В европейских автомобильных компаниях все шире применяется горячеоцинкованный прокат. Не последнюю роль играет фактор цены он дешевле металла, оцинкованного электролитическим способом. Вазовская десятка сегодня единственный легковой серийный автомобиль российского производства, многие детали кузова которого, для защиты от коррозии, выполнены из оцинкованного стального листа. Вес защищенных деталей 52% от веса кузова. Большинство их покрыто цинком электролитическим способом (электроцинк), который применяется на десятке с самого начала, причем импортный материал целенаправленно заменяется отечественным. Только за период с 1998 по 2000 годы это позволило на каждом кузове получить экономию в 1727 рублей. И на новой Ниве, и на автомобилях семейства Калина ВАЗ 1118 внутренние детали кузова планируется изготавливать из горячеоцинкованного листового материала, в то время как наружные будут электрооцинкованными. Безусловно, при этом будет учтен опыт, наработанный липецкими металлургами и отделом новых материалов Волжского автозавода.
IV Перспективы развития АО АвтоВАЗ IV.1 Сотрудничество АО АвтоВАЗ и корпорации21 апреля 2000 года состоялось заседанием совета директоров головной компании Дженерал Моторс по принятию решения о подписании генерального соглашения с Волжским автозаводом. Это заседание совпало с 30 летием сборки первого автомобиля на Волжском автозаводе. Совету директоров Дженерал Моторс для принятия решения был представлен бизнесплан, который содержит все, чтобы поставить производство в совместном предприятии Дженерал Моторс АвтоВАЗ на 90 тысяч автомобилей в год на площадях в городе Тольятти. Предусмотрено, что будут выпускаться 75 тысяч автомобилей Нива ВАЗ 2123 и 15 тысяч Опель Астра Т3000.
Опель Астра Т3000 выбран Волжским автозаводом потому, что это самая последняя модель, поставленная Дженерал Моторс на конвейер летом 1998 года. Как всякий новый автомобиль, он в себе содержит все научные, технические, конструкторские достижения, которые к этому времени уже известны, исследованы, разработаны. И на все это были затрачены большие деньги. Получая в производство Опель Астра Т3000, Волжский автозавод будет развивать производство автомобильных комплектующих в России. Не затрачивая времени и денег, АвтоВАЗ может одним скачком изменить конструкции целого ряда автомобильных комплектующих.
Первым шагом к этому и должен стать Опель Астра Т3000. Потом Волжский автозавод сможет использовать обратные унификации с этой модели с усовершенствованиями, если они потребуются, на свои новые разработки и на выпускаемые автомобили. Таким образом, толчком поднять качество Вазовского автомобиля в целом призван именно Опель Астра Т3000. 15 тысяч автомобилей в год ничего не меняют в мощностях Волжского автозавода в более 700 тысяч, но технически это очень важно. Для Дженерал Моторс важен выход на рынок России. И именно этот автомобиль как раз является его началом.
Волжский автозавод провел маркетинговые исследования по возможному спросу этой модели, прежде чем составить бизнесплан на ее производство. Дальше была проведена работа по удешевлению этого автомобиля. Волжский автозавод сумел снизить цену этого автомобиля пока только в себестоимости примерно до 11 тысяч долларов. По совместным исследованиям нашего рынка, делать больше 15 тысяч автомобилей по себестоимости в 11 тысяч долларов проблематично. Есть опасность, что в сегодняшней России с невысокой покупательской способностью ее населения большего количества продать просто невозможно. Что касается совместного проекта, то концерн Дженерал Моторс заинтересовался автомобилем ВАЗ 2123 Нива неспроста.
Менеджеры Дженерал Моторс сами проводил испытания этого автомобиля и пришли к выводу, что выход на рынок не только России, но и Восточной Европы с новой Нивой очень перспективен. Поэтому Дженерал Моторс готов вложить немалые деньги на разработку Волжского автозавода. Это немногим больше 250 миллионов долларов, которые АвтоВАЗу надо освоить в короткое время, чтобы как можно быстрее начать выпускать этот автомобиль. В бизнесплане заложена цена новой Ниве для российского рынка равная 8 тысячам долларов. Это достаточно доступная сумма для автомобиля такого класса. За рубежом Нива будет стоить дороже, так как экспортные варианты будут оснащаться двигателем и педальным узлом Опель и в целый ряд стран эта модель пойдет под наименованием Шевроле Нива. Присутствие в названии отечественного автомобиля эмблемы одного из крупнейших автопроизводителей мира гарантирует успех данной модели за границей и, соответственно, стабильный рынок сбыта.
