работой по перестройке нарушенных отношений личности. Вся работа проводится в тесном контакте логопеда, врача-психотерапевта, невропатолога и психолога.
Первый этап. Диагностический период обычно продолжается 1015 дней. В это время тщательное обследование боль-
ного проводят невропатолог, дефектолог, психотерапевт и психолог: внимательно изучаются анамнестические и клинические данные, определяются возможные причины появления заикания.
Второй этап. Перестройка патологических речевых навыков и коррекция личностных нарушений. Эта работа продолжается 1,5 2 месяца. Она построена следующим образом.

Вначале проводятся коррекционные логопедические занятия по нормализации дыхательной, голосовой функции, выработка речевых "эталонов". Одновременно можно проводить аутогенную тренировку и рациональную психотерапию.
Примерно через 15 20 дней после начала логопедической и психотерапевтической работы проводится сеанс императивного внушения в состоянии бодрствования (сеанс эмоционально-стрессовой терапии по методу К. М. Дубровского).


Дальнейшая логопедическая работа направлена:
на коррекцию дыхания, регистра и тембра голоса;
выработку правильного ритма и темпа речи;
овладение "эталонами" речи.
Ввиду той роли, которую играют психологические факторы в развитии заикания, важное значение приобретают различные формы психотерапевтического воздействия: гипнотерапия, императивное внушение в состоянии бодрствования, самовнушение и аутогенная тренировка.
Суггестивные методы психотерапии
При проведении психотерапии и особенно суггестивных методов в состоянии бодрствования нужно учитывать большое значение эмоционального фактора.
Известно, что сильное эмоциональное воздействие используется при лечении тяжелых зафиксированных болезненных проявлений, таких, как афония, мутизм, истерические параличи, парезы. При этом обычно применяется методика косвенного внушения, то есть одномоментного внушения в состоянии бодрствования в сочетании с какими-либо процедурами или использованием определенных медикаментозных средств.
Основой метода является положительное эмоциональное отношение и вера больного в применяемый метод лечения.
При использовании таких методов крайне важно добиться хотя бы кратковременного успеха, который убеждает больного в сохранности речи и возможности ее восстановления.
В свое время особое внимание привлек к себе "одномоментный метод снятия заикания", предложенный К. М. Дубровским. Суть этого метода состояла в следующем: "снятие заикания" происходило одномоментно, за один сеанс, в течение одного часа. А достигнутые результаты по восстановлению речи закреплялись в течение последующих 3-4 встреч с логопедом и врачом-психотерапевтом.
Применение сеансов внушения в бодрствующем состоянии при лечении заикания не вызывает возражения специалистов, хотя и не исключает в дальнейшем корригирующей работы с логопедом.
Более подробно методика проведения "одномоментного снятия заикания" будет нами рассматриваться дальше.
Сеансы гипнотерапии
На первом этапе лечения внушение в гипнозе проводится вначале 3 раза в неделю, а затем 1 раз в 7-10 дней.
Гипнотерапия в некоторых случаях является хорошей подготовкой пациента к проведению императивного сеанса внушения в бодрствующем состоянии по методу К. М. Дубровского.
Внушение в гипнозе, подкрепленное логопедическими занятиями и психотерапевтическими беседами, способствует устранению страха перед речью. Сеансы гипнотерапии проводятся в группе 1012 человек.
Самовнушение и аутогенная тренировка
Самовнушение проводится по классической методике, предложенной Э. Куэ. При этом следует добиваться, чтобы пациент не пассивно проговаривал формулу самовнушения, а старался активно представлять себя хорошо говорящим. Больной дол-
жен научиться визуализировать и вызывать у себя образ того, как он разговаривает без заикания дома, в школе, на улице и в других ситуациях. Очень важно для пациента проводить самовнушение вечером перед сном, лежа в постели, используя природное гипнотическое фазовое состояние транса.
Аутогенная тренировка больных заиканием дает возможность расслабить мышцы артикулярно-голосового аппарата, снять чувство скованности, напряжения в области диафрагмы, волнение и страх перед речью.
Аутогенная тренировка активизирует внутреннюю работу и позволяет заикающимся самостоятельно заниматься дома для профилактики рецидивов.
Остановимся более подробно на "одномоментном методе снятия заикания" по методике К. М. Дубровского, который руководил в Харькове Республиканским центром лечения ло-гоневрозов.
Несмотря на высокую эффективность данной методики, в настоящее время она практически не применяется из-за неумения врачами-психотерапевтами работать с группой и в присутствии аудитории, хотя данную методику лечения заикания успешно использовали в своей работе В. М. Шкловский и Ю. Б. Некрасова. Сеансы лечебного гипноза, которые проводил К. М. Дубровский, это впечатляющий, театрализованный метод коллективно-групповой психотерапии.
Сеанс проводится в актовом зале. Формируется аудитория из родственников больных, которые будут проходить лечение, и пациентов, впервые приехавших на консультацию в сопровождении родственников.
Первая часть сеанса проводится на фоне сильного эмоционального напряжения. Каждого пациента пофамильно приглашают в зал, где присутствующие приветствуют его аплодисментами. На столе врача лежат цветы, принесенные пациентами.

Создается приподнятая, радостная, эмоционально насыщенная обстановка.
Пациенты выстраиваются в одну линию вдоль стены. Врач проводит опрос больных, демонстрируя аудитории их патологическую речь. При этом он тактично использует ситуацию для
создания определенного эмоционального напряжения в зале, подчеркивая трудности, с которыми приходится сталкиваться в жизни заикающимся людям. Врач авторитетно заявляет, что медицина дает возможность вернуть им правильную и свободную речь.



Содержание раздела