По управлению совместным предприятием достигнуты предварительные договоренности. В связи с тем, что Волжский автозавод был согласен на имущественное построение только по схеме 50 на 50, то никаких преимуществ ни одной стороне нет. Прибыль распределяться будет поровну, как и должности в совместном предприятии. Кроме выгодности проекта Дженерал Моторс руководствуется еще и соображениями глобализации. Это объединение разных автомобильных компаний между собой, поглощение одной компанией другой. Он начался после окончания второй мировой войны. Но в последние годы этот процесс очень ускорился. Сейчас можно ожидать, что к 2006 году в мире останется не более 56 автомобильных транснациональных компаний. Если говорить об автомобиле, который будет делаться в этих транснациональных компаниях, то стремление такое, что на одной платформе основании с мотором и колесами нужно собирать много разных марок. Это прежде всего значительно удешевляет производство. Оно становится более стандартным.
Сегодня таких вот платформ, на которых делается в общей сложности более миллиона автомобилей, в мире уже 14%. Ожидается, что к 2006 году таких платформ будет 33% от общего выпуска легковых автомобилей в мире. Понятно, что к тому времени весь автомобильный рынок будет поделен между теми 56 транснациональными автомобильными компаниями. И может быть, этот процесс продлится и дальше. Судьба Волжского автозавода и всего автомобилестроения в России, конечно, не может не зависеть от этой тенденции. Россия пока еще остается в изоляции, не интегрирована в автомобилестроение мира. Но совершенно определенно, что этой изоляции скоро придет конец и тогда Дженерал Моторс окажется первой кампанией, твердо обосновавшейся в России и имеющей преимущества на российском рынке. Создав альянс Дженерал Моторс АвтоВАЗ последний, таким образом, получает солидную поддержку в лице одного из крупнейших автопроизводителей мира и реальный шанс наладить выпуск конкурентоспособных и качественных автомобилей. У Волжского автозавода не всегда хватает оборотных средств на развитие и по этому такие инвестиционные вливания для него очень важны.
Переговоры по созданию совместного предприятия велись почти год и вот наконец на прессконференции руководителей Дженерал Моторс, прошедшей 27 февраля 2001 года на автомобильном салоне в Женеве, вицепрезидентом концерна по сотрудничеству с европейскими странами Майклом Бернсом было объявлено об участии Дженерал Моторс совместно с АО АвтоВАЗ и Европейским банком реконструкции и развития в создании совместного предприятия по производству легковых автомобилей повышенной проходимости Нива ВАЗ 2123. Достижение проектной мощности намечено на 2004 год. Годовой объем производства этого совместного предприятия составит 75 тысяч автомобилей, предназначенных как для продажи в России, так и для экспорта. Автомобили могут комплектоваться силовыми агрегатами российского и импортного производства (предпочтение отдается силовым агрегатам и узлам автомобиля Опель).
Разработка конструкции новой Нивы проведена инженерными службами Волжского автозавода. И этот интеллектуальный вклад взят за основу долевого участия АвтоВАЗа в совместном предприятии. Общая же стоимость совместного предприятия оценивается в 332 миллиона долларов США. Дженерал Моторс и Волжский автозавод инвестируют по 41.5%, Европейский банк реконструкции и развития 17% уставного капитала. Деньги, вносимые иностранными партнерами, будут использованы для обустройства зданий, приобретения современного технологического оборудования и создания оборотных средств. Волжский автозавод, помимо научнотехнических разработок, предоставит земельный участок, здания, сооружения, энергетические и трудовые ресурсы. Что касается трудовых кадров Волжского автозавода, то Дженерал Моторс подчеркнул высокий уровень образования вазовских специалистов и более принципиальное, чем у них, отношение к труду.
Таким образом, здесь, в Женеве, дана высокая оценка инжиниринговым службам Волжского автозавода, создающим конкурентоспособную легковую автомобильную технику, всему коллективу акционерного общества, сохранившего лидирующее положение в российском машиностроении, несмотря на все трудности, испытанные заводом за последние годы. А международное признание не только дорогого стоит, но и ко многому обязывает.
В реализации и сервисе продукции будущего совместного предприятия будут задействованы дилерская сеть и система технического обслуживания Волжского автозавода и фирмы Шевроле, входящей в концерн Дженерал Моторс. Система Шевроле будет применена там, где она имеет больший опыт продаж и обслуживания автомобилей. В России же, где более развита вазовская система, продажей и сервисом автомобилей совместного предприятия займется фирменная сеть АвтоВАЗтехобслуживание